Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3017/2022 ~ М-2525/2022 от 28.06.2022

Дело № 2-3017/22

74RS0031-01-2021-010166-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 августа 2022 года Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Зенцовой С.Е.,

при секретаре Сидоренко Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Магма» об устранении нарушений действующего законодательства и понуждению к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

В окончательных требованиях Магнитогорский природоохранный прокурор Челябинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Магма» (ООО «Магма») об устранении нарушений действующего законодательства и понуждению к совершению действий.

В обоснование заявленных требований указал, что Магнитогорской природоохранной прокуратурой на основании мониторинга государственной системы объектов негативно воздействия проведена проверка законодательства об охране окружающей среды. Установлено, что производственная деятельность ООО «Магма» осуществляется на объекте негативного воздействия на окружающую среду – промышленная площадка № 1II категории на земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен>, <адрес обезличен> Основная деятельность ООО «Магма» - производство щебня, бетона, чугуна.

ООО «Магма» имеет источники выбросов вредных (загрязняющих веществ в атмосферный воздух, однако мероприятия для производственных площадок по уменьшению выбросов, согласованные с органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора не разработаны и не осуществляются.

В нарушение требований дей    ствующего законодательства ООО «Магма» не осуществлен учет выбросов в атмосферный воздух, в том числе, в периоды НМУ, осуществляет эксплуатацию объекта негативного воздействия в отсутствие установленной расчетной и окончательной санитарно-защитной зоны.

Министерством экологии Челябинской области по выявленным нарушениям ООО «Магма» 27 апреля 2022 года привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 руб., однако нарушения не устранены.

Магнитогорской природоохранной прокуратурой 29 марта 2022 года в адрес ООО «Магма» вносилось представление об устранении нарушений закона, согласно поступившему ответу, нарушения не устранены.

Выявленные нарушения с учетом их длительности, количества источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, опасностью выбрасываемых в атмосферный воздух загрязняющих веществ для жизни и здоровья граждан, окружающей среды, являются существенными нарушениями охраняемых общественных правоотношений, создают реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан, в результате чего нарушено право неопределенного круша лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Просил возложить на ООО «Магма» обязанность в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства, а именно:

- обеспечить на объекте негативного воздействия на окружающую среду по адресу: <адрес обезличен> выполнение согласованных с Министерством экологии Челябинской области мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий;

- разработать проект санитарно-защитной зоны для производственной площадки, расположенной по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, Саратовский переулок, д. 5, представить его в установленном порядке в Управление Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области для получения санитарно-эпидемиологического заключения;

- обратиться в установленном порядке с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны для производственной площадки, расположенной по адресу: <адрес обезличен>

В судебном заседании помощник Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области Королев И.Н., уточненные исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенных в исковом заявлении.

Представитель ответчика, ООО «Магма» Хусаинов М.Р., действующий на основании доверенности №7 от 11 января 2021 года, в судебном заседании пояснил, что возражения по заявленным требованиям отсутствуют, в настоящее время предприятием проводятся меры по устранению нарушений.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности с представленными доказательствами по делу, приходит к следующему.

Согласно ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов российской Федерации, уполномоченной на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Обязанность соблюдения требований природоохранного законодательства при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов возложена на юридических лиц.

Мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ должны быть разработаны в соответствии с РД 52.04.52-85 «Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях», утвержденных Госкомгидометом СССР 01 декабря 1986 года.

Приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 № 811 утверждены требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

В соответствии с п. 1 Приказа Минприроды России от 28 ноября 2019 года № 811 требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, на которых распространяются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В силу п. 4 Приказа Минприроды России от 28 ноября 2019 года № 811 хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяют в соответствии с приказом Минприроды России от 17 ноября 2011 года № 988 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам».

Согласно п. 5 Приказа Минприроды России от 28 ноября 2019 года № 811, разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на ОНВ I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 899 от 17 ноября 2011 года утвержден порядок, определяющий правила представления информации о метеорологических условиях, способствующих накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха (неблагоприятные метеорологические условия), требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и представления заинтересованным лицам.

В судебном заседании установлено, что основной деятельностью ООО «Магма» является производство щебня, бетона и чугуна.

Производственная деятельность ООО «Магма» осуществляется на объекте негативного воздействия на окружающую среду – промышленная площадка № 1 II категории, расположенная на земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен>

Магнитогорской природоохранной прокуратурой на основании мониторинга государственной     системы объектов негативного воздействия на окружающую среду произведена проверка соблюдения промышленными предприятиями законодательства в области охраны окружающей среды (л.д. 9).

Проведенной проверкой установлено, что ООО «Магма» имеет источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, однако мероприятия для производства площадок по уменьшению выбросов, согласованные с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченной на осуществление регионального государственного экологического надзора не разработаны и не осуществляются.

Кроме того, в нарушение ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ООО «Магма» не осуществлен учет выбросов в атмосферный воздух, в том числе, в периоды НМУ.На основании п. 3 ст. 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

В силу п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Согласно п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

В соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 03.03.2018 №222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

В соответствии с п.68 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению    санитарно-противоэпидемических (профилактических)

мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, расчет канцерогенных и неканцерогенных рисков должен осуществляться хозяйствующими субъектами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью при установлении санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющими порядок установления таких зон.

Согласно п. 73 СанПиН 2.1.3684-21, хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники воздействия, обязаны в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля.

В нарушение ч. 3 ст. 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 11, п. 1 ст. 39 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2.1, 4.1, 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п.п. 68, 73 СанПиН 2.1.3684-21, ООО «Магма» осуществляет эксплуатацию объекта негативного воздействия в отсутствие установленной расчетной и окончательной санитарно-защитной зоны.

Материалами дела подтверждено, что Министерством экологии Челябинской области по выявленным нарушениям ООО «Магма» 27 апреля 2022 года привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 руб.

29 марта 2022 года в адрес ООО «Магма» Магнитогорской природоохранной прокуратурой Челябинской области внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства в области охраны атмосферного воздуха (л.д. 7).

Выявленные нарушения с учетом их длительности, значительного количества источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, опасности выбрасываемых в атмосферный воздух загрязняющих веществ для жизни и здоровья и граждан, окружающей среды являются существенными нарушениями охраняемых общественных правоотношений, создают реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан, в результате чего нарушено право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду (ст.42 Конституции РФ), на ее защиту от негативного воздействия и иной деятельностью (ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды).

Круг лиц, чьи права и законные интересы нарушаются действиями и бездействием ответчика невозможно индивидуализировать, то есть четко определить, указав в исковом заявлении фамилию, имя, отчество, место жительства каждого из истцов.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность, в соответствии с действующим законодательством.

Согласно ст.12 Гражданского процессуального кодекса РФ к способам защиты гражданских прав относится, среди прочего, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанностей в натуре (понуждение к совершению действий).

Обстоятельства нарушения ответчиком законодательства нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания.

Как указал истец, в настоящее время ответчиком разработаны мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, ответчик обратился в Министерство экологии Челябинской области за их согласованием. Остальные нарушения, выявленные в ходе прокурорской проверки, ответчиком до настоящего времени не устранены.

Доказательств обратного материалы дела не содержат, в судебном заседании не добыто.

В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что Обществом в настоящее время ведутся работы по устранению выявленных нарушений, заключен договор № 02/22-Э с индивидуальным предпринимателем Алевским Е.А. по разработке проекта СЗЗ, сопровождению проекта в госорганах. Общий срок разработки проекта СЗЗ составит 1,6 года.

Суд соглашается с позицией истца, что выявленные нарушения с учетом их длительности, количества источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, опасностью выбрасываемых в атмосферный воздух загрязняющих веществ для жизни и здоровья граждан, окружающей среды, являются существенными нарушениями охраняемых общественных правоотношений, создают реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан, в результате чего нарушено право неопределенного круша лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Истец просит обязать ответчика устранить допущенные нарушения в течение 1 гола 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

С учетом отсутствия документов и заявлений ответчика, подтверждающих необходимость установления большего срока, суд считает указанный срок достаточным для совершения ответчиком необходимых действий.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Магма» (ОГРН 1177456046184) об устранении нарушений действующего законодательства и понуждению к совершению действий, удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Магма» обязанность в течение 1 (одного) года 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства, а именно:

- обеспечить на объекте негативного воздействия на окружающую среду по адресу: <адрес обезличен> выполнение согласованных с Министерством экологии Челябинской области мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий;

- разработать проект санитарно-защитной зоны для производственной площадки, расположенной по адресу: <адрес обезличен> представить его в установленном порядке в Управление Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области для получения санитарно-эпидемиологического заключения;

- обратиться в установленном порядке с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны для производственной площадки, расположенной по адресу: <адрес обезличен>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено 09 августа 2022 года.

2-3017/2022 ~ М-2525/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Магнитогорский природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "Магма"
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области
Судья
Зенцова Светлана Евгеньевна
Дело на странице суда
magord--chel.sudrf.ru
28.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2022Передача материалов судье
01.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.07.2022Предварительное судебное заседание
02.08.2022Судебное заседание
09.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2023Дело оформлено
01.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее