2-4483-22
21RS0025-01-2022-005585-20
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Чебоксары 14 декабря 2022г.
Московский районный суд г.Чебоксары ЧР в составе председательствующего судьи Мамуткиной О.Ф., с участием старшего помощника прокурора Московского района г.Чебоксары Васильевой Е.А., при секретаре Алиевой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лаптевой Анастасии Сергеевны к Государственному учреждению- Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца
У С Т А Н О В И Л :
Лаптева А.С. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ-Отделению ПФ РФ по ЧР о признании права на назначение пенсии по случаю потери кормильца по тем мотивам, что ДАТАг. умер ее отец ФИО2 При его жизни она находилась на его иждивении, она обучалась в школе и в техникуме. Решением пенсионного органа ей было отказано в назначении пенсии по потери кормильца. Просит назначить пенсию по потери кормильца с ДАТАг.
Дополнительным исковым заявлением Лаптева А.С. изменила исковые требования к ГУ-Отделение ПФ РФ по ЧР, и по тем же основаниям просила назначить страховую пенсию по потери кормильца с ДАТА.
В судебном заседании Лаптева А.С. и ее представитель Назарова С.А., действующая на основании ордера, исковое заявление поддержали и показали, что при жизни ее отец Лаптев С.А. постоянно помогал, передавал деньги на одежду, оплату учебы, и продукты питания. Лаптев С.А. работал в г. Москва, по гражданско-правовым договорам.
3-е лицо на стороне истца Лаптева Р.В., действующая от своего имени и как законный представитель Лаптевой В.С., исковое заявление поддержала и показала, что она является <данные изъяты>, вынуждена тратить свои доходы на лечение и приобретение лекарств для себя. Воспитывает двоих детей. Ее бывший муж Лаптев С.А. постоянно помогал ей материально, передавал деньги на содержание детей, на лечение дочери Анастасии, он также передавал продукты питания, молоко, вещи для детей.
Представитель ответчика, ГУ –Отделение Пенсионного фонда РФ по ЧР, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело без их участия, иск не признает.
Суд, выслушав объяснения истца и ее представителя, свидетелей, заключение прокурора, полагавшего, что иск подлежит удовлетворению, ознакомившись с материалами гражданского дела, приходит к следующему.
Истец Лаптева А.С. является дочерью Лаптева Сергея Амфросьевича, что подтверждается свидетельством о ее рождении.
Согласно свидетельству о смерти Лаптев С.А. умер ДАТАг.
ДАТАг. Лаптева А.С. обратилась в ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по ЧР с заявлением о назначении страховой пенсии по потери кормильца.
Решением пенсионного органа НОМЕР от ДАТАг. Лаптевой А.С. в назначении страховой пенсии по потери кормильца было отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт нахождения на иждивении.
Кроме того, Лаптевой А.С. также было отказано в назначении социальной пенсии по потери кормильца.
Истцом требование о признании права на получение страховой пенсии по потери кормильца мотивировано фактом нахождения на иждивении.
В соответствии с частью 1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч.2 ст.39 Конституции РФ).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховую пенсию по случаю потери кормильца, круг лиц, имеющих право на эту пенсию, и условия ее назначения определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с ч.1 ст.10 названного закона право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Перечень лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, приведен в п.1 - 4 ч.2 ст.10 Федерального закона "О страховых пенсиях". В их числе - дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Дети умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, осуществлявшие на день смерти кормильца работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", признаются состоявшими на его иждивении в случае, если они получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (ч.3 ст.10 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (ч.4 ст.10 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, круг которых определен в ч.2 ст.10 Федерального закона "О страховых пенсиях", если они состояли на иждивении умершего кормильца, то есть находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. При этом не исключается наличие у нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца какого-либо собственного дохода. Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего кормильца членом его семьи может быть установлен в том числе и в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим кормильцем, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию члена семьи умершего кормильца.Такое толкование понятия "иждивение" согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 30 сентября 2010 г. N 1260-О-О.
К числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, относятся дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет. При этом иждивение детей умершего кормильца, не достигших возраста 18 лет (за исключением детей, объявленных в установленном законом порядке полностью дееспособными до достижения ими возраста 18 лет), предполагается и не требует доказательств. В то же время факт нахождения на иждивении после достижения ребенком возраста 18 лет в случае его обучения по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, и осуществлявших на день смерти кормильца работу и (или) иную деятельность, подлежит доказыванию в предусмотренном законом порядке.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, при освоении лицом образовательной программы в очной форме - в отличие от обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам - устанавливается максимальный объем аудиторной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица; исходя из этого специфика организации учебного процесса в рамках названной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения детьми умершего кормильца, обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности, а потому отнесение их к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства (постановления от 5 декабря 2017 г. N 36-П, от 27 ноября 2009 г. N 18-П, определение от 17 декабря 2001 г. N 1071-О-О).
Таким образом, дети умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет и обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, но в то же время осуществлявшие на день смерти кормильца работу и (или) иную деятельность, имеют право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, если они после достижения совершеннолетия продолжали находиться на иждивении родителей, то есть оставались на их полном содержании или получали от них такую помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Решением мирового судьи СУ №1 Калининского района г.Чебоксары от ДАТАг. с Лаптева С.А. были взысканы алименты на содержание дочери Анастасии и дочери Виктории в размере 1/3 части всех видов заработка ежемесячно с ДАТАг. по ДАТАг., с ДАТАг. алименты в размере <данные изъяты> части заработка до совершеннолетия Виктории.
Из письменных расписок следует, что с ДАТАг. по ДАТАг. Лаптев С.А. передавал систематически алименты на содержание своих дочерей Лаптевой Анастасии и Лаптевой Виктории.
Свидетель ФИО10 суду показал, что является бабушкой Лаптевой А.С., Лаптев С.А. ездил на заработки в г.Москву, г.Н.Новгород, деньги передавал для дочери Анастасии, по 10 000 руб., также передавал ей сельскохозяйственные продукты, Лаптева А. все лето жила в деревне, в доме ее отца.
Свидетель ФИО11 дал суду аналогичные показания, дополнительно показал, что денежные средства Лаптев С.А. передавал дочери от 10 до 15 тысяч рублей регулярно, в зависимости от заработка.
Свидетель ФИО12 суду показал, что он вместе с Лаптевым С.А. работал в г.Москве, по приезду с заработков Лаптев С.А. постоянно передавал наличные деньги дочери, размеры денежных сумм достигали и 50-60 тысяч рублей.
Свидетель ФИО13 суду показала, что мать Лаптевой А.С. постоянно болеет, является инвалидом, Лаптев С.А. постоянно помогал дочери Лаптевой Анастасии деньгами, продуктами питания.
Свидетель ФИО14 суду показала, что она проживает по соседству с семьей Лаптевых, она постоянно видела в квартире Лаптева С.А., на его деньги был отремонтирован балкон квартиры. Он покупал для дочери вещи, обувь, после заработков в г.Москве всегда приезжал к дочери и передавал ей деньги.
Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется.
Заработок Лаптевой А.С. в ООО «Инвал» носил временный характер, размер заработка составлял менее МРОТ, установленного законом, и ДАТАг. Лаптева А.С. была уволена по ст. 77 п.3 ТК РФ.
Мать истца, Лаптева Р.В. является <данные изъяты>
Сама истец обучается на очной форме обучения ГАПОУ «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции» на коммерческой основе. Стоимость обучения составляет 162 782 руб., из которых матерью Лаптевой А.С. оплачено 122 110 руб.
Таким образом, на день смерти отца – ДАТА, имелся лишь временный доход Лаптевой А.С., что является основанием для установления факта нахождения на его иждивении, так как денежная выплата ее отца являлась постоянным и основным источником средств существования дочери.
При таких обстоятельствах, суд находит требование Лаптевой А.С. об установлении факта нахождения на иждивении и назначении ей страховой пенсии по потери кормильца обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу ч. 1 и 5 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
Поскольку обращение истца за назначением пенсии последовало не позднее 12 месяцев со дня смерти отца, суд приходит к выводу о назначении пенсии с ДАТА, т.е. со дня смерти кормильца.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.195-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Обязать Государственное учреждение-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии назначить с ДАТАг. Лаптевой Анастасии Сергеевне, <данные изъяты> страховую пенсию по потери кормильца.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный Суд ЧР.
Председательствующий:
Решение принято в окончательной форме ДАТАг.