Дело № 2-547/2020
11RS0020-01-2020-001108-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 октября 2020 года
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Моисеевой М.А.,
при секретаре Игнатченко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению С.Г.И. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Вымском районе Республики Коми (межрайонное) о включении периодов работы в страховой стаж, дающий право на назначение пенсии, обязании назначить пенсию по старости,
установил:
С.Г.И. обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Вымском районе Республики Коми (межрайонное) о включении периодов работы с <Дата> по <Дата> в фирме «Пуро» в страховой стаж работы, дающий право на назначение пенсии, обязании назначить пенсию по старости с <Дата>.
В судебном заседании истец требования поддержал.
Представитель ответчика с требованиями истца не согласилась.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, в том числе пенсионное дело, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, <Дата> С.Г.И. обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Вымском районе Республики Коми (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости.
Решением <Номер> от <Дата> С.Г.И. отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Основанием для отказа в назначении страховой пенсии явилось отсутствие требуемого страхового стажа и стажа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом, в стаж работы не включен период с <Дата> по <Дата>.
На территории Российской Федерации пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 11 данных Правил установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из системного анализа выше приведенных положений закона и правил следует, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.
Пунктом 37 Правил № 1015 установлено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.
При утрате документов о работе и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина (пункт 38 Правил № 1015).
Учитывая предмет заявленного спора, оснований для допроса заявленного истцом свидетеля для подтверждения его работы в фирме «Пуро» в период с <Дата> по <Дата> не имеется, поскольку данный свидетель не осуществлял совместную работу с истцом у одного работодателя, ходатайств о допросе иных свидетелей, подпадающих под данную категорию, истцом не заявлялось.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Установлено, что в системе государственного пенсионного страхования С.Г.И. зарегистрирован с <Дата>, следовательно, спорный период его трудовой деятельности имел место до регистрации в системе государственного пенсионного страхования.
В трудовой книжке С.Г.И. имеется запись: <Дата> принят грузчиком-экспедитором «Фирма «Пуро», <Дата> уволен по собственному желанию.
Из пояснений представителя ответчика следует, что в пенсионный фонд С.Г.И. представлена трудовая книжка, в которой была не читаема печать организации, оформившей указанные записи в трудовой книжке, в связи с чем пенсионный фонд начал проверку этих данных. Со слов С.Г.И. сотрудник пенсионного фонда выяснил, что фирма «Пуро» входила в состав предприятия «Комиснаб» и находилась в <Адрес>. С целью проверки данных фактов пенсионным фондом направлялись соответствующие запросы. Согласно ответу ООО «Комиснабсбыт», фирма «Пуро» в состав ООО «Комиснаб» не входила, документов о работе С.Г.И. в архиве не имеется.
Никаких иных документов о работе истца в данный период в фирме «Пуро» ни в пенсионный фонд, ни в суд не представлено.
Фирма «Пуро» в качестве страхователя в УПФР в г. Сыктывкаре (межрайонное) зарегистрирована не была, в ЕГРЮЛ сведений о такой организации не имеется.
По сведения МБУ «Муниципальный архив г. Сыктывкара», архивного отдела АМР «Усть-Вымский», ГУ РК «Национальный архив Республики Коми» архивные документы в отношении фирмы «Пуро» и работы С.Г.И. за период с <Дата> по <Дата> отсутствуют.
Таким образом, достоверных, допустимых доказательств, свидетельствующих о работе истца в период с <Дата> по <Дата> в фирме «Пуро» не имеется.
Доводы истца не нашли подтверждение при рассмотрении дела и основаны на ошибочном толковании норм материального права и сделаны без учета положений выше приведенных нормативных правовых актов, определяющих порядок подтверждения страхового стажа.
Ссылка истца на постановление Конституционного суда № 9-П как на обоснование своих требований, отклоняется, поскольку не имеет правового значения для рассматриваемого спора.
Кроме того, из анализа пенсионного дела следует, что после <Дата> С.Г.И. осуществлял трудовую деятельность у иного работодателя, и данный период был включен в стаж, при этом соответствующие записи в трудовой книжке отсутствуют, последняя запись отнесена к спорному периоду.
Оценивая установленные по делу обстоятельства применительно к вышеуказанным нормам закона, с применением принципа, установленного статьями 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включенияпериодов с <Дата> по <Дата> в фирме «Пуро» в страховой стаж, дающий право на назначение пенсии.
Ввиду того, что у С.Г.И. страховой стаж (24 года 1 месяц 18 дней) и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (14 лет 4 месяца 23 дня), составляет менее требуемого (25 лет и 20 лет соответственно), оснований для назначении досрочной пенсии не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление С.Г.И. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Вымском районе Республики Коми (межрайонное) о включении периодов работы с <Дата> по <Дата> в фирме «Пуро» в страховой стаж, дающий право на назначение пенсии, обязании назначить досрочную пенсию по старости оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.А. Моисеева