Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-548/2016 ~ М-233/2016 от 12.02.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                                    Дело № 2-548/16

21 марта 2016 года                            г. Сальск

Сальский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Масловой Н.Г.,     

при секретаре Черненко Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономаренко В.В. к Управлению социальной защиты населения Сальского района Ростовской области, Министерству труда и социального развития Ростовской области о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», об обязании включить в представление на присвоение звания «Ветеран труда» и в проект распоряжения Правительства о присвоении такого звания,

УСТАНОВИЛ:

Пономаренко В.В. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Сальского района Ростовской области, Министерству труда и социального развития Ростовской области о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», об обязании включить в представление на присвоение звания «Ветеран труда» и в проект распоряжения Правительства о присвоении такого звания, указывая, что он обратился в Управление социальной защиты населения Сальского района Ростовской области с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда» с приложением пакета документов, дающих право на присвоение данного звания, с указанием о назначении ему пенсии по выслуге лет и сведениями о награждении его медалями МВД России «За отличие в службе» 3 и 2 степени.

08.12.2015 года Управлением социальной защиты населения ему сообщено, что для принятия решения о присвоении звания «Ветеран труда» представленных документов недостаточно, Управление социальной защиты отказывает в услуге, так как отсутствует стаж продолжительностью 25 лет для мужчин.

Полагает, что данные требования УСЗН Сальского района и Министерства труда и социального развития Ростовской области не основаны на нормах действующего законодательства. Выслуга лет, дающая ему право на пенсию по линии МВД России, на настоящий момент составляет 20 лет. Приказами ГУВД Ростовской области от 29.10.2005 года № 707 л/с., он награждён медалью «За отличие в службе» З степени, приказом ГУВД по Ростовской области от 27.10.2006 года № 928 л/с награждён медалью «За отличие в службе» 2 степени. Удостоверение к медалям МВД России «За отличие в службе» ему выдавалось по месту прохождения службы, в ОВД по Сальскому району ГУВД Ростовской области на основании приказов ГУВД РО и приложения №1, №3 приказа МВД РФ № 641 от 05 июля 2002 года.

При таких обстоятельствах в соответствии с ч. 1 ст. 7 ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», как полагает истец, он вправе претендовать на присвоение ему звания «Ветеран труда» и выдачу соответствующего удостоверения.

Кроме того, истец ссылается на Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (ст. 13), который предусматривает как основание назначения пенсии за выслугу лет наличие на день увольнения со службы выслуги лет (в льготном исчислении) 20 лет и более.

Выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Достижение требуемой для назначения пенсии выслуги освобождает от необходимости продолжения службы.

Таким образом, то обстоятельство, что он, имея право на получение пенсии за выслугу лет, по мнению ответчиков, не имеет права на присвоение звания «Ветеран труда» исходя из требований ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», является незаконным.

Доводы Министерства труда и социального развития и УСЗН Сальского района о том, что присвоение звания «Ветеран труда» возможно лишь при наличии трудового стажа (для мужчин) в размере 25 лет и более, не основаны на действующем законодательстве «О ветеранах». В соответствии с ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» основанием для присвоения указанного звания является награждение ведомственными знаками отличия и одновременно наличие стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Региональное законодательство также не содержит каких-либо дополнительных условий для присвоения указанного звания.

Ссылаясь на вышеуказанное, просил признать незаконным отказ УСЗН Сальского района в присвоении ему звания «Ветеран труда», обязать УСЗН Сальского района включить его в представление на присвоение указанного звания, обязать Министерство труда и социального развития Ростовской области включить его в проект распоряжения Правительства Ростовской области о присвоении звания «Ветеран труда».

В судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Ростовской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, имеются сведения о получении судебной повестки, письменный отзыв, а также заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд в силу ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие указанного ответчика, выразившего свою позицию в направленном суду отзыве.

В обоснование своей позиции, ссылаясь на Федеральный закон от 12.01.1995 за № 5-ФЗ «О ветеранах», Областной закон от 18.09.2006 № 541-ЗС «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Ростовской области», Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Федеральный закон от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», указало, что наличие указанных в Федеральном законе от 12.01.1995 № 5-ФЗ государственных наград и ведомственных знаков отличия, а также необходимого трудового стажа являются обязательными условиями присвоения звания «Ветеран труда».

Правоотношения о назначении пенсии по выслуге лет и о подсчете общего трудового стажа регулируются разными федеральными законодательными актами. Статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрен общий трудовой стаж для мужчин 25 лет, а для женщин - 20 лет.

Положения статьи 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» по вопросу определения общего трудового стажа носят отсылочный характер к Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В части требований к трудовому стажу для присвоения звания «Ветеран труда» законодатель определил Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях установления единообразия в правоприменительной практике. Органы социальной защиты населения муниципальных образований области при рассмотрении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» в части, касающейся необходимого трудового стажа, руководствуются нормами действующего законодательства.

Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусмотрено понятие трудового стажа, оно заменено на понятие «страховой стаж» и из видов трудовых пенсий исключен вид трудовой пенсии «за выслугу лет», он в настоящее время входит в понятие «трудовая пенсия по старости». Пунктом 3 части 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что в целя определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому).

Согласно статье 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности).

Статьей 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.

Статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» льготное исчисление выслуги лет не предусмотрено, в связи с чем, общая продолжительность трудового стажа, влияющая на присвоение звания «Ветеран труда», должна определяться в календарном исчислении.

Пономаренко В.В. имеет ведомственные медали Министерства внутренних дел Российской Федерации «За отличие в службе» 2, 3 степеней. Однако требуемый трудовой стаж у него отсутствует: выслуга лет Василия Васильевича в календарном исчислении (на 08.12.2015) составляет 22 года 11 месяцев.

В связи с чем, в настоящее время решить положительно вопрос о присвоении Пономаренко В.В. указанного звания в соответствии с Областным законом от 18.09.2006 № 541-ЗС «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Ростовской области» не представляется возможным.

На основании вышеизложенного считаю, что правовых оснований для присвоения звания «Ветеран труда» и удовлетворения исковых требований Пономаренко В.В. не имеется (л.д. 25-27).

Представитель УСЗН Сальского района по доверенности Беседина И.В. исковые требования не признал, ссылаясь на нормы пенсионного законодательства и законодательства о ветеранах, указала, что Пономаренко В.В. имеет ведомственные медали Министерства внутренних дел Российской Федерации «За отличие в службе» 2, 3 степеней, однако требуемый трудовой стаж у него отсутствует: выслуга лет составляет в календарном исчислении (на 08.12.2015) 22 года 11 месяцев. В связи с чем, в настоящее время решить положительно вопрос о присвоении Пономаренко В.В. указанного звания в соответствии с Областным законом от 18.09.2006 № 541-ЗС не представляется возможным.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы настоящего дела, изучив представленные отзывы на исковое заявление, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно пункту «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении РФ и субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании достоверно установлено, что приказом № 296 л/с от 23.08.2010 года Пономаренко В.В. уволен из органов внутренних дел, выслуга лет по состоянию на 23.08.2010г. составляет в календарном исчислении 19 лет 03 мес. 25 дней, в льготном – 24-01-21 (л.д. 8, 10).

Наличие государственных наград и ведомственных знаков отличия, указанных в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», как верно указывает истец, является одним из условий присвоения звания «Ветеран труда».

Приказами ГУВД Ростовской области от 29.10.2005 года № 707 л/с., он награждён медалью «За отличие в службе» З степени, приказом ГУВД по Ростовской области от 27.10.2006 года № 928 л/с награждён медалью «За отличие в службе» 2 степени. Удостоверение к медалям МВД России «За отличие в службе» ему выдавалось по месту прохождения службы, в ОВД по Сальскому району ГУВД Ростовской области на основании приказов ГУВД РО и приложения №1, №3 приказа МВД РФ № 641 от 05 июля 2002 года (л.д. 9).

Установлено, что 08.12.2015 года на заявление о присвоении ему звания «Ветеран труда» Управлением социальной защиты населения истцу сообщено, что для принятия решения о присвоении звания «Ветеран труда» представленных документов недостаточно, Управление социальной защиты отказывает в услуге, так как отсутствует стаж продолжительностью 25 лет для мужчин (л.д. 11).

Обращаясь с настоящим иском, истец полагает ответ УСЗН Сальского района не основанным на законе, так как он имеет стаж для назначения ему пенсии за выслугу лет, следовательно, при наличии у него наград, основания для присвоения ему звания «Ветеран труда» имеются.

Между тем, суд не может встать на позицию истца по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Исходя из Областного закона Ростовской области № 541-ЗС от 18.09.2006 года звание «Ветеран труда» присваивается:

-лицам, награжденным орденами и медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;

-лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

При присвоении звания «Ветеран труда» учитываются:

ордена, медали, почетные звания СССР или РФ, являющиеся государственными наградами;

Почетная грамота Правительства Российской Федерации, Почетная грамота Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, почетный знак Совета Федерации Федерального Собрания РФ «За заслуги в развитии парламентаризма», Почетная грамота Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, почетный знак Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации « За заслуги в развитии парламентаризма», иные ведомственные знаки отличия в труде федеральных органов государственной власти, ведомственные знаки отличия в труде органов власти и управления СССР, Почетная грамота Администрации Ростовской области, Почетный диплом Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области «За заслуги в воспитании детей», Почетная грамота Законодательного Собрания Ростовской области, а также Почетная грамота Федерации Независимых профсоюзов России при условии, что ею награждены профсоюзные работники, освобожденные от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы.

Лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", представляют в орган социальной защиты населения муниципального района (городского округа) по месту жительства следующие документы:

1) письменное заявление о присвоении звания "Ветеран труда";

2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

3) документы, подтверждающие наличие условий для присвоения звания "Ветеран труда".

2. Документами, подтверждающими наличие условий для присвоения звания "Ветеран труда" для лиц, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Областного закона, являются:

1) документы о награждении орденами или медалями, либо о присвоении почетных званий СССР или Российской Федерации, либо о награждении ведомственными знаками отличия в труде, либо иными наградами, указанными в статье 3 настоящего Областного закона.

Таким образом, одним из обязательных условий присвоения звания "Ветеран труда" является наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, который в силу абзаца 4 статьи 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определяется как учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В Федеральном законе N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусмотрено понятие трудового стажа (оно заменено на понятие "страховой стаж") и из видов трудовых пенсий исключен вид трудовой пенсии "за выслугу лет" (он в настоящий период времени входит в понятие "трудовая пенсия по старости").

Пунктом 3 части 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую включаются, в том числе, служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации.

В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Закона, засчитываются:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности) (статья 11 Закона).

Статьей 12 указанного Федерального закона предусмотрено, что исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.

Согласно статье 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности).

Статьей 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.

Поскольку статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" в качестве условия присвоения указанного звания не предусмотрено льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии, то исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях " - в календарном порядке, и общий трудовой стаж для застрахованных лиц из числа мужчин должен быть не менее 25 лет.

Принимая во внимание положения действующего законодательства, фактические обстоятельства, суд приходит к выводу, что истец не имеет трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости, а имеет специальный стаж, который дает ему право на пенсию за выслугу лет, однако не дает права на присвоение звания "Ветеран труда".

Доводы истца в подтверждение указанных им обстоятельств суд не принимает во внимание, полагая их основанными на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Пономаренко В.В. к Управлению социальной защиты населения Сальского района Ростовской области, Министерству труда и социального развития Ростовской области о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», об обязании включить в представление на присвоение звания «Ветеран труда» и в проект распоряжения Правительства о присвоении такого звания отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                    Маслова Н.Г.

В окончательной форме решение изготовлено 24 марта 2016 года.

2-548/2016 ~ М-233/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Пономаренко Василий Васильевич
Ответчики
Министерство труда и социального развития РО
УСЗН Сальского района
Судья
Маслова Н.Г.
Дело на странице суда
salsky--ros.sudrf.ru
12.02.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2016Передача материалов судье
15.02.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2016Подготовка дела (собеседование)
26.02.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2016Судебное заседание
24.03.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2016Дело оформлено
12.07.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее