Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-954/2022 ~ М-580/2022 от 01.04.2022

Дело № 2-954/2022

УИД 27RS0005-01-2022-000813-17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июля 2022 г.                             г. Хабаровск

Краснофлотский районный суд г. Хабаровска в составе судьи Баннова П.С.,

при секретаре Зверевой В.Е.,

с участием представителя истца помощника прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска Седляр С.Н., представителя ответчика Правительства Хабаровского края Герасимова Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к МАОУ «Средняя образовательная школа №58», Управлению образования Администрации г. Хабаровска, Администрации г. Хабаровска, Правительству Хабаровского края, Министерству образования и науки Хабаровского края о возложении обязанности принять мер по устранению выявленных нарушений закона,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Краснофлотского района г. Хабаровска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МАОУ «Средняя образовательная школа №58», Управлению образования Администрации г. Хабаровска о возложении обязанности принять мер по устранению выявленных нарушений закона, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что прокуратурой Краснофлотского района г.Хабаровска проведена проверка о соблюдении прав несовершеннолетних в муниципальном автономном образовательном учреждении «Средняя образовательная школа № 58». Проверкой установлено, что МАОУ СОШ № 58 присвоена 3 категория опасности объекта. В нарушение вышеизложенных требований закона в МАОУ СОШ № 58 отсутствует квалифицированная круглосуточная охрана. Кроме того, прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска выявлены нарушения законодательства о здравоохранении. Как установлено проверкой в МАОУ СОШ № 58 г. Хабаровска имеется медицинский кабинет. Тем не менее, в медицинском кабинете (медицинском блоке), расположенном в МАОУ СОШ № 58 г. Хабаровска, отсутствует следующее медицинское оборудование и медицинские инструменты: коврик (1м* 1,5 м) в количестве 1 шт., корцанг в количестве 4 шт., секундомер в количестве 2 шт., оториноскоп с набором воронок в количестве 1 шт., комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» в количестве 1 шт., аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) в количестве 1 шт., зонды желудочные разных размеров в количестве 4 шт.

Кроме того, в медицинском кабинете (медицинском блоке) на момент проведения проверки имелось в недостаточном количестве следующее медицинское оборудование и медицинские инструменты: тонометр с возрастными манжетами в количестве 1 шт., вместо установленных 2 шт., динамометр кистевой 2-х видов в количестве 3 шт., вместо установленных 4 шт., грелка медицинская в количестве 1 шт., вместо установленных 2 шт., пузырь для льда в количестве 1 шт., вместо установленных 2 шт., жгут кровоостанавливающий резиновый в количестве 1 шт., вместо установленных 2 шт., носилки в количестве 1 шт., вместо установленных 2 шт.

Вместе с тем, Стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях предусмотрено наличие вышеперечисленного медицинского оборудования и медицинских инструментов в полном объеме: коврик (1м* 1,5 м) в количестве 1 шт., корцанг в количестве 4 шт., секундомер в количестве 2 шт., оториноскоп с набором воронок в количестве 1 шт., комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» в количестве 1 шт., аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) в количестве 1 шт., зонды желудочные разных размеров в количестве 4 шт., тонометр с возрастными манжетами в количестве 2 шт., динамометр кистевой 2-х видов в количестве 4 шт., грелка медицинская в количестве 2 шт., пузырь для льда в количестве 2 шт., жгут кровоостанавливающий резиновый в количестве 2 шт., носилки в количестве 2 шт.

Таким образом, данные нарушения законодательства не позволяют обеспечить реализацию прав на охрану здоровья воспитанников МАОУ СОШ№ 58 г. Хабаровска при осуществлении деятельности по воспитанию в образовательной организации.

Указанные в рамках проверки нарушения законодательства о соблюдении и защите прав несовершеннолетних не позволяют обеспечить выполнение основных задач, а именно обеспечение охраны и укрепления здоровья детей, посещающих образовательное учреждение.

По результатам проведенной проверки прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска директору МАОУ СОШ № 58 внесены представления, по результатам рассмотрения которых выявленные нарушения не устранены.

Просит возложить обязанность на МАОУ СОШ № 58 принять меры по устранению выявленных нарушений закона, а именно:

- обеспечить охрану образовательного учреждения квалифицированной круглосуточной охраной, предусмотренной п. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объекта <...>», в течение 12 месяцев (1 года) со дня вступления решения суда в законную силу;

- произвести оснащение медицинского кабинета, расположенного в здании МАОУ СОШ № 58, в соответствии с установленными требованиями закона следующим медицинским оборудованием: коврик (1м* 1,5 м) в количестве 1 шт., корцанг в количестве 4 шт., секундомер в количестве 2 шт., оториноскоп с набором воронок в количестве 1 шт., комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» в количестве 1 шт., аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) в количестве 1 шт., зонды желудочные разных размеров в количестве 4 шт., тонометр с возрастными манжетами в количестве 2 шт., динамометр кистевой 2-х видов в количестве 4 шт., грелка медицинская в количестве 2 шт., пузырь для льда в количестве 2 шт., жгут кровоостанавливающий резиновый в количестве 2 шт., носилки в количестве 2 шт., в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить обязанность на Управление образования Администрации города Хабаровска произвести финансирование мероприятий, связанных:

- с обеспечением охраны образовательного учреждения квалифицированной круглосуточной охраной, предусмотренной п. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объекта <...>», в течение 12 месяцев (1 года) со дня вступления решения суда в законную силу;

- с оснащением медицинского кабинета, расположенного в здании МАОУ СОШ № 58 в соответствии с установленными требованиями закона следующим медицинским оборудованием: коврик (1м* 1,5 м) в количестве 1 шт., корцанг в количестве 4 шт., секундомер в количестве 2 шт., оториноскоп с набором воронок в количестве 1 шт., комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» в количестве 1 шт., аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) в количестве 1 шт., зонды желудочные разных размеров в количестве 4 шт., тонометр с возрастными манжетами в количестве 2 шт., динамометр кистевой 2-х видов в количестве 4 шт., грелка медицинская в количестве 2 шт., пузырь для льда в количестве 2 шт., жгут кровоостанавливающий резиновый в количестве 2 шт., носилки в количестве 2 шт., в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Определениями Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от ***, *** к участию в настоящем гражданском деле в качестве соответчиков привлечены Администрация г. Хабаровска, Правительство Хабаровского края, Министерство образования о науки Хабаровского края.

Определением Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от 22.07.2022 производство по делу по иску Прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к МАОУ «Средняя образовательная школа №58», Управлению образования Администрации г. Хабаровска, Администрации г. Хабаровска, Правительству Хабаровского края, Министерству образования и науки Хабаровского края о возложении обязанности принять меры по устранению выявленных нарушений закона в части требований о возложении обязанности на МАОУ СОШ № 58 принять меры по устранению выявленных нарушений закона, а именно: произвести оснащение медицинского кабинета, расположенного в здании МАОУ СОШ № 58, в соответствии с установленными требованиями закона следующим медицинским оборудованием: коврик (1м* 1,5 м) в количестве 1 шт., корцанг в количестве 4 шт., секундомер в количестве 2 шт., оториноскоп с набором воронок в количестве 1 шт., комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» в количестве 1 шт., аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) в количестве 1 шт., зонды желудочные разных размеров в количестве 4 шт., тонометр с возрастными манжетами в количестве 2 шт., динамометр кистевой 2-х видов в количестве 4 шт., грелка медицинская в количестве 2 шт., пузырь для льда в количестве 2 шт., жгут кровоостанавливающий резиновый в количестве 2 шт., носилки в количестве 2 шт., в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложении обязанности на Управление образования Администрации города следующим медицинским оборудованием: коврик (1м* 1,5 м) в количестве 1 шт., корцанг в количестве 4 шт., секундомер в количестве 2 шт., оториноскоп с набором воронок в количестве 1 шт., комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» в количестве 1 шт., аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) в количестве 1 шт., зонды желудочные разных размеров в количестве 4 шт., тонометр с возрастными манжетами в количестве 2 шт., динамометр кистевой 2-х видов в количестве 4 шт., грелка медицинская в количестве 2 шт., пузырь для льда в количестве 2 шт., жгут кровоостанавливающий резиновый в количестве 2 шт., носилки в количестве 2 шт., в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу – прекращено, в связи с отказом от данных исковых требований.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска Седляр С.Н. заявленные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила суд заявленные исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Правительства Хабаровского края Герасимов Д.Г. в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление.

Представитель ответчика МАОУ «Средняя образовательная школа №58» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался о времени и месте проведения судебного заседания. Согласно представленных возражений на исковое заявление, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчиков Администрации г. Хабаровска, Управления образования Администрации г. Хабаровска, Министерства образования и науки Хабаровского края в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался о времени и месте проведения судебного заседания.

На основании ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

По смыслу ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Пунктами 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3
«Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально - техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и
требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В 2018 году Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации, к компетенции которого отнесены дошкольные и общеобразовательные учреждения, и в Министерство науки Российской Федерации, в ведение которого входят высшие учебные заведения.

В связи с этим Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006).

Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования, являющийся предметом рассмотрения по настоящему делу.

Согласно подпункту "г" пункта 18 Требований N 1006 воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

В силу подпункта "б" пункта 25 Требований N 1006 в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Согласно подпункту "е" пункта 20 Требований N 1006 пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями.

Таким образом, охрана дошкольного образовательного учреждения должна осуществляться круглосуточно путем привлечения сотрудников охранных организаций, а не лицами, не обладающими специальными навыками, не проходившими специальную подготовку, не имеющими спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств, при этом орган местного самоуправления не вправе уклоняться от исполнения обязанности по обеспечению финансирования указанных мероприятий.

Прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска установлено, что в рассматриваемом по настоящему делу образовательном учреждении, охрана учреждения осуществляется не в соответствии с Требованиями (отсутствует круглосуточная охрана специализированной охранной организацией).

Установленное обстоятельство свидетельствует о допущенных ответчиками нарушениях Требований, утвержденных приведенным Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 в части не обеспечения объекта образовательного учреждения круглосуточной охраной и за счет средств органа местного самоуправления, выделение которых на данные цели в адрес учреждения возложены на орган местного самоуправления, т.е. применительно к рассматриваемому спору на Администрацию г. Хабаровска.

Поскольку предусмотренный законодателем вид охранных услуг отсутствовал, а имеющийся не соответствовал установленным требованиям, вопреки позиции Администрации г. Хабаровска, ею, как органом местного самоуправления, за счет выделения субсидий которого в адрес образовательного учреждения последним организуются мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий), суд приходит к выводу, что Администрацией г. Хабаровска не в полном объеме соблюдаются требования законодательства об антитеррористической защищенности рассматриваемого объекта образования.

Отсутствие финансирования, не может служить основанием для несоблюдения органом местного самоуправления своей непосредственной обязанности по выделению средств на организацию образовательным учреждением охраны объекта в целях его террористической защищенности и исполнений требований действующего законодательства в указанной части. Образовательное учреждение самостоятельно несет обязанность по принятию мер антитеррористической защищенности объекта образования, вместе с тем реализовать такую обязанность может только за счет выделяемых средств бюджета городского округа, которые Администрацией г. Хабаровска в необходимом размере обеспечены не были, несмотря на то, что упомянутыми Требованиями прямо предусмотрена обязанность по обеспечению круглосуточной охраной объектов такой категории путем привлечения сотрудников охранных организаций и за счет средств местного бюджета.

Отсутствие финансирования администрации муниципального образования на осуществление профилактических мероприятий в области противодействия терроризму и обеспечения антитеррористической защищенности образовательных учреждений города расценено судом, как бездействие со стороны администрации по принятию всех соответствующих исчерпывающих мер для получения средств бюджета на эти расходы.

Ввиду вышеизложенного заявленные требования не подлежат удовлетворению к Управлению образования Администрации г. Хабаровска, Правительству Хабаровского края, Министерству образования и науки Хабаровского края удовлетворению не подлежат.

Определяя в соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ срок исполнения указанной обязанности, учитывая требования разумности и выполнимости, принимая во внимание доводы представителей сторон, условия и объем совершения к этому необходимых действий, а также неоднократные указания Конституционного Суда Российской Федерации о том, что решение должно быть исполнимым, а именно, что исполнение судебного решения по смыслу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, следует рассматривать как элемент судебной защиты; соответственно, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется, что обязывает федерального законодателя при выборе в пределах своей конституционной дискреции того или иного механизма исполнительного производства осуществлять непротиворечивое регулирование отношений в этой сфере, создавать для них стабильную правовую основу и не ставить под сомнение конституционный принцип исполнимости судебного решения, суд полагает возможным установить такой срок в течении 12 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу для устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к МАОУ «Средняя образовательная школа №58», Управлению образования Администрации г. Хабаровска, Администрации г. Хабаровска, Правительству Хабаровского края, Министерству образования и науки Хабаровского края о возложении обязанности принять мер по устранению выявленных нарушений закона, удовлетворить частично.

Обязать МАОУ «Средняя образовательная школа №58» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить охрану образовательного учреждения квалифицированной круглосуточной охраной, предусмотренной п. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".

Возложить обязанность на Администрацию города Хабаровска произвести финансирование мероприятий, связанных с обеспечением охраны образовательного учреждения квалифицированной круглосуточной охраной, предусмотренной п. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".

В удовлетворении исковых требований к Управлению образования Администрации г. Хабаровска, Правительству Хабаровского края, Министерству образования и науки Хабаровского края, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Краснофлотский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 29.07.2022

Судья: подпись

Копия верна                        П.С. Баннов

Подлинник решения

подшит в деле № 2-954/2022

2-954/2022 ~ М-580/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Краснофлотского района г.Хабаровска
Ответчики
Правительство Хабаровского края
Управление образования Администрации города Хабаровска
Министерство образования о науки Хабаровского края
МАОУ "Средняя образовательная школа № 58"
Суд
Краснофлотский районный суд г. Хабаровска
Судья
Баннов П.С.
Дело на сайте суда
krasnoflotsky--hbr.sudrf.ru
01.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2022Передача материалов судье
05.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2022Подготовка дела (собеседование)
05.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.06.2022Судебное заседание
29.06.2022Судебное заседание
19.07.2022Судебное заседание
22.07.2022Судебное заседание
29.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2022Дело оформлено
23.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее