Петрозаводский городской суд РК Дело № 5-2593/2022
г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33 УИД 10RS0011-01-2022-005679-76
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
02 июня 2022 года г. Петрозаводск
(Резолютивная часть постановления
объявлена 31 мая 2022 года)
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Кайгородова Ольга Владимировна, при секретаре Соснович С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении
Акционерного общества «Дикси Юг» (далее – АО «Дикси Юг», Общество, юридическое лицо), <данные изъяты>,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения инспекционного визита в отношении АО «Дикси Юг» выявлено, что АО «Дикси Юг» при осуществлении деятельности по реализации пищевой продукции и продовольственного сырья в магазине «Дикси», расположенном по адресу: <адрес>, допустило нарушения требований ст.11, п.3 ст.39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», выразившиеся в несоблюдении требований п.10.4 СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию» при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а именно: полы в торговом зале имеют разводы грязи; на полу разбросаны этикетки, чеки, куски бумаги и картона, отдельные части (куски) овощей (листья капусты, луковая шелуха, части связки бананов); на полу рассыпан сахар, что свидетельствует об отсутствии уборки торгового зала магазина в конце рабочего дня, учитывая режим работы данного магазина с 09.00 час. до 22.00 час., в период введения Распоряжением Главы Республики Карелия от 12 марта 2020 года №127-р на территории Республики Карелия режима повышенной готовности.
Указанные выше нарушения, выявленные в ходе проведения инспекционного визита в отношении АО «Дикси Юг» на основании решения врио руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия Горид Е.А. № от ДД.ММ.ГГГГ, зафиксированы в акте инспекционного визита № от ДД.ММ.ГГГГ.
Законный представитель АО «Дикси Юг», будучи извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, защитника не направил. В представленных суду письменным объяснениях защитник АО «Дикси Юг» Урвилов Е.А., действующий на основании доверенности, указывая, что выявленные нарушения устранены, в магазине произведена уборка, предприняты все возможные меры по предотвращению распространения коронавируса, негативные последствия отсутствуют, ссылаясь на ст.2.9 КоАП РФ, просит признать АО «Дикси Юг» невиновным и прекратить производство по делу.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия Васильева Е.А., действующая на основании доверенности, поддержала обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, полагала доказанной вину привлекаемого лица в совершении инкриминируемого правонарушения, а также об отсутствии оснований для прекращения производства по делу на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью содеянного.
Заслушав представителя административного органа, исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив материалы дела об административном правонарушении №, обозрев видеоматериал на DVD-диске, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
На основании ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года №52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Пунктом 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ предусмотрено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п.10.4 СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20 ноября 2020 года №36 (далее - СП 2.3.6.3668-20) во всех помещениях ежедневно должна проводиться влажная уборка с применением моющих средств. Уборка торгового зала проводится ежедневно в конце рабочего дня с применением моющих средств. В туалетах уборка ежедневно должна проводиться с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 года №66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 года №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV) (п.16 Перечня заболеваний).
Распоряжением Главы Республики Карелия от 12 марта 2020 года №127-р «О введении с 12 марта 2020 года на территории Республики Карелия режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия» в связи с угрозой распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», от 30 марта 2020 года №9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года №15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и на основании статьи 2 Закона Республики Карелия от 26 декабря 2005 года №938-ЗРК «О некоторых вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Карелия» с 12 марта 2020 года на территории Республики Карелия введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия.
Событие административного правонарушения и виновность АО «Дикси Юг» в его совершении подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от 16 марта 2022 года, который отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ и существенных недостатков не имеет; предписанием №442/141-П от 10 сентября 2021 года; решением о проведении инспекционного визита №76 от 15 февраля 2022 года; протоколом осмотра от 16 февраля 2022 года с приложенной видеозаписью; актом инспекционного визита №76 от 16 февраля 2022 года; выпиской из ЕГРЮЛ; другими материалами дела.
Данные доказательства судья признает относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для разрешения дела об административном правонарушении и установления вины АО «Дикси Юг» в совершении вменяемого административного правонарушения.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).
Между тем, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у АО «Дикси Юг» имелась возможность для соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, но юридическом лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, подтверждающих, что привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры по недопущению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, материалы дела не содержат, а выявленное административное правонарушение свидетельствует о виновном характере бездействия правонарушителя.
Вступившим в закону силу ДД.ММ.ГГГГ постановлением мирового судьи судебного участка №352 Подольского судебного района Московской области от 21 апреля 2022 года № АО «Дикси Юг» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 руб., однако данное обстоятельство не является основанием для прекращения производства по настоящему делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, несмотря на то, что нарушения санитарно-эпидемиологических требований и факт невыполнения предписания выявлены в рамках одного инспекционного визита, поскольку административные правонарушения, предусмотренные ч.2 ст.6.3 КоАП РФ и ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, имеют разные объекты посягательств, их составы образованы совершением разных деяний.
Принимая во внимание позицию стороны защиты, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, учитывая то обстоятельство, что никакие доказательства не имеют заранее установленную силу, судья приходит к выводу о доказанности вины АО «Дикси Юг» в совершении административного правонарушения и квалифицирует его действия по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ – нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил, совершенное при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Обстоятельств, установленных ст.2.7 КоАП РФ, исключающих административную ответственность, по делу не выявлено.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с абз.3 п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение ст.2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения - оценочная категория, требующая установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Исходя из оценки конкретных обстоятельств данного дела, объективные основания для применения положений ст.2.9 КоАП РФ отсутствуют, поскольку невыполнение вышеуказанных санитарно-эпидемиологических требований ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, учитывая сложившуюся ситуацию с коронавирусной инфекцией в мире, количество заражений и смертей.
В силу ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер и обстоятельства совершенного АО «Дикси Юг» правонарушения, его высокую степень общественной опасности, а также имущественное и финансовое положение юридического лица, наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства - устранение допущенных нарушений, отягчающего административную ответственность обстоятельства - повторного совершения однородного административного правонарушения, и приходит к выводу о том, что в отношении АО «Дикси Юг» возможно применить административное наказание в виде административного штрафа с учетом положений ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ ниже низшего предела, определенного санкцией ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, поскольку наложение административного штрафа в установленных ею пределах не отвечает целям и индивидуализации административной ответственности, и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав привлекаемого к административной ответственности лица, полагая, что штраф в размере 100000 рублей соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечит достижение целей административного наказания, предусмотренных ст.3.1 КоАП РФ.
Оснований для применения наказания в виде административного приостановления деятельности не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л :
Признать Акционерное общество «Дикси Юг» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит оплате не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу на расчетный счет 40102810945370000073 в Отделении – НБ Республика Карелия//УФК по Республике Карелия, г. Петрозаводск. Получатель – Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия, л/сч 04061788030), ИНН 1001048857, КПП 100101001, БИК 018602104, каз. счет 03100643000000010600, ОКТМО 86701000. Код бюджетной классификации (КБК) 14111601061010003140, УИН 14104100002300050581.
Копию квитанции об уплате штрафа предоставить в Петрозаводский городской суд Республики Карелия (г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33, каб.100).
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья О.В. Кайгородова