Судья: Овечкина Н.Е. Дело № 07п-88/2019
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 4 марта 2019 года
Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании основную и дополнительную жалобу защитника МБУ «Северное» Шевченко Валентины Владимировны на постановление судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 19 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица МБУ «Северное»,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 19 февраля 2019 года юридическое лицо МБУ «Северное» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок тридцать суток.
В жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, защитник МБУ «Северное» Шевченко В.В. просит отменить вынесенное постановление, мотивируя это тем, что между МБУ «Северное» и АО «<.......>» заключен договор на эксплуатацию объектов газопотребления, АО «<.......>» является собственником газораспределительных сетей и соответственно эксплуатирующей организацией со всеми правами по контролю, эксплуатации, обслуживанию внесений в реестр ОПО и обладает специальной лицензией, в связи с чем, лицензия МБУ «Северное» не требуется и вся ответственность за исполнение надлежащим образом требований к ОПО возлагается на эксплуатирующую организацию и АО «Волгоградгоргаз». Кроме того, полагает, что в данном случае, возможно применение положений о малозначительности, поскольку выявленные нарушения не несут угрозы жизни и здоровью людей, ущерба не причинено, правонарушение совершено впервые. Кроме того, защитник Шевченко В.В. в дополнительной жалобе также просила изменить назначенное МБУ наказание, сократив продолжительность административного приостановления деятельности, с учетом устранения нарушений.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, исследовав доводы жалоб, выслушав защитника МБУ «Северное» Шевченко В.В., просившую удовлетворить дополнительную жалобу и уменьшить срок приостановления деятельности по эксплуатации газового оборудования, должностное лицо составившее протокол об административном правонарушении - В.В.В., прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений ч. 1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 N116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения названного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее -юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.12 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежит эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Как следует из материалов дела, МБУ «Северное» осуществляется деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов III класса опасности: сеть газопотребления - А39-04976-0002 от 17 апреля 2018 года, расположенного по адресу: 400075, <адрес>; сеть газопотребления - А39-04976-0003 от 17 апреля 2018 года, расположенного по адресу: <адрес>; сеть газопотребления - А39-04976-0004 от 17 апреля 2018 года, расположенного по адресу: <адрес> (свидетельство о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов № А39-04976 от 17 апреля 2018 года), без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, чем нарушены требования ст.2, п.12 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ч.1 ст.9, ч.1 ст.6 Федерального Закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.2 «Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности», утв. Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 года № 492.
По результатам проверки главным государственным инспектором межрегионального отдела по общепромышленному надзору и надзору за объектами нефтегазового комплекса Нижне-Волжского управления Ростехнадзора В.В.В. в отношении МБУ «Северное» был составлен протокол об административном правонарушении № 11/203-гн от 28 декабря 2018 года.
Принимая решение о признании юридического лица виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, судья районного суда пришла к выводу, о том, что МБУ «Северное» было обоснованно привлечено к административной ответственности и его вина подтверждается доказательствами, которые суд первой инстанции признал относимыми и допустимыми.
Однако с данными выводами согласиться нельзя по следующим обстоятельствам.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ деятельность, связанная с эксплуатацией взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в числе прочего, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как указано выше, частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно свидетельству о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов № А39-04976 от 17 апреля 2018 года сети газопотребления, зарегистрированы в реестре опасных производственных объектов, эксплуатирующей организацией является МБУ «Северное».
По итогам проведенной проверки юридическому лицу МБУ «Северное» вменено осуществление эксплуатации опасных производственных объектов (сети газопотребления) в отсутствие лицензии на их эксплуатацию в нарушение положений пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ.
При этом, как пояснило в судебном заседании областного суда должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении - В.В.В., нарушения МБУ «Северное» требований промышленной безопасности, которые охватываются диспозицией ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, также заключаются в невыполнении установленных законом действий, предшествующих получению лицензии.
Вместе с тем данное деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В указанной части деяние лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, квалифицировано неправильно.
Аналогичный правовой подход выражен в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 2 марта 2015 г. N 301-АД14-9043, от 1 февраля 2017 г. N 36-АД16-9, от 12.12.2018 N 7-АД18-4 и не противоречит разъяснениям, содержащимся в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ.
Вместе с тем данное обстоятельство оставлено должностным лицом и судебными инстанциями без внимания, требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены.
Оснований для вывода о том, что вмененное юридическому лицу осуществление эксплуатации опасных производственных объектов (сети газопотребления) в отсутствие лицензии на их эксплуатацию образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Поскольку составы административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.1 и частью 1 статьи 9.1 названного Кодекса, имеют разный родовой объект посягательства, переквалификация деяния юридического лица МБУ «Северное» невозможна.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений - об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, вынесенное постановление судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 19 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица МБУ «Северное», подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения в действиях МБУ «Северное».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 19 февраля 2019 года - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица МБУ «Северное», прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием в действиях МБУ «Северное» состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Волгоградского
областного суда подпись Коробицын А.Ю.
<.......>
<.......>
<.......>