Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 марта 2024 года <адрес>
Кочевский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шерстюкова И.В., при секретаре судебного заседания Мясниковой Н.Н.,
с участием: прокурора Коноваловой О.О.,
истца Чугайновой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кочевского района Пермского края в интересах Чугайновой Ю. А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования по Пермскому краю о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда,
установил:
Прокурор Кочевского района Пермского края в интересах Чугайновой Ю. А. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования по Пермскому краю о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
В прокуратуру Кочевского района ДД.ММ.ГГГГ обратился Свидетель №1 в интересах Чугайновой Ю.А. о необеспечении ее Отделением фонда пенсионного и социального страхования по Пермскому краю техническими средствами реабилитации: 8-09-23 Корсет полужесткой фиксации.
Чугайнова Ю.А. согласно справки врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом <данные изъяты>. Индивидуальной программой реабилитации (ИПРА) <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ инвалиду рекомендованы технические средства реабилитации (ТСР), в том числе [8-09-23] Корсет полужесткой фиксации. Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий: с ДД.ММ.ГГГГ- бессрочно.
ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления и индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ Чугайнова Ю.А. поставлена на учет в ОСФР для получения [8-09-23] Корсет полужесткой фиксации. Однако в нарушение требований п.5 Правил в 7-дневный срок с даты заключения государственного контракта и до настоящего времени направление на получение технических средств реабилитации Чугайновой Ю.А. не направлено.
Согласно информаци ОСФР от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по итогам проведения электронного аукциона с филиалом «Пермский» АО «Московское протезно-ортопедическое предприятие» был заключен контракт № на выполнение работ по изготовлению корсетов полужесткой фиксации для обеспечения в 2023 году инвалидов, проживающих на территории Пермского края. Срок действия контракта до ДД.ММ.ГГГГ. Обеспечить Чугайнову Ю.А. в рамках указанного контракта не представилось возможным в виду того, что по данному контракту обеспечены граждане, вставшие на учет в ОСФР до ДД.ММ.ГГГГ.
Граждане льготной категории, состоящие на учете в ОСФР обеспечиваются средствами реабилитации не поставлено в зависимость от поступления денежных средств из федерального бюджета, поскольку, установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, государство приняло на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Чугайнова Ю.А. техническими средствами реабилитации: Корсет полужесткой фиксации, не обеспечена.
Согласно заявлению Чугайнова Ю.А. действиями ОФСР, выразившимся в несвоевременном обеспечении ее необходимыми ТСР, приносит ей неудобства, так как она не может полноценно двигаться, выходить на улицу, то есть действия ОФСР причиняет ей нравственные и физические страдания, ограничивает ее жизнедеятельность, создает препятствия для ее социальной адаптации. Она не чувствует себя «на равных» с другими людьми.
Сам факт несвоевременного обеспечения инвалида ТСР является доказательством причинения нравственных и физических страданий. Несвоевременное обеспечение Чугайновой Ю.А. техническими средствами реабилитации, необходимыми ей по состоянию здоровья, с учетом индивидуальных особенностей, затрагивает ее здоровье, что относится к личным неимущественным правам гражданина и свидетельствует о причинении морального вреда.
Ссылаясь на положения ст.ст. 9, 10, 11 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», ст. ст. 151, 1101, 1099, ГК РФ, просит возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю обеспечить Чугайнову Ю. А. техническими средствами реабилитации: [8-09-23] Корсет полужесткой фиксации, взыскать компенсацию морального вреда в пользу Чугайновой Ю. А. в сумме 5000 рублей.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме. Права истца Чугайновой Ю.А. нарушаются длительный период, со второй половины 2022 года не получала техническое средство реабилитации, без которого не может обойтись, была поставлена на учет ДД.ММ.ГГГГ, но корсет так и не получила, хотя должна обеспечиваться раз в 6 месяцев, пришлось обращаться повторно, ДД.ММ.ГГГГ, сроки изготовления нарушены. Чугайнова Ю.А. ограничена в передвижении по состоянию здоровья и не имеет возможности выехать для снятия размеров (мерки) и самостоятельного приобретения корсета, также и использование электронного сертификата является правом инвалида. Нарушены личные неимущественные права Чугайновой Ю.А., поэтому имеются правовые основания в соответствии со статьей 151 ГК РФ для взыскания денежной компенсации морального вреда.
Чугайнова Ю.А. исковые требования поддержала, пояснила, что является инвалидом с 2014 года. Ранее с момента установления инвалидности ей каждые полгода выдавали корсет, последний раз выдали на 1 полугодие 2022 года, потом перестали выдавать, на телефонные звонки указывали на разные причины (нет средств, нет материала, ждите). Без корсета она никак не может, даже встать с кровати, старый корсет изношен, несколько раз зашивали, перешивали, в связи с чем не может передвигаться даже по жилому помещению; ввиду специфики заболевания, корсет должен плотно прилегать к телу. Заявки подавали, замеры были сделаны ранее, самостоятельно приобрести корсет не имеет возможности, так как ввиду состояния здоровья не имеет возможности передвижения. Испытывает моральные и физические страдания, в связи с чем просит взыскать денежную компенсацию морального вреда.
Ответчик Отделение фонда пенсионного и социального страхования по Пермскому краю в судебное заседание представителя не направил. Представителем ответчика по доверенности от 20.12.2023 №Ю3-201 Фирсовым Р.В. направлены возражения, в которых он, ссылаясь на положения ч.8, ч.12 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.19954 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пункты 4, 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240, отмечает, что инвалиды обеспечиваются ТСР в рамках государственных контрактов, заключаемых в порядке, предусмотренном Законом №44-ФЗ. В целях соблюдения равных прав граждан Отделение Фонда осуществляет обеспечение ТСР в порядке очередности подачи заявлений. Чугайнова Ю.А. поставлена на учет по обеспечению ТСР ДД.ММ.ГГГГ. Органы СФР не отказывали в предоставлении Чугайновой Ю.А. ТСР, и продолжают работу по обеспечению граждан полагающимися им по закону ТСР. Чугайнова Ю.А. может быть обеспечена ТСР не только путем непосредственного предоставления соответствующего ТСР, но и другими способами, так в соответствии с п. 15(1) Правил инвалиду может быть выплачена компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами. Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утвержден приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.Законодательство прямо предусматривает возможность подачи заявления о возмещении расходов по приобретению ТСР с приложением документов, подтверждающих понесенные расходы. Инвалид также вправе обратиться в отделение Фонда с заявлением об оформлении электронного сертификата на приобретение ТСР. Для оформления электронного сертификата необходимо предоставить паспорт и карту МИР. Если стоимость приобретаемого ТСР с использованием электронного сертификата будет выше предельной стоимости, установленной в электронном сертификате, то гражданин вправе доплатить из собственных средств до стоимости приобретаемого ТСР.
Также не согласны с требованием о взыскании компенсации морального вреда. Компенсация морального вреда присуждается истцу при установлении судом самого факта нарушения его имущественных прав. Нормами закона №181-ФЗ не предусмотрено взыскание морального вреда в случае не предоставления в натуре технических средств реабилитации. Поскольку ТСР, а также денежная компенсация за счет средств федерального бюджета являются материальными благами, соответственно право на их получение является имущественным, отсутствие в Законе №181-ФЗ указания на возможность взыскания морального вреда свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца. Основанием для взыскания морального вреда являются установление таких элементов как наличие вреда, противоправность действий его причинителя, причинно-следственная связь между такими действиями и возникновением вреда, вина причинителя вреда. Истцом не предоставлено доказательств наличия данных элементов гражданско-правовой ответственности. Так, в заявлении не указано какие именно действия (бездействия) отделения Фонда не соответствуют закону, не подтверждены документально или иным способом нравственные страдания, наличие причинно-следственной связи между предполагаемыми действиями отделения Фонда и наступившим вредом, не представлено доказательств вины отделения Фонда, не определена форма вины (умысел, неосторожность), а также ее степень.
Также в возражениях ходатайствуют о рассмотрении гражданского дела без участия представителя отделения Фонда.
Согласно статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц участвующих в деле, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, предусмотренных законом (часть 1 статьи 39).
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ).
В силу ст. 1 Федерального закона № 181-ФЗ инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения (ст. 2 Федерального закона № 181-ФЗ).
Согласно ст. 10 Федерального закона № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно ст. 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь; специальные средства для передвижения (кресла-коляски). Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона N 181-ФЗ).
Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
В соответствии с п. 3 Правил обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем: а) предоставления соответствующего технического средства (изделия); б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия); в) предоставления проезда инвалиду (ветерану, при необходимости - сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, указанной в абзаце втором пункта 5 настоящих Правил; г) оплаты проживания инвалида (ветерана, при необходимости - сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях; д) выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте "в" настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации; е) формирования электронного сертификата для приобретения технического средства (изделия) и услуги по ремонту технического средства (изделия) с использованием электронного сертификата.
В силу п. 4, 5 Правил Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление), либо самостоятельно осуществляет доставку и (или) выдачу технического средства (изделия), приобретенного уполномоченным органом для предоставления инвалиду (ветерану). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта, а также коды технических средств (изделий) в каталоге, подлежащих предоставлению инвалиду (ветерану).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Чугайнова Ю.А. бессрочно с ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом <данные изъяты>.
Согласно акта приемки работ ( л.д.54) от ДД.ММ.ГГГГ Чугайнова Ю.А. по направлению № от ДД.ММ.ГГГГ получила протезно – ортопедическое изделие корсет полужесткой фиксации, исполнитель ООО «Терра Вита».
ДД.ММ.ГГГГ ГУ «Пермское региональное отделение ФСС РФ» уведомило исх 10 – 11/10 – 1226 - з Чугайнову Ю.А. о сроке пользования корсетом полужесткой фиксации: 6 месяцев с момента получения изделея, то есть не ранее 01.08.2022( л.д.55). Уведомлением о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно – ортопедическими изделиями № от ДД.ММ.ГГГГ Чугайнова Ю.А. поставлена на учет на изготовление изделия 8 – 09 – 23 корсет полужесткой фиксации (л.д.55/2). ДД.ММ.ГГГГ выдано направление (л.д.56) для получения, изготовления корсета полужесткой фиксации. Как следует из материалов дела, пояснений Чугайновой Ю.А. несмотря на истечение сроков пользования корсетом(6 месяцев), постановки на учет и выдачи направления, фактически Чугайнова Ю.А. протезно – ортопедическим изделием обеспечена не была.
Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее по тексту ИПРА инвалида) от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Бюро №35 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю», Чугайновой Ю.А. рекомендованы к применению технические средства реабилитации, в том числе, корсет полужесткой фиксации: 1 шт. Срок действия программы – бессрочно.
Чугайнова Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями – 8-09-23 Корсет полужесткой фиксации, регистрационный номер по постановке на учет №, о чем Чугайновой Ю.А. было направленно соответствующее уведомление.
Согласно информации ОСФР по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по итогам проведенного электронного аукциона с филиалом «Пермский» АО «Московское протезно-ортопедическое предприятие» был заключен государственный контракт № на выполнение работ по изготовлению корсетов полужесткой фиксации для обеспечения в 2023 году инвалидов, проживающих на территории Пермского края, <данные изъяты>. Срок действия контракта – до ДД.ММ.ГГГГ. Обеспечить Чугайнову Ю.А. в рамках указанного контракта не представилось возможным в виду того, что по данному контракту обеспечены граждане, вставшие на учет в ОСФР до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно индивидуальной программы реабилитации истца, ей бессрочно требуются специальные технические средства реабилитации ввиду установленного ей диагноза. Сроки предоставления средства реабилитации нарушены.
Доводы ответчика о зависимости исполнения обязательства по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации от особенностей процедуры заключения и исполнения государственных контрактов, а также наличие у истца возможности реализовать свое право на права получения технического средствами реабилитации иными способами (приобретение за собственный счет с последующей компенсацией понесенных расходов) несостоятельны в силу следующего. Обстоятельства, на которые ссылается ответчик, не могут умалять право инвалида на бесплатное обеспечение технических средств реабилитации, назначенных ему решением врачебной комиссии по жизненным показаниям. Доводы возражений представителя ответчика противоречат правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 15.05.2006 № 5-П и от 23.04.2004 № 9-П, из которых следует, что Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств. Необходимость соблюдения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при организации, а также положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, не препятствует своевременному, полному выполнению обязанности ответчика по обеспечению инвалида жизненно необходимых ему средств реабилитации. Обстоятельств экстраординарного характера, препятствующих своевременному обеспечению инвалида средствами реабилитации, не имелось. В результате бездействия ответчика инвалид Чугайнова Ю.А. ежедневно ощущала дискомфорт, испытывала ограничения, неудобства.
Реализация прав граждан инвалидов на предоставление технических средств реабилитации не ставится в зависимость от особенностей проведения закупок для обеспечения государственных нужд, длительности указанных процедур применительно к государственному контрактам, которые не являются основанием для не предоставления им средств реабилитации, поскольку невыполнение данных обязательств лишает возможности инвалидов устранить или возможно более полно компенсировать ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, а значит, и его социальной адаптации, материальной независимости и интеграции в обществе. Выдача направления на изготовление технического средства реабилитации в отсутствие доказательств его исполнения не свидетельствует о выполнении ответчиком предусмотренной законом обязанности по обеспечению инвалида техническим средством реабилитации.
Механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Сведений о выплате соответствующей компенсации истцу согласно указанной норме закона ответчиком не представлено.
Возможное самостоятельное приобретение технических средств реабилитации с последующей компенсацией расходов за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку способ защиты нарушенного права выбирает сам истец исходя из своих возможностей, в том числе и финансовых.
В силу п. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Как предусмотрено ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.
Обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации или выплата компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации относится к числу мер социальной поддержки инвалидов и направлено на обеспечение определенного жизненного уровня этой категории граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния.
Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в том числе права на социальную защиту, здоровье, гарантированные Конституцией Российской Федерацией и федеральным законом.
Принимая во внимание, что ответчиком нарушен срок в части обеспечения Чугайновой Ю.А. техническими средствами реабилитации, а также то обстоятельство, что право получения меры социальной поддержки, тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на ее здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ей тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания), суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда.
Таким образом, довод ответчика об отсутствии в Федеральном законе №181-ФЗ норм о взыскание морального вреда в случае не предоставления в натуре технических средств реабилитации инвалиду, а также отсутствие обязательных элементов (наличие вреда, противоправность действий его причинителя, причинно-следственная связь между такими действиями и возникновением вреда, вина причинителя вреда) являвшихся основанием для взыскания морального вреда несостоятелен.
Принимая во внимание, что компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено прокурором в интересах истца, в связи с неправомерными действиями ответчика, выразившиеся в его не обеспечении полагающимися техническими средствами реабилитации, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 1064), устанавливающие общие основания ответственности за причинение вреда, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного ей, как полагает истец, ОСФР по Пермскому краю.
Внук истца свидетель Свидетель №1, осуществляющий уход за инвалидом Чугайновой Ю.А., пояснил в судебном заседании, что в связи с необеспечением средством реабилитации Чугайнова Ю.А. лишена возможности свободного передвижения, испытывает чувство не полноценности, переживает, испытывает нравственные страдания.
Суд приходит к выводу о том, что несвоевременное обеспечение истца Чугайнову Ю.А. техническим средством реабилитации необходимого ей по состоянию здоровья (по роду заболевания), с учетом индивидуальных особенностей, затрагивает ее здоровье, относится к нарушению личных неимущественных правам и свидетельствует о причинении морального вреда. Сам факт необеспечения техническими средствами реабилитации является доказательством того, что инвалиду причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание фактические обстоятельства, при которых истцу Чугайновой Ю.А. был причинен вред, степень вины ответчика, индивидуальные особенности истца - инвалидность группы и, исходя из требований разумности и справедливости, приходит к выводу, что денежная компенсация в размере 5 000 рублей будет являться соразмерной степени перенесенных истцом нравственных страданий.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд приходит к выводу, что установление срока исполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ является достаточным и разумным, с учетом всесторонней оценки обстоятельств дела.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Кочевского района Пермского края в интересах Чугайновой Ю. А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования по Пермскому краю о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда, удовлетворить.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю, ОГРН 1035900505200 обязанность по обеспечению Чугайновой Ю. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, паспорт серии <данные изъяты> техническим средством реабилитации – [8-09-23] Корсет полужесткой фиксации в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю, ОГРН 1035900505200 в пользу Чугайновой Ю. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, паспорт <данные изъяты> в счет компенсации морального вреда денежные средства в размере 5 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда.
Судья И.В. Шерстюков