Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-83/2024 ~ М-68/2024 от 29.02.2024

Дело №2-83/2024

УИД: 14RS0007-01-2024-000114-37

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Верхневилюйск 14 марта 2024 года

Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кириллина В.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой П.П.,

с участием помощника прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) Анахиной Е.А.,

представителя ответчика – МБОУ «Балаганнахская ООШ» Павлова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Балаганнахская ООШ» и администрации МР «Верхневилюйский улус (район)» о возложении обязанности оборудовать здание образовательного учреждения индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верхневилюйского района РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями Верхневилюйского района законодательства о социальной защите инвалидов, а также защите прав несовершеннолетних. По результатам проверки установлено, что в МБОУ «Балаганнахская ООШ», в нарушение требований действующего законодательства, отсутствуют индукционные петли и звукоусиливающая аппаратура, чем нарушаются права и интересы инвалидов по слуху, в т.ч. детей, поскольку цель применения индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры состоит в повышении качества жизни слабослышащих людей, а также в том, чтобы сделать их активными участниками жизни и деятельности общества. Обязанность по финансированию оснащения образовательной организации индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой возложена на администрацию МР «Верхневилюйский улус (район)», как на учредителя образовательного учреждения и орган, отвечающий за финансирование соответствующей деятельности учреждения. Просит возложить на ответчиков обязанность оборудовать здание образовательного учреждения индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Анахина Е.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - МБОУ «Балаганнахская ООШ» Павлов В.А. иск признал, возражений не имеет.

Представитель ответчика администрация муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, уважительность причины не сообщил, заявлений об отложении рассмотрения дела, возражений по иску не заявил.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело без участия представителя ответчика администрации муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» РС (Я).

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает, что в стране обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Правительство Российской Федерации обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни (статьи 7, 43, 114).

На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в случаях, если основанием являются защита нарушенных или оспариваемых социальных прав; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определяется Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 181-ФЗ социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации, поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения, в т.ч. условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации.

При этом к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения учреждений общего образования, воспитания.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (ст. ст. 14, 15, 19 Федерального закона № 181-ФЗ).

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Так, в силу ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в которых создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи. В п. 4 Порядка указано, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, среди которых значится, помимо прочего, наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Судом установлено, что прокуратурой Верхневилюйского района проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями законодательства о социальной защите инвалидов, а также защите прав несовершеннолетних, по результатам которой выявлено, что здание МБОУ «Балаганнахская ООШ» не оборудовано индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, необходимых для обеспечения условий доступности услуг обучающимся детям с ограниченными возможностями здоровья.

Так, из информации МКУ «Управление образования» МР «Верхневилюйский улус (район)» № 82 от 27 февраля 2024 года следует, что приобретение оборудования в 1 полугодии 2024 года невозможно в связи с нехваткой средств в бюджете МР «Верхневилюйский улус (район)» (л.д. 14).

Между тем, оборудовать здание образовательного учреждения индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой возложена на администрацию МР «Верхневилюйский улус (район)», как на орган, отвечающий за финансирование соответствующей деятельности образовательного учреждения.

Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 131-ФЗ) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц МБОУ «Балаганнахская ООШ», учредителем юридического лица является администрация МР «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия), на которую приведенными выше требованиями закона и нормативно-правовыми актами возложена обязанность по организации предоставления общедоступного и бесплатного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях, в т.ч. в части создания и обеспечения доступности условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в пределах своих полномочий.

Таким образом, в целях восстановления конституционных прав и законных интересов несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, улучшения качества их жизни, суд приходит к выводу о возложении обязанности оборудовать здание образовательного учреждения индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.

При этом суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, находя такой срок разумным и достаточным для исполнения возложенной судом обязанности, с учетом порядка финансирования местного бюджета.

При таких обстоятельствах, требования прокурора суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Кроме этого, при подаче искового заявления в суд прокурор в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождаются также органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков.

Требования прокурора заявлены в интересах физических лиц. При подаче искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины для физических лиц составляет 300 рублей (под. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ). Таким образом, с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, МБОУ «Балаганнахская ООШ» подлежит к взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) Сивцева М.М. - удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балаганнахская основная общеобразовательная школа» муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) и администрацию муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в течение 01 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание МБОУ «Балаганнахская ООШ» индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Балаганнахская основная общеобразовательная школа» муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) (ОГРН ) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья: В.А. Кириллин

2-83/2024 ~ М-68/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сивцев М.М.
Ответчики
МБОУ "Балаганнахская ООШ"
АМР "Верхневилюйский улус(район)"
Суд
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Кириллин Василий Александрович
Дело на странице суда
vvilyui--jak.sudrf.ru
29.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.02.2024Передача материалов судье
01.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.03.2024Подготовка дела (собеседование)
07.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2024Судебное заседание
14.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2024Дело оформлено
17.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее