Дело № 2-4057/2022
УИД 18RS0003-01-2022-004011-66
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июля 2022 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Плеханова А.Н.,
при секретаре Хариной О.А.,
с участием прокурора Шадрина Ф.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Администрации муниципального образования «Город Ижевск», Управлению благоустройства и охраны окружающей среды Администрации муниципального образования «Город Ижевск» о возложении обязанности по обеспечению технически исправного состояния гидротехнических сооружений пруда и их безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор (далее - прокурор, истец) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Город Ижевск" (далее - Администрация г.Ижевска, ответчик), Управлению благоустройства и охраны окружающей среды Администрации муниципального образования «Город Ижевск» (далее - Управление, УБиООС, ответчик) о возложении обязанности по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения пруда (далее – ГТС), расположенного за промышленной базой на улице Новосмирновская, д. 12, города Ижевска (кадастровый номер сооружения - <номер>) и его безопасности, путем выполнения ответчиками работ по капитальному ремонту ГТС в течение 18 месяцев с момента вступления в силу решения суда о возложении указанной обязанности.
Иск мотивирован тем, что по результатам проведенного в 2020 году обследования указанного ГТС, его общее техническое состояние оценено на основании определяющих параметров СП 13-102-2003 Правил обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений, принятых Постановлением Госстроя РФ от 21 августа 20223 № 153 (ответственность конструкций, имеющих дефекты и повреждения, наличие и вид повреждений, подверженность конструкций ремонтно-восстановительным работам, запас по несущей способности и прочности), как недопустимое, а именно: установлено отсутствие на водосбросном сооружении сороудерживающих решеток, обнаружена сплошная коррозия портальной стенки шахты и аварийное состояние водосбросной трубы на входном оголовке; выявлено нарушение верхового откоса земляной плотины вследствие значительной переработки.
Указанные недостатки свидетельствуют о нахождении ГТС в техническом состоянии, характеризующемся снижением несущей способности сооружения и его эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывающих на его территории людей, сохранности оборудования. В случае возникновения гидродинамической аварии возможен разрыв насыпи плотины, разрушение укрепленной автомобильной дороги, расположенной в нижнем бьефе гидроузла. Дальнейшая безопасная эксплуатация сооружения допустима только после проведения ремонтно-восстановительных работ в соответствии с выявленными в процессе обследования дефектами.
ГТС, расположенное за промышленной базой на ул. Новосмирновская, д. 12, г. Ижевска, находится в собственности муниципального образования «Город Ижевск».
Статьями 38, 44 Устава МО «Город Ижевск» полномочиями по решению вопросов местного значения в области владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом по решению вопросов от имени муниципального образования наделена Администрация г.Ижевска.
П. 2.7.19 Решения Городской думы г.Ижевска от 24 апреля 2008 года № 391, п. 2.3.3 Порядка распределения полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования «Город Ижевск» на структурное подразделение Администрации г.Ижевска – Управление благоустройства и охраны окружающей среды Администрации г.Ижевска, в том числе, возложена обязанность по проведению технической инвентаризации, выполнению работ по содержанию, ремонту, обеспечению функционирования каптажных сооружений родников, ГТС объектов муниципальной собственности, расположенных в границах муниципального образования.
Нахождение ГТС, расположенного в непосредственной близости от жилых домов и объектов инфраструктуры, в указанном состоянии представляет реальную угрозу для жизни и здоровья населения. Непринятие ответчиками мер по надлежащему содержанию ГТС в нарушение положений Федерального закона от 26 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» ставит под угрозу безопасность их эксплуатации, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также имущественного ущерба.
На основании изложенного прокурор просил суд возложить на Администрацию Муниципального образования "Город Ижевск" и Управление благоустройства и охраны окружающей среды Администрации муниципального образования «Город Ижевск» обязанность по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения пруда, расположенного за промышленной базой на ул. Новосмирновская, д. 12, г. Ижевска (кадастровый номер сооружения - <номер>), и его безопасности, путем выполнения ответчиками работ по капитальному ремонту ГТС в течение 18 месяцев с момента вступления в силу решения суда о возложении указанной обязанности.
Прокурор Шадрин Ф.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель третьего лица - Западно-Уральского управления Ростехнадзора Сальников А.В., действующий на основании доверенности, полагал иск подлежащим удовлетворению.
В судебное заседание представитель Администрации г.Ижевска и представитель УБиООС не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. В связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав и проанализировав представленные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 3, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Указанные конституционные права граждан обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами установленных экологических требований и нормативов, при соблюдении которых гражданам гарантируется благоприятная среда обитания, не создающая угрозы для причинения вреда жизни и здоровью.
Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее Федеральный закон N 117-ФЗ) регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно статье 3 Федерального закона N 117-ФЗ к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов; собственником гидротехнического сооружения может быть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
Федеральным законом РФ N 117-ФЗ установлена презумпция риска аварийности гидротехнического сооружения.
В соответствии со ст. 10 Закона УР от 18 октября 2006 года N 43-РЗ "О защите населений и территорий Удмуртской Республики от чрезвычайных ситуаций" гидротехнические сооружения относятся к потенциально опасным объектам.
Гидротехническое сооружение должно быть безопасным и обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов (ст. 3 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", раздел 6 "СП 58.13330.2012. Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003" (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 623).
Разделом 6 СП 58.13330.2012 установлены требования, правила и нормы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений при эксплуатации, а именно п. 6.1 предусмотрено, что на каждом гидротехническом сооружении должен быть организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния сооружения, а также определены уполномоченные лица, ответственные за их состояние и безопасную эксплуатацию, назначен персонал по техническому и технологическому надзору и утверждены его должностные функции.
Согласно положениям ст. 9 Федерального Закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
Как следует из ст. 2 Закона УР от 13.05.2005 №17-РЗ «Об установлении границы муниципального образования и наделении соответствующим статусом муниципального образования на территории города Ижевска Удмуртской Республики», муниципальное образование – городское поселение «Город Ижевск» наделено статусом городского округа.
Пунктами 3, 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа.
Согласно ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (п. 2 ст. 18 Федерального закона №131-ФЗ).
В соответствии с пп. 3, 11 ч. 1 ст. 9 Устава муниципального образования «Город Ижевск», принятого решением Городской думы г. Ижевска от 16 июня 2005 года №333, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В соответствии с положениями ст. 38, п. 1 ч. 2 ст. 44 Устава муниципального образования «Город Ижевск» Администрация города является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Удмуртской Республики, в том числе, касающихся владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, порядком и условиями, установленными решениями Городской думы.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Решением Городской думы г.Ижевска от 24 апреля 2008 года N 391 учреждено структурное подразделение Администрации города Ижевска - Управление благоустройства и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска, к ведению которого п. 2.3.3 Порядка распределения полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования «Город Ижевск» (утв. постановлением Администрации г.Ижевска от 12 августа 2014 года № 285) отнесено проведение технической инвентаризации, выполнение работ по содержанию, ремонту, обеспечению функционирования гидротехнических сооружений объектов муниципальной собственности, расположенных в границах муниципального образования "Город Ижевск".
В силу приведенных норм права лицами, уполномоченными на осуществление деятельности, связанной с содержанием объектов муниципальной собственности, в том числе, гидротехнических сооружений, расположенных в границах муниципального образования "Город Ижевск", в надлежащем состоянии, отвечающем требованиям безопасности, их ремонта и обеспечения функционирования является Администрация муниципального образования «Город Ижевск» и Управление благоустройства и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска, в связи с чем указанные лица являются надлежащими ответчиками по делу.
Судом установлено, что гидротехническое сооружение пруда, расположенное за промышленной базой на ул. Новосмирновская, д. 12, г. Ижевска (кадастровый номер сооружения - <номер>), принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию "Город Ижевск", право собственности зарегистрировано 2 августа 2013 года.
Согласно выводам заключения, составленного по результатам инженерного обследования ГТС пруда, расположенного за промышленной базой на ул. Новосмирновская, д. 12, г. Ижевска (кадастровый номер сооружения - <номер>), проведенного <данные изъяты> по заказу Управления благоустройства и охраны окружающей среды Администрации г.Ижевска в рамках муниципального контракта № 35281-2020 от 27 октября 2020 года в целях определения технического состояния элементов конструкций и сооружения в целом, установления соответствия сооружения общим требованиям Свода правил «Гидротехнические сооружения. Основные положения» СП58.13330.2019 (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16 декабря 2019 года № 811/пр.), общее техническое состояние ГТС на основании определяющих параметров (ответственность конструкций, имеющих дефекты и повреждения, наличии е и вид повреждений, подверженность конструкций ремонтно-восстановительным работам, запас по несущей способности и прочности) оценено, как недопустимое.
К основным дефектам ГТС отнесено недопустимое состояние выходной части водосбросной трубы и отводного канала в нижней бьефе, просадки в низовом откосе плотины, отсутствие ограждения автодороги, значительная переработка верхового откоса. Дальнейшая безопасная эксплуатация, согласно выводам заключения, допустима только при выполнении в кратчайшие сроки ремонтно-восстановительных работ на гидроузле, соблюдении требований действующих нормативных и организационно-правовых документов, сохранении заданных параметров эксплуатации сооружения, выполнении рекомендаций по устранению выявленных дефектов.
22 апреля 2022 года Удмуртским природоохранным межрайонным прокурором в адрес Главы МО «Город Ижевск» направлен запрос о необходимости представления информации об обследовании ГТС, находящихся в муниципальной собственности, и принимаемых Администрацией г.Ижевска мерах к их надлежащему содержанию.
Предоставленным Управлением благоустройства и охраны окружающей среды Администрации г.Ижевска ответом от 27 апреля 2022 года № 3768 сообщено о проведенных <данные изъяты> в 2020 году обследованиях всех ГТС, находящихся на балансе муниципального образования, а также подготовленном УБиООС в апреле 2022 года техническом задании на выполнение работ по очистке ГТС от мусора, древесно-кустарниковой растительности, а также технического задания на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации по объекту «Капитальный ремонт ГТС прудов на территории МО «Город Ижевск». Сообщено о запланированных в течение 2022 года работах, в том числе, по разработке проектно-сметной документации на ремонт ГТС.
В приложенном к ответу Управления списке ГТС, находящихся на территории МО «Город Ижевск», техническое состояние спорного ГТС указано, как недопустимое, в числе потенциальных опасностей для объектов, находящихся в нижнем бьефе ГТС, указаны: размыв насыпи, повреждение двух автомобильных дорог.
27 апреля 2020 года Удмуртским природоохранным межрайонным прокурором в адрес Главы МО «Город Ижевск» вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности ГТС, в котором указаны требования о безотлагательном рассмотрении представления и принятии мер по устранению допущенных нарушений Федерального Закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ, их причин и условий, им способствующих, рассмотрении вопроса о привлечении к установленной законом ответственности виновных лиц, необходимости извещения прокуратуры о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в месячный срок.
На указанное представление 30 мая 2020 года Администрацией г.Ижевска в адрес Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора направлено информационное письмо № 3051/02-17ДО, в котором сообщено об отсутствии финансовых средств в бюджете муниципального образования «Город Ижевск» на выполнение работ по приведению ГТС в нормативное состояние, необходимости привлечения средств бюджета Удмуртской Республики с целью проведения капитального ремонта ГТС, на состоявшемся совещании, проведенном УБиООС с участием представителя АО «Удмуртгипроводхоз», по результатам которого принято решение о подготовке последним коммерческого предложения по стоимости услуг на получение проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта, в том числе, спорной ГТС.
<дата> в адрес заместителя начальника Управления от <данные изъяты> поступило коммерческое предложение на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации, в том числе, по капитальному ремонту ГТС пруда, расположенного за промышленной базой по ул. Новосмирновская, д. 12, г. Ижевска.
Вместе с тем, до настоящего времени указанные в представлении прокурора нарушения требований ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" Администрацией г.Ижевска и ее структурным подразделением не устранены, меры по обеспечению технически исправного состояния указанного ГТС не осуществляются, организация безопасной эксплуатации ГТС не обеспечивается, мероприятия по осуществлению капитального ремонта не проведены, что свидетельствует о неисполнении ответчиками возложенной на них законом обязанности по обеспечению безопасности ГТС. Указанные факты признаны представителем ответчиков и в судебном заседании.
Бездействием ответчиков нарушаются гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создается угроза причинения ущерба здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, а также окружающей среде.
Учитывая, что общее техническое состояние ГТС пруда, расположенного за промышленной базой по ул. Новосмирновская, д. 12, г. Ижевска, не соответствует обязательным требованиям и выполнение работ по капитальному ремонту указанных сооружений необходимо для обеспечения безопасности ГТС, соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, как собственника водного объекта, на котором расположено ГТС, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обоснованно предъявил указанные исковые требования в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц, интересах Российской Федерации к Администрации муниципального образования «<адрес>» и Управлению благоустройства и охраны окружающей среды Администрации муниципального образования «Город Ижевск» подлежат удовлетворению.
Срок, заявленный прокурором, в течение которого ответчики должны исполнить возложенные на них обязанности, то есть в течение 18 месяцев после вступления решения в законную силу, суд находит разумным и достаточным для исполнения такой обязанности. Доказательств невозможности исполнения возложенной обязанности в указанный срок представителем ответчиков не представлено.
На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает срок для исполнения возлагаемой судом обязанности – в течение 18 месяцев после вступления решения в законную силу с сообщением об устранении допущенных нарушений суду и истцу.
Оснований для взыскания по делу государственной пошлины не имеется, поскольку стороны в силу ст. 333.36 НК РФ освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора (<номер>), в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Администрации муниципального образования «Город Ижевск» (ИНН <номер>), Управлению благоустройства и охраны окружающей среды Администрации муниципального образования «Город Ижевск» (ИНН <номер>) о возложении обязанности по обеспечению технически исправного состояния гидротехнических сооружений пруда и их безопасности удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Город Ижевск», Управление благоустройства и охраны окружающей среды Администрации муниципального образования «Город Ижевск» обеспечить технически исправное состояние гидротехнического сооружения пруда, расположенного за Промышленной базой по улице Новосмирновская, дом 12, города Ижевска (кадастровый номер сооружения - <номер>) и его безопасности, путем выполнения работ по капитальному ремонту указанного гидротехнического сооружения в течение 18 месяцев с момента вступления в силу настоящего решения суда.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный суд Удмуртской Республики через районный суд.
Решение в окончательной форме принято 13 июля 2022 года.
Председательствующий судья А.Н.Плеханов