УИД 81RS0006-01-2023-001123-28
Дело №2-705/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2023 года с. Юрла
Кудымкарский городской суд в составе председательствующего судьи Аккуратного А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Трушевой Е.А., с участием представителя истца Подкиной О.Ф., представителя ответчика Сальниковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Юрла гражданское дело по иску Подкиной Р.А. к администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, о возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения и включить жилое помещение в реестр муниципального имущества,
установил:
Подкина Р.А. обратилась в суд с иском к администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края и с учетом увеличения исковых требований просила о признании права пользования жилым помещением по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма, о возложении обязанности заключить договор социального найма данного жилого помещения и включить данное жилое помещение в реестр муниципального имущества.
Исковые требования мотивированы тем, что указанная квартира была предоставлена супругу истца по месту его работы в ПМК-10 на основании ордера и с указанного времени она проживает в указанной квартире, однако договор социального найма с ней не заключен, ответчик ссылается на то, что данное жилое помещение не принадлежит ему на праве собственности, в реестре муниципального имущества не значится.
В судебном заседании истец Подкина Р.А., извещенная о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явилась, ранее участвуя в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что квартира была предоставлена ее супругу ПФЕ. по месту работы в 1984 году, после чего ее семья постоянно проживала в указанной квартире, в том числе после смерти ее супруга ПФЕ.
Представитель истца Подкина О.Ф. исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Сальникова Е.В. возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку спорная квартира не находится в муниципальной собственности.
Третьи лица Подкин С.Ф. и Чащин С.Л., извещенные о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, заявлений и ходатайств суду не предоставили, причины неявки не сообщили.
В соответствии со статей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.
В силу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом (часть 1).
Частью 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу части 5 статьи 51 названного выше Федерального закона органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, обязанность по заключению договора социального найма возникает в случае, если наниматель жилого помещения обладает правом пользования таким помещением на условиях договора социального найма, возникающем в случае предоставления такого помещения лицу и вселении данного лица в жилое помещение в порядке, установленном законом.
Из материалов дела судом установлено, что спорное жилое помещение - квартира по адресу<адрес> общей площадью 44,7 кв. м., расположена в жилом многоквартирном доме 1982 года постройки.
В соответствии с ордером №6 от 01 августа 1984 года, выданного Коми-Пермяцкой ПМК-10 Объединения «Перммелиорация» на основании совместного решения администрации и постройкома ПМК-10 от 1 августа 1984 года №28, жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью 36 кв. м., для целей занятия указанной жилой площади, передано ПФЕ с составом семьи из 6 человек, в том числе Подкиной Р.А., Подкина В.Ф., Подкиной О.Ф., Подкина С.Ф., Подкиной А.Ф.
Согласно экспликации технического паспорта сведения о площади <адрес> содержат исправления, площадь квартиры составляет 44,7 кв.м.
Согласно сведений Единого государственного реестра прав недвижимости сведения о квартире по адресу: <адрес> общей площадью 44,9 кв. м., кадастровый № имеют статус «акутальные, ранее учтенные». Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Согласно выписок из подомовых книг за период с 1984 года по 2022 год в жилом помещении по адресу: <адрес> проживали ПФЕ, Подкина Р.А., Подкин В.Ф., Подкина О.Ф., Подкин С.Ф., Подкина А.Ф.
В соответствии со справкой администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края от 16 мая 2023 года в жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрированы Подкина Р.А., Подкин С.Ф., Чащин С.Л. с 26 декабря 2021 года.
24 мая 2023 года Подкина Р.А. обратилась к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма.
24 мая 2023 года администрация Юрлинского муниципального округа Пермского края отказала в заключении договора социального найма. Отказ мотивирован тем, что жилое помещение по адресу: <адрес> муниципальную собственность не передавалось, в реестре муниципальной собственности отсутствует.
По сведениям администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края квартира, расположенная по адресу: <адрес> по состоянию на 24 мая 2023 года, не значится в реестре муниципальной собственности.
Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> не зарегистрировано.
Согласно сведений Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Коми-Пермяцкая ПМК-10» ликвидировано на основании решения арбитражного суда Коми-Пермяцкого округа 29 июля 2002 года.
Согласно сведениям ГКБУ «Коми-Пермяцкий окружной государственный архив» архивный фонд ООО «Коми-Пермяцкой ПМК-10» по основной деятельности в архив не поступали, копий документов о передачи квартиры по адресу: <адрес> муниципальную собственность в архивном фонде не имеется.
Проанализировав представленные доказательства суд приходит к выводу о том, что жилое помещение было предоставлено ПФЕ на основании ордера ПМК-10 от 1 августа 1984 года №28 с целью занятия жилого помещения с составом семьи из 6 человек, включая истца.
Поскольку правоотношения по факту пользования ПФЕ жилым помещением возникли до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, соответственно, на основании статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», статьи 3 Жилищного кодекса РСФСР при оценке жилищных прав истца, являвшейся членом семьи нанимателя, суд руководствуется нормами Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии со статьей 5 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на дату предоставления жилого помещения) жилой фонд включает в себя, в том числе жилые помещения принадлежащие государству (государственный жилищный фонд), жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд).
В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на дату предоставления жилого помещения) жилые помещения предоставляются гражданам в домах общественного фонда по совместному решению органа соответствующей организации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответственно районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на дату предоставления жилого помещения) на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Согласно статьи 50 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на дату предоставления жилого помещения) пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 54 Жилищного кодекса РСФСР наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.
Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.
Аналогичные нормы о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма содержатся в статье 49, статье 51, части 1 статьи 52, статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что жилые помещения предоставлялись лицам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности на основании соответствующего решения о предоставлении жилого помещения гражданину выдавался ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение и заключения договора социального найма.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Жилищного кодекса РСФСР совершеннолетний член семьи нанимателя может с согласия нанимателя и остальных совершеннолетних членов семьи требовать признания его нанимателем по ранее заключенному договору найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому совершеннолетнему члену семьи умершего.
Исходя из положений части 2 статьи 672 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае смерти нанимателя жилого помещения по договору социального найма дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя.
Разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации и к ним относятся супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним.
Приведенные нормы в их взаимосвязи указывают на то, что в случае, если после смерти нанимателя, а также его выезда в другое место жительства в жилом помещении остаются проживать члены его семьи, договор социального найма не признается расторгнутым и продолжает действовать на тех же условиях, при этом нанимателем признается один из проживающих или все проживающие признаются сонанимателями. По смыслу части 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма признается расторгнутым лишь в том случае, если из жилого помещения выехал как сам наниматель, так и члены его семьи.
В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами.
Проанализировав представленные доказательства, с учетом приведенного правового регулирования, суд приходит к выводу о том, что спорная квартира предоставлена в 1984 году супругу истца на условиях договора социального найма в установленном на момент ее предоставления порядке, в отношении указанного жилого помещения был заключен договор социального найма, истец, вселенная в указанное жилое помещение как член семьи нанимателя, после его смерти стала нанимателем данного жилого помещения, зарегистрирована по месту жительства и проживает в нем, спорная квартира расположена на территории Юрлинского муниципального округа Пермского края, является объектом муниципальной собственности, в связи с чем, у истца возникло право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма жилого помещения и учитывая отсутствие заключенного письменного договора социального найма жилого помещения, у ответчика возникла обязанность заключить договор социального найма жилого помещения.
Доводы ответчика о том, что спорное жилое помещение не является объектом муниципальной собственности судом не принимаются исходя из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 2 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" от 03 июля 1991 года №1531-1, данный Закон не распространяется на приватизацию жилищного фонда.
В соответствии со статьей 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04 июля 1991 года (в ред. от 23 декабря 1992 г.), ранее также в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 года, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Согласно пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении №3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность. Согласно указанному Приложению в муниципальную собственность подлежал передаче жилищный фонд.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 года N 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Таким образом, указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий, такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Сведений о том, что спорная квартира находится в собственности физических или юридических лиц материалы дела не содержат.
Кроме того, согласно технического паспорта на жилой дом по состоянию на 1 ноября 2005 года собственником указанного дома являлась Администрация Юрлинского сельсовета, правопреемником которой является ответчик, что прямо свидетельствует о передаче указанного объекта жилищного фонда в муниципальную собственность в соответствии с вышеизложенным правовым регулированием.
Установленные судом факты предоставления жилого помещения и проживания там Подкиной Р.А. и Подкина С.Ф. с 1984 года, Чащина С.Л. с 26 декабря 2021 года ответчиком не опровергнуты, доказательств нарушения установленного законом порядка предоставления жилого помещения суду представлено не было, иных лиц, претендующих на указанное спорное помещение на условиях договора социального найма, не имеется.
При таких обстоятельствах исковые требования Подкиной Р.А. о признании за ней права пользования жилым помещением по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма, возложении на администрацию Юрлинского муниципального округа Пермского края обязанности включить данное жилое помещение в реестр муниципальной собственности и заключить с истцом договор социального найма на указанное жилое помещение подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Подкиной Розы Андреевны удовлетворить.
Признать за Подкиной Розой Андреевной (паспорт <данные изъяты>) право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма.
Возложить на администрацию Юрлинского муниципального округа Пермского края (ОГРН 1205900003550) обязанность заключить с Подкиной Розой Андреевной паспорт <данные изъяты>) договор социального найма в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, включив в договор социального найма Подкина Сергея Федоровича (паспорт <данные изъяты>), Чащина Сергея Леонидовича (паспорт <данные изъяты>).
Возложить на администрацию Юрлинского муниципального округа Пермского края (ОГРН 1205900003550) включить в реестр муниципального имущества Юрлинского муниципального округа Пермского края жилое помещение - квартиру по адресу: <адрес>, кадастровый №.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В. Аккуратный
Решение в окончательной форме изготовлено 17 июля 2023 года.