П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
21 апреля 2022 года а. Тахтамукай
Судья Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея Одинцов В.В., рассмотрев административный материал по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица АО «Газпром газораспределение «Майкоп»,
У С Т А Н О В И Л:
20.12.2021г. старшим государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за системами газораспределения и газопотребления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении №, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1. КоАП РФ.
Согласно данному протоколу 15.12.2021г. административным органом выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности, а именно:
допущено строительство комплектной трансформаторной подстанции в охранной зоне подземного газопровода, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Яблоновский, <адрес> (далее - подземный газопровод), в нарушение части 1 и 2 статьи 9 Федерального закона №116-ФЗ от 27.07.1997г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», подпункта «а» пункта 14 Правил охраны газораспределительных сетей утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Представитель АО «Газпром газораспределение Майкоп» - ФИО3 в судебном заседании пояснила, что дело подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения, так как АО «Газпром газораспределение Майкоп» не является владельцем подземного газопровода по <адрес> на праве собственности, праве хозяйственного управления или праве оперативного управления либо на ином законном основании, осуществляющим его эксплуатацию. На балансе общества указанный объект не значится, в связи с чем, АО «Газпром газораспределение Майкоп» не может быть субъектом данного правонарушения.
Суд, выслушав представителя АО «Газпром газораспределение Майкоп», исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для реализации права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения. В соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69- ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов.
Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 878 (далее - Правила), установлен порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей и нормативных расстояний, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, они действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей (пункт 2 Правил №).
Пунктом 7 Правил № установлены порядок определения охранных зон газораспределительных сетей, которые определяются как территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения.
На земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 Правил, строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения (подпункт "а" пункта 14 Правил).
АО «Газпром газораспределение Майкоп» не является собственником, владельцем или пользователем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Яблоновский, <адрес> и действий, указанных в подпункте «а» пункта 14 Правил не осуществляло.
Административная ответственность по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ предусмотрена за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В преамбуле к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" отмечено, что его положения распространяются на все организации независимо от их организационно- правовой формы и форм собственности, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 3 того же Федерального закона, под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ, "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.
Частью 1 статьи 9 того же Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ установлен перечень требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, согласно которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в частности, соблюдать положения настоящей Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснование безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); организовывать и осуществляв производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность.
Статьей 10 вышеприведенного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116- ФЗ, определено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
В соответствии с п. 8 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ N 536 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением":
эксплуатирующие организации - это организации, осуществляющие эксплуатацию опасного производственного объекта, на основании имеющегося у него права собственности или иного законного основания использования земельных участков, зданий, строений и сооружений, а также технических устройств опасных производственных объектов, в том числе на основании договора аренды, прав хозяйственного ведения, оперативного управления.
Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" владельцем опасного объекта является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие опасным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании и осуществляющие эксплуатацию опасного объекта.
Исходя из изложенных норм, владельцем опасного объекта признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие опасным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании и осуществляющие эксплуатацию опасного объекта.
АО «Газпром газораспределение Майкоп» не является владельцем подземного газопровода по <адрес> на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании, осуществляющим его эксплуатацию. На балансе Общества указанный объект не значится.
На основании изложенного Общество не может является субъектом данного правонарушения.
Часть 3 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ возлагает ответственность на лиц, виновных в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения или в их умышленном блокировании либо повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях.
Таким образом, вина Общества в нарушении требований промышленной безопасности опасных производственных объектов отсутствует. Доказательств того, что АО «Газпром газораспределение Майкоп» были нарушены какие-либо требования промышленной безопасности, материалы дела не содержат. В связи с чем, основания для вывода о том, что действие (бездействие) АО «Газпром газораспределение Майкоп» образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
Статьей 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое в том числе законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч.1 ст.1.5КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Исходя из указанного положения закона, обязанность по доказыванию вины возложена на должностное лицо, рассматривающее дело.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
Таким образом, судом установлено, что АО «Газпром газорапределение Майкоп» не может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в виду того, что не является субъектом данного административного правонарушения.
Учитывая вышеизложенное, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении АО «Газпром газораспределение «Майкоп» следует прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, 29.9–29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении АО «Газпром газораспределение «Майкоп» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд РА через Тахтамукайский районный суд РА течение 10 дней с момента получения копии постановления.
Судья Тахтамукайского
районного суда РА В.В. Одинцов