Судья Копылова Е.М. Дело № 21-602/2023
УИД 22RS0011-02-2023-002297-91
№ 12-272/2023 (в 1 инстанции)
РЕШЕНИЕ
6 декабря 2023 года г. Барнаул
Судья Алтайского краевого суда Барсукова Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы начальника территориального отдела в г.Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю Г., защитника П. – Ч. на решение судьи Рубцовского городского суда Алтайского края от 11 августа 2023 года по делу по протесту прокурора г.Рубцовска на постановление начальника территориального отдела в г.Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю Г. от 24 июля 2018 года ***, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника территориального отдела в г.Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю Г. от ДД.ММ.ГГ индивидуальный предприниматель П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 6000 рублей.
Прокурором города Рубцовска ДД.ММ.ГГ на данное постановление принесен протест, в котором он просил отменить постановление и прекратить производство по делу, поскольку ДД.ММ.ГГ возбуждено уголовное дело *** по признакам преступления, предусмотренного пунктом «а» части 2 статьи 238 Уголовного кодекса Российской Федерации. Указано, что одни и те же обстоятельства, имевшие место ДД.ММ.ГГ, послужили основанием для квалификации действий П. по статье 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и при возбуждении уголовного дела пункту «а» части 2 статьи 238 Уголовного кодекса Российской Федерации. Одновременно прокурором заявлено ходатайство о восстановлении срока принесения протеста со ссылкой на нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении индивидуального предпринимателя П. к административной ответственности по статье 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые были выявлены ДД.ММ.ГГ.
Решением судьи Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ протест прокурора г.Рубцовска удовлетворен. Постановление начальника территориального отдела в г.Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ *** отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд 21 августа 2023 года, защитник П. - Ч. просит решение судьи отменить, отказать прокурору в удовлетворении протеста, ссылаясь на отсутствие оснований для восстановления прокурору срока на принесение протеста; рассмотрение протесту прокурора неуполномоченным судом, полагая, что данный протест подлежит рассмотрению Арбитражным судом Алтайского края; фактическое исполнение вступившего в законную силу постановления; принятие решения без учета прекращения П. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд 28 августа 2023 года (срок на подачу жалобы восстанолвен определением от 6 декабря 2023 года), начальник территориального отдела в г.Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю Г. просит решение отменить, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование доводов указано, что уголовное дело было возбуждено ДД.ММ.ГГ, в связи с чем препятствия для вынесения постановления о привлечении индивидуального предпринимателя П. к административной ответственности по статье 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствовали.
П., ее защитник, должностное лицо Г. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, ходатайств об отложении рассмотрения жалоб не поступило.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прокурора Е., возражавшего против удовлетворения жалоб, проанализировав доводы жалоб, оснований для отмены решения судьи не нахожу.
В соответствии со статьей 6.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ИП П. к административной ответственности) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно протоколу об административном правонарушении *** от ДД.ММ.ГГ, составленному должностным лицом территориального отдела в г.Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, ДД.ММ.ГГ в организации стационарного социального обслуживания ИП П. по адресу: <адрес> допущено нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованном месте (пищеблок), а именно пункта 7.1 СанПин 2.1.23358-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания» (далее - СанПин 2.1.23358-16), пунктов 5.1, 5.2, 6.11, 6.21,7.8, 8.2, 9.1, 9.4, 13.4, СанПин 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовления и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (далее - СанПин 2.3.6.1079-01), выразившееся в том, что объемно-планировочные решения помещений пищеблока организации стационарного социального обслуживания ИП П. не предусматривают последовательность (проточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды. Набор помещений не соответствует типу и мощности организации и не обеспечивает соблюдение санитарных правил и норм, пищеблок состоит из одного помещения. На пищевом блоке осуществляется приготовление готовых блюд с использованием сырья, следовательно, возникает необходимость проведения обработки сырых и готовых продуктов раздельно, в специально оборудованных местах, а специально оборудованные цеха на предприятии отсутствуют, имеется только одно помещение, прием продуктов осуществляется через вход для персонала организации стационарного социального обслуживания и проживающих; пункта 8.2 СанПин 2.3.6.1079-01, выразившееся в том, что производство продукции не проводится по технической документации, разработанной в установленной законодательством порядке, техническая документация по условиям и технологии изготовления блюд отсутствует; пункта 9.1 СанПин 2.3.6.1079-01, выразившееся в том, что оценка качества блюд и кулинарных изделий проводится с нарушениями, в журнале бракеража готовой продукции за ДД.ММ.ГГ отсутствует разрешение на раздачу продукции на завтрак, обед, отсутствует оценка степени готовности блюд на ужин ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, оценка качества блюд и кулинарных изделий на завтрак, обед не проводилась, информация за ДД.ММ.ГГ отсутствует, не указывается Ф.И.О. изготовителя продукции, Ф.И.О. проводившего органолептическую оценку, записи за ДД.ММ.ГГ сделаны дважды с указанием разных блюд; пункта 9.4 СанПин 2.3.6.1079-01, выразившееся в том, что в период со ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ при составлении меню трехразового питания для проживающих в организации стационарного социального обслуживания в течение одного дня включаются одноименные блюда и гарниры; пункта 7.8 СанПин 2.3.6.1079-01, выразившееся в том, что не проводятся мероприятия по предотвращению возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), а именно в организацию приняты пищевые продукты (сосиски, набор для супа, фарш куриный, компотная смесь), без документов, подтверждающих их качество и безопасность; пункта 6.11 СанПин 2.3.6.1079-01, выразившееся в том, что для мытья посуды ручным способом не оборудованы трехсекционные ванны для столовой посуды, двухсекционные-для стеклянной посуды и столовых приборов, мытье столовой посуды производится в двух ваннах; пункта 13.4 СанПин 2.3.6.1079-01, выразившееся в том, что не созданы условия для соблюдения работниками столовой правил личной гигиены, на пищеблоке не оборудованы раковины для мытья рук персонала; пункта 6.21 СанПин 2.3.6.1079-01, выразившееся в том, что нарушаются правила мытья посуды, а именно при мытье столовой и кухонной посуды используется моющее средство «Ника супер +», средство концентрированное для мытья посуды, согласно информации на упаковке, данное средство может быть использовано на предприятиях общественного питания, но инструкции о правилах мытья посуды с указанием концентрации и объемов применяемого моющего средства «Ника супер+» отсутствуют, имеются инструкции о правилах мытья посуды с применением посудомоя.
За совершение данного деяния индивидуальный предприниматель П. постановлением начальника территориального отдела в г.Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ привлечена к административной ответственности на основании статьи 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Восстанавливая прокурору срок на принесение протеста, отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу об административном правонарушении на основании подпункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья городского суда исходил из того, что постановлением от ДД.ММ.ГГ следователя СО по городу Рубцовску Следственного управления СК России по Алтайскому краю возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного пунктом «а» части 2 статьи 238 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с оказанием услуг стационарного обслуживания граждан с предоставлением проживания и ухода с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства, то есть услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в том числе П.
В соответствии с названной нормой Уголовного кодекса Российской Федерации уголовная ответственность установлена за производство, хранение или перевозку в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдачу или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
ДД.ММ.ГГ П. привлечена в качестве обвиняемой по уголовному делу, ей предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного пунктом «а» части 2 статьи 238 Уголовного кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГ по вышеназванному уголовному делу утверждено обвинительное заключение и дело направлено в Рубцовский городской суд для рассмотрения по существу.
При квалификации действий П. по статье 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и по пункту «а» части 2 статьи 238 Уголовного кодекса Российской Федерации, дважды были учтены одни и те же признаки объективной стороны составов указанных административного правонарушения и преступления.
Положениями пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При изложенных обстоятельствах постановление должностного лица обоснованно отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку вступившее в законную силу и неотмененное решение о привлечении к административной ответственности лица за совершение тех же действий, которые вменены П. органами предварительного расследования, является препятствием для вынесения приговора.
Доводы жалобы направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и правильных выводов суда не опровергают.
Вопреки указанию в жалобе из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 мая 2023 года № 24-П не следует запрет на прекращения производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с возбуждением уголовного дела.
Как разъяснено в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» жалобы юридических лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на постановление о привлечении к административной ответственности подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
При этом дела, прямо перечисленные в пункте 33 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в любом случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции (ответ на вопрос 10 раздела VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 декабря 2014 года).
Статья 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях включена в главу 6 Кодекса «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность».
Как следует из постановления о назначении административного наказания, объективная сторона совершенного индивидуальным предпринимателем П. административного правонарушения выражается в невыполнении норм действующего законодательства в области санитарно-эпидемиологических требований по организации питания лиц, находящихся в пансионате на основании договоров по уходу за пожилым человеком на возмездной основе.
Таким образом, экономический характер спора непосредственной объективной стороной административного правонарушения не подтвержден, соответственно, спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а доводы жалобы в данной части противоречат действующему законодательству, в связи с чем подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта, в том числе по доводам жалоб, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░., ░░░░░░░░░ ░. - ░░░░░░░░ ░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 30.14 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░