Дело № 2-1236/2023
11RS0004-01-2023-001466-79
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми
в составе судьи Васевчик Е.П.
при секретаре судебного заседания Кожевиной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в ********** 19 июля 2023 года гражданское дело по иску Рожко Е. Л., Хозяиновой Т. П., Кошелевой Ю. В., Илатовская И.Н., Федосеевой Н. Р. к администрации МР «Печора» о признании незаконным бездействия,
установил:
Рожко Е.Л., Хозяинова Т.П., Кошелева Ю.В., Илатовская И.Н., Федосеева Н.Р. обратились в суд с иском к администрации МР «Печора» о признании незаконным бездействия по уклонению от начала процедуры изъятия жилых помещений –квартир ********** **********, возложении обязанности в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять муниципальный акт о признании аварийным и реконструкции многоквартирного дома, направить требование о производстве самостоятельной реконструкции многоквартирного дома собственниками указанных квартир с установлением срока не менее полугода с момента направления требования. В обоснование требований истцы указали, что являются собственниками жилых помещений - квартир **********, актом №... от **.**.** межведомственной комиссии администрации МР «Печора» жилой ********** признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим реконструкции. По сведениям ГИС ЖКХ спорный МКД имеет износ 99% по состоянию на апрель 2019 года. Решением Печорского городского суда от **.**.** признано незаконным бездействие администрации МР «Печора» по уклонению от начала процедуры изъятия жилых помещений **********, на администрацию МР «Печора» возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять муниципальный акт о признании аварийным и подлежащим реконструкции многоквартирного дома по адресу: ********** направить собственникам требования о производстве самостоятельной реконструкции принадлежащих им на праве собственности квартир указанного дома с установлением разумного срока для такой реконструкции. По мнению истцов, администрацией в целях уклонения от процедуры изъятия дома и земельного участка **.**.** издано распоряжение №...-р о признании жилого дома пригодным для проживания. Решением Печорского городского суда от **.**.** указанное распоряжение признано незаконным. Состояние дома ухудшается, ответчиком никаких действий не принимается. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с исковым заявлением.
В судебном заседании **.**.** объявлен перерыв до 12 час. 00 мин. **.**.**.
Дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие истцов, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Представитель истцов адвокат Пашина Т.В., действующая на основании ордера, на требованиях настаивала.
Представитель ответчика Саратов Е.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, материалы гражданских дел №... по иску Колодешниковой Н.В., Трефяк А.Г., Шевченко Н.С., Кислицыной Ю.В., Витязевой О.С., Никольского Б.А., Черепанова А.Н., Ерашовой Ш.К. к администрации муниципального района «Печора» о признании незаконным бездействия по уклонению от процедуры изъятия жилых помещений, и №...а-356/2023 по иску Колодешниковой Н.В., Трефяк А.Г., Шевченко Н.С., Кислицыной Ю.В., Никольского Б.А., Черепанова А.Н. и Ерашовой Ш.К. к администрации муниципального района «Печора», главе муниципального района – руководителю администрации муниципального района «Печора» Серову В.А. о признании незаконным распоряжения от **.**.** №...-р, приходит к следующему.
Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлены постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
В силу пункта 7 названного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.
В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса РФ. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Таким образом, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ, т.е. после признания в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции орган, принявший такое решение, должен предъявить к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств; в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
При этом обязанность совершения действий, предусмотренных статьей 32 Жилищного кодекса РФ, возникает у органа исполнительной власти только после признания в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Кошелева Ю.В. является собственником 3/5 доли в праве общей долевой собственности жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Коми, **********, на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности №№... от **.**.**, свидетельство о регистрации права собственности №... от **.**.**; Хозяинова Т.П. является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности жилого помещения, расположенного по адресу: **********, на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности №... от **.**.**: Илатовская И.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: **********, на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности №... от **.**.**; Рожко (Данилова) Е.Л. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: **********, на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности №... от **.**.**; Федосеева (Шайхайдарова) Н.Р. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности жилого помещения, расположенного по адресу: **********, на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности №... от **.**.**.
Решением Печорского городского суда Республики Коми от **.**.** по делу №... на администрацию МР «Печора» возложена обязанность организовать проведение капитального ремонта в многоквартирном жилом **********, а именно: провести инженерно - геологическое исследование, по результатам которого разработать проект укрепления оснований и восстановления фундамента; провести замену деформированной плиты перекрытия лоджии (5 подъезд, 1 этаж); провести стабилизацию, стяжку и ремонт возникших трещин; провести восстановление и ремонт отмостки вокруг здания; провести капитальный ремонт входного крыльца 3 подъезда; провести перекладку и ремонт ограждающих стен лоджий в верхней части с устройством горизонтальных гидроизоляционных покрытий и системы водоотвода в соответствии с требованиями нормативно-технической документации; провести восстановление кирпичных стен вентиляционных шахт; провести ремонт штукатурного слоя кирпичных стенок вентиляционных шахт; установить зонты над вентиляционными шахтами; произвести устройство примыканий кровли к вертикальным поверхностям стен вентиляционных шахт; провести перекладку, ремонт и восстановление кирпичных парапетных стен; провести устройство примыканий кровли к вертикальным поверхностям стен парапета.
На основании исполнительного листа серии ВС №... от **.**.**, выданного Печорским городским судом Республики Коми по указанному гражданскому делу, **.**.** в ОСП по г.Печоре в отношении администрации МР «Печора» возбуждено исполнительное производство №...-ИП.
Требования исполнительного документа администрацией МР «Печора» до настоящего времени не исполнены.
В соответствии с частью 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Печорского городского суда Республики Коми от **.**.** по делу №... удовлетворен иск Колодешниковой Н.В., Трефяк А.Г., Шевченко Н.С., Кислицыной Ю.В., Витязевой О.С., Никольского Б.А., Черепанова А.Н., Ерашовой Ш.К. к администрации МР «Печора» о признании незаконным бездействия по уклонению от процедуры изъятия жилых помещений.
Признано незаконным бездействие администрации МР «Печора» по уклонению от процедуры изъятия жилых помещений 32, 34, 37, 40, 42, 43, 45, 51, расположенных по адресу: **********, предусмотренной статьей 32 Жилищного кодекса РФ. На администрацию МР «Печора» возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять муниципальный акт о признании аварийным и подлежащим реконструкции многоквартирного дома по адресу: ********** направить Колодешниковой Н.В., Трефяк А.Г., Шевченко Н.С., Кислицыной Ю.В., Витязевой О.С., Никольскому Б.А., Черепанову А.Н. и Ерашовой Ш.К. требования о производстве самостоятельной реконструкции принадлежащих им на праве собственности квартир указанного дома с установлением разумного срока для такой реконструкции.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Коми от **.**.** решение Печорского городского суда Республики Коми от **.**.** по делу №... оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации МР «Печора» – без удовлетворения.
Указанными решениями суда установлено, что согласно техническому паспорту жилой **********, **.**.** года постройки, является пятиэтажным, состоящим из 70 квартир.
Заключением №... от **.**.** межведомственной комиссии, назначенной распоряжением администрации МР «Печора» от **.**.** №...-р, на основании акта обследования №... от **.**.** жилой ********** признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Согласно техническому заключению по заявлению администрации МР «Печора» по результатам обследования конструкций здания МКД, расположенного по адресу: ********** (2022-02-ТЗ), при проведении визуального осмотра (без применения измерительных приборов) деформаций и разрушений, влияющих на устойчивость здания, и глобальных изменений прочности основных несущих и ограждающих конструкций не выявлено. Основание для признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу отсутствует. Работы по усилению торцевой стены и стены лоджии, разработанные в проектной документации «Выполнение проектно-изыскательских работ для выполнения капитального ремонта МКД по адресу: ********** не выполнены. Работы по восстановлению конструкций здания относятся к капитальному ремонту. Для восстановления работоспособного состояния конструкций и инженерных систем здания необходимо выполнить в соответствии с проектной документацией капитальный ремонт здания, включая следующие виды работ: 1) полную замену аварийных конструкций (кровли, входов); 2) усиление кладки в местах образования трещин; 3) усиление либо замену плиты лоджии на 1 этаже; 4) замену разрушенного лицевого слоя кладки наружных стен; 5) ремонт кирпичных ограждений лоджий, имеющих трещины; 6) ремонт парапетов, будок выхода на крышу, кирпичных вентшахт; 7) замену входов в здание; 8) ремонт либо замену инженерных систем.
По результатам обследования, с учетом указанного технического заключения, межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации МР «Печора» от **.**.** №..., приняла заключение об отсутствии оснований для признания многоквартирного ********** аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, что подтверждается актом обследования многоквартирного дома и заключением №... от **.**.**.
На основании указанного заключения **.**.** главой муниципального района – руководителем администрации МР «Печора» Серовым В.А. издано распоряжение №...-р о признании многоквартирного ********** пригодным для проживания. Отделу жилищно-коммунального хозяйства администрации МР «Печора» поручено направить информацию в НКО РК «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми о необходимости включения ********** в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на **.**.** годы
Решением Печорского городского суда Республики Коми от **.**.** по делу №... признано незаконным распоряжение главы муниципального района – руководителя администрации муниципального района «Печора» Серова В.А. «О признании многоквартирного ********** ********** пригодным для проживания» от **.**.** №...-р.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Коми от **.**.** решение Печорского городского суда Республики Коми от **.**.** по делу №... оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации МР «Печора» – без удовлетворения.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
По смыслу приведенных выше правовых норм, обязанность органа местного самоуправления по незамедлительному обеспечению граждан жильем в связи с расселением из аварийного дома наступает с момента принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом для муниципальных нужд, которое принимается в случае неисполнения собственниками сноса или реконструкции дома в установленный в требовании срок. Решение об изъятии земельного участка и об изъятии каждого жилого помещения в доме влечет обязанность органа местного самоуправления незамедлительно произвести выкуп жилых помещений в многоквартирном аварийном доме, за исключением тех, которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию. Сроки для принятия такого решения законом не установлены, но с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными.
Как следует из материалов дела, в том числе, установленных фактических обстоятельств, объяснений стороны истца, ********** находится в аварийном состоянии, проживание в нем невозможно, существует реальная угроза для жизни и здоровья проживающих в нем лиц, в том числе истцов.
Соблюдение сроков выполнения процедур, установленных статьей 32 ЖК РФ, с учетом времени, с которого дом признан ветхим, не может являться препятствием для реализации прав граждан на проживание в безопасных для жизни и здоровья жилых помещениях.
С момента признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции в 2014г. орган местного самоуправления на протяжении длительного времени не принял никаких мер в соответствие со ст.32 ЖК РФ, что противоречит нормам действующего законодательства и влечет нарушение прав истцов.
Данное обстоятельство нарушает права и интересы истцов, поскольку износ конструкций жилого дома достиг недопустимого уровня, что представляет опасность для жизни и здоровья, проживающих в нем граждан, который может не только причинить вред, но и прекратить свое существование как объект недвижимости.
В связи с изложенным, бездействие администрации муниципального района «Печора» по уклонению от процедуры изъятия жилых помещений 59, 62, 63, 68, 69, расположенных по адресу **********, предусмотренной статьей 32 ЖК РФ, подлежит признанию незаконным; администрация МР «Печора» обязана направить истцам требования о производстве самостоятельной реконструкции принадлежащих им на праве собственности квартир указанного дома с установлением разумного срока для такой реконструкции - в течение месяца со дня принятия муниципального акта о признании аварийным и подлежащим реконструкции многоквартирного дома по адресу: **********, обязанность принятия которого установлена решением Печорского городского суда по делу №....
При этом производство по требованию о возложении обязанности на администрацию МР «Печора» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять муниципальный акт о признании аварийным и подлежащим реконструкции многоквартирного дома по адресу: ********** подлежит прекращению, поскольку по данному требованию имеется вступившее в законную силу судебное решение по делу №..., которым на администрацию МР «Печора» уже возложена данная обязанность принятия муниципального акта о признании аварийным и подлежащим реконструкции многоквартирного дома по адресу: **********.
Согласно абзацу третьему статьи 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон.
Указанной нормой права установлена недопустимость повторного рассмотрения и разрешения тождественного спора, то есть спора, в котором совпадают стороны, предмет и основание иска.
Суд принимает решение по заявленным истцами требованиям.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Печора» по уклонению от процедуры изъятия жилых **********, расположенных по адресу **********, предусмотренной статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Обязать администрацию муниципального района «Печора» в течение месяца со дня принятия муниципального акта о признании аварийным и подлежащим реконструкции многоквартирного дома по адресу: ********** ********** направить Рожко Е. Л., Хозяиновой Т. П., Кошелевой Ю. В., Илатовская И.Н., Федосеевой Н. Р. требования о производстве самостоятельной реконструкции принадлежащих им на праве собственности квартир указанного дома с установлением разумного срока для такой реконструкции.
Производство по требованию об обязании администрации муниципального района «Печора» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять муниципальный акт о признании аварийным и подлежащим реконструкции многоквартирного дома по адресу: **********, - прекратить на основании п.3 ст.220 ГПК РФ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.П. Васевчик
Мотивированное решение составлено **.**.**