Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1242/2024 (2-7841/2023;) от 14.12.2023

Дело №2-1242/2024

УИД 05RS0031-01-2023-008089-75

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 января 2024 года                             г. Махачкала

Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Айгуновой З.Б., при секретаре судебного заседания Темирхановой Д.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГКУ РД Управление социальной защиты населения в МО г. Махачкалы к Гаджиеву Раидину Арифовичу о взыскании денежных средств

УСТАНОВИЛ:

ГКУ РД «Управление социальной защиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» обратилось в суд с иском к Гаджиеву Р.А. о взыскании денежных средств в размере 250 000 руб., указав, что на основании Положения утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Республики Дагестан» от 12 мая 2021 года №103 с Гаджиевым Р.А. заключен социальный контракт от 14.10.2021 на основании которого ему была перечислена единовременная денежная субсидия социальной помощи в размере 250 000,00 рублей.

В соответствии с п.п «а» п. 50 Положения, в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключен социальный контракт, обязан: ежемесячно, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представлять в орган социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания) отчет о выполнении программы социальной адаптации по форме согласно приложению №5 к настоящему Положению с приложением документов, подтверждающих исполнение мероприятий, а также документов, подтверждающих целевое расходование средств, выделенных на оказание государственной социальной помощи (оплаченные счета, кассовые чеки, товарные чеки, договоры купли-продажи, оформленные в установленном законодательством порядке, иные подтверждающие документы).

Гаджиев Р.А. надлежащим образом проинформирован о данных ежемесячных отчетах, но по настоящее время отчеты им не представлены.

В соответствии с п.п «а» п. 47 Положения, гражданин с которым заключен социальный контракт обязан, встать на учет в Управление федеральной налоговой службы по Республике Дагестан в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.

На сегодняшний день данная справка в Управление ответчиком не представлена.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования по основаниям изложенным в иске.

В судебном заседании ответчик исковые требования не признал, указав при этом, что все требования действующего законодательства им выполнялись, социальная помощь направлена им по целевому назначению

Суд, выслушав сторону, изучив материалы дела, приходит к следующему:

Согласно материалам дела 04.10.2021 ответчик обратился в Управление социальной поддержки населения с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, в котором просил оказать ему государственную социальную помощь на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.

14.10.2021 между Управлением социальной поддержки населения и ответчиком заключен социальный контракт по оказанию государственной социальной помощи малоимущей семье (малоимущему одиноко проживающему гражданину) на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, предметом которого является оглашение между Управлением социальной поддержки населения и заявителем в соответствии с которым орган социальной защиты обязуется оказать заявителю государственную социальную помощь, а заявитель реализовать мероприятия предусмотренные программой социальной адаптации.

В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (далее по тексту - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Статьей 3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определены цели оказания государственной социальной помощи, в их числе поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ оказание государственной социальной помощи осуществляется, в частности, в виде денежных выплат (социальных пособий, субсидий и других выплат).

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 78-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Согласно части 1 - 3 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся поиск работы; прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

Согласно, приложенному к заявлению об оказанию социальной помощи бизне-плану, ответчик планировал заниматься внутренними отделочными штукатурно-шпатлевочными работами механизированным способом.

В подтверждении своих доводов о выполнении своих обязательств по контракту ответчиком представлены справки о состоянии расчетом по налогу на профессиональный доход за 2021-2023 годы, квитанция и счет-фактура от 05.12.2022 согласно которой ответчик приобрел штукатурную-станцию стоимостью 420000 рублей, при этом согласно бизнес плану

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества (увеличение стоимости собственного имущества приобретателя); приобретение или сбережение произведено за счет другого лиц (за чужой счет); отсутствие правовых оснований приобретения или сбережения имущества одним лицом за счет другого.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с особенностью предмета доказывания по делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения (сбережения) ответчиком имущества за счет истца и отсутствие правовых оснований для такого обогащения, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения (сбережения) такого имущества либо наличие обстоятельств, исключающих взыскание неосновательного обогащения, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Социальное пособие, предусмотренное Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" относится к числу мер социальной поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и, учитывая уровень жизни этих граждан, не позволяющий им в полной мере обеспечить себе нормальные бытовые условия, приобрести одежду по сезону, направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояние физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.

С учетом изложенного, в отсутствие доказательств наличия в действиях ответчика недобросовестности оснований квалифицировать истребуемые территориальным органом социальной политики денежные средства, как неосновательное обогащение, не имеется, в связи с чем суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения РД «Управление социальной защиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» о взыскании с Гаджиева Раидина Арифовича денежных средств в размере 250 000 рублей –отказать.

В мотивированном виде решение изготовлено 31.01.2024.

Решение может быть обжаловано апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение месяца со дня изготовления в окончательной формулировке через Ленинский районный суд г.Махачкалы.

Председательствующий                      З.Б. Айгунова

2-1242/2024 (2-7841/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ГКУ РД Управление социальной защиты населения в МО г.Махачкалы
Ответчики
Гаджиев Раидин Арифович
Суд
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан
Судья
Айгунова Заира Буттаевна
Дело на странице суда
lenynskiy--dag.sudrf.ru
14.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
15.12.2023Передача материалов судье
15.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2024Судебное заседание
24.01.2024Судебное заседание
31.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее