УИД 19RS0009-01-2023-000123-54 Дело № 2-144/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2023 года с. Таштып
Таштыпский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Черчинской М.О.,
при секретаре Тановой И.И.,
с участием представителей ответчиков Дрыгиной Н.В., Урыбиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Таштыпского района к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Имекская средняя общеобразовательная школа», администрации Таштыпского района Республики Хакасия, муниципальному казенному учреждению «Управление образования администрации Таштыпского района» об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Таштыпского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Имекская средняя общеобразовательная школа», (далее – МБОУ «Имекская СОШ»), администрации Таштыпского района» (далее – Администрация), просил:
- обязать МБОУ «Имекская СОШ» в срок до 01.09.2023 устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности путем оснащения объектов (территорий) Нижнеимекской НОШ, Печегольской НОШ, Харойской НОШ, Верхнеимекской НОШ системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- обязать Администрацию в срок до 01.08.2023 обеспечить финансирование вышеуказанных мероприятий.
Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки установлено, что на вышеуказанных объектах необходимо установить систему передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также систему оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, что предусмотрено паспортами безопасности объектов (территорий). Указанное нарушение влечет в качестве негативных последствий возникновение угрозы причинения вреда здоровью и смерти граждан при совершении террористических актов. Поскольку к полномочиям Администрации относится организация предоставления общедоступного и бесплатного школьного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, обязанность по выделению необходимого финансирования лежит на Администрации.
Определениями суда от 13.04.2023, 24.04.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, а затем – в качестве соответчика привлечено муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации Таштыпского района» (далее – МКУ «Управление образования»).
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Дрыгина Н.В. иск не признала, указав, что направлением денежных средств на финансирование деятельности МБОУ «Имекская СОШ» занимается МКУ «Управление образования» в пределах предусмотренных лимитов финансирования. Бюджет Таштыпского района на 2023 год принят в ноябре 2022 года, то есть до утверждения паспортов безопасности, а потому финансирование указанных в них мероприятий на текущий финансовый год не заложено.
Представитель ответчика МКУ «Управление образования» Урыбина И.А. полагала заявленные прокурором требования обоснованными, указав при этом, что МКУ «Управление образования» доводит до получателей выделенное бюджетное финансирование. Стоимость работ, необходимых для приведения в соответствие с требованиями законодательства об антитеррористической защищенности здания Нижнеимекской НОШ, Печегольской НОШ, Вехнеимекской НОШ, Харойской НОШ в настоящее время точно не определена, в настоящее время идет работа для определения объема таких затрат. Оснащение зданий системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» будет произведено в ближайшее время, поскольку со стороны МБОУ «Имекская СОШ» уже подписаны договоры подряда на выполнение таких работ.
Представитель ответчика МБОУ «Имекская СОШ» Сагалакова М.И. просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Прокурор, представитель ответчика МБОУ «Имекская СОШ» в суд не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства.
Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из содержания пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" следует, что противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом) и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 N 176 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Пунктом 19 указанного Постановления установлено, что в течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом возможных последствий совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий. Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).
Как следует из материалов дела, прокуратурой Таштыпского района проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности в МБОУ «Имекская СОШ».
По результатам проверки установлено, что 071212.2022 утверждены паспорта безопасности объектов (территорий) филиалов МБОУ «Имекская СОШ» - Нижнеимекской НОШ, Печегольской НОШ, Харойской НОШ и Верхнеимекской НОШ.
Согласно разделу 8 указанных паспортов безопасности на объектах необходимо установить систему оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также оснастить системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что учредителем МБОУ «Имекская СОШ» является МКУ «Управление образования администрации Таштыпского района».
Таким образом, обязанность по выделению необходимого финансирования для устранения выявленных в МБОУ «Имекская СОШ» нарушений законодательства об антитеррористической защищенности лежит на МКУ «Управление образования» как на собственнике и учредителе образовательного учреждения.
Принятие решения в части возложения обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности на МКУ «Управление образования» само по себе не свидетельствует о вмешательстве судебных органов в бюджетный процесс, так как принятыми судебными постановлениями не возлагается обязанность по осуществлению финансирования с нарушением норм бюджетного законодательства, в то же время принятие судебного решения, возлагающего указанную обязанность на учредителя образовательного учреждения, в силу части 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для разрешения вопроса о финансировании необходимых мероприятий в порядке, установленном законом, в том числе нормами бюджетного законодательства.
По вышеизложенным основаниям суд не находит оснований для возложения обязанности по финансированию мероприятий по антитеррористической защищенности на Администрацию, при этом способы и порядок обеспечения обязанным лицом соответствующего финансирования находятся за пределами рассматриваемого спора.
В соответствии с частью 1 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ).
Исходя из правового анализа вышеприведенных норм в их взаимосвязи, установив, что в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства здания Нижнеимекской НОШ, Печегольской НОШ, Харойской НОШ, Верхнеимекской НОШ не оснащены системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, чем поставлена под угрозу безопасность жизни и здоровья неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.
С учетом доводов ответчиков, количества объектов, подлежащих оснащению, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда для МКУ «Управление образования» в части оснащения зданий Нижнеимекской НОШ, Печегольской НОШ, Харойской НОШ, Верхнеимекской НОШ системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» до 01.08.2023, в части оснащения системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации – до 01.01.2024, а для МБОУ «Имекская СОШ» – 3 месяца со дня предоставления соответствующего финансирования.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить частично.
Обязать муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации Таштыпского района» профинансировать оснащение объектов (территорий) Нижнеимекской НОШ, Печегольской НОШ, Харойской НОШ, Верхнеимекской НОШ в срок до:
- 01.08.2023 системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;
- 01.01.2024 системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Имекская средняя общеобразовательная школа» в течение 3 месяцев с момента выделения денежных средств на финансирование соответствующих затрат муниципальным казенным учреждением «Управление образования администрации Таштыпского района» устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности путем оснащения объектов (территорий) Нижнеимекской НОШ, Печегольской НОШ, Харойской НОШ, Верхнеимекской НОШ системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Таштыпский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.О. Черчинская
Справка: мотивированное решение составлено 25.04.2023.