Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3752/2023 ~ М-3256/2023 от 20.07.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Иркутск                                                                                                       14 ноября 2023 года

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Луст О.В., с участием помощника прокурора <адрес> ФИО, при секретаре ФИО,

с участием истца ФИО, представителя истца ФИО, действующей на основании доверенности, представителей ответчика ФИО, ФИО, действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3752/2023 (УИД 38RS0032-01-2023-003803-27) по исковому заявлению ФИО к Службе по охране и использованию объектов животного мира <адрес> о признании незаконным и отмене решения аттестационной комиссии, признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ., обязании восстановить на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО обратился в Кировский районный суд <адрес> с исковым заявлением к Службе по охране и использованию объектов животного мира <адрес> о признании незаконным и отмене решения аттестационной комиссии, признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ., обязании восстановить на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ между Службой по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области (далее по тексту - Служба) и Чайниковым С.Г. заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы <адрес> в должности начальника Усольского межрайонного отдела Службы с 01.02.2022г. Распоряжением руководителя Службы от ДД.ММ.ГГГГ -ср-л служебный контракт с Чайниковым С.Г. расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ в связи с несоответствием замещаемой должности гражданской службы вследствие недостаточного профессионального уровня, подтвержденного результатами аттестации - подпункт «б» пункта 1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». В соответствии с ч. 1 ст. 37 Конституции РФ труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Согласно ст. 3 ТК РФ дискриминация в сфере труда запрещена. Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Право на судебную защиту, гарантированное Конституцией РФ, может быть реализовано с соблюдением порядка и сроков, определяемых законодательством. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор, может быть, расторгнут работодателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Согласно п. 31, пп. «в» п. 23, пп. «б, в» п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в силу пункта 3 части первой и части второй статьи 81 ТК РФ увольнение по пункту 3 части первой статьи 81 Кодекса допустимо при условии, что несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие его недостаточной квалификации подтверждено результатами аттестации, проведенной в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией в соответствии с применяемым в организации положением о порядке проведения аттестации. Учитывая это, работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником по названному основанию, если в отношении этого работника аттестация не проводилась либо аттестационная комиссия пришла к выводу о соответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе. При этом выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу. Если работник был уволен по пункту 3 части первой статьи 81 Кодекса, то работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что работник отказался от перевода на другую работу либо работодатель не имел возможности (например, в связи с отсутствием вакантных должностей или работ) перевести работника с его согласия на другую имеющуюся у этого работодателя работу (часть третья статьи 81 ТК РФ). Согласно приказу Службы № 84-27-спр от 09.12.2022 утверждено Положение о порядке работы аттестационной комиссии в службе по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области (далее по тексту - Положение). В соответствии с п. 3 Положения основными задачами аттестационной комиссии являются проведение аттестации государственных гражданских служащих Иркутской области в службе. При этом в своей деятельности аттестационная комиссия руководствуется Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.2020 № 1387 «Об утверждении единой методики проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» и настоящим Положением. Пунктом 20 Положения работа аттестационной комиссии осуществляется в форме заседаний. Заседание аттестационной комиссии проводится в дату и время проведения аттестации (квалификационного экзамена) согласно графику проведения аттестации, утвержденному в установленном порядке. Согласно ст. 48 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п. 4 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № 110 аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. До истечения трех лет проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего. Статьей 48 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», пунктом 5 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 110, предусмотрена, что внеочередная аттестация может проводиться: а) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего; б) по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, после принятия в установленном порядке решения: о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе; об изменении условий оплаты труда гражданских служащих. Согласно выписке из графика проведения аттестации государственных гражданских служащих <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год, утвержденного распоряжением Службы от , проведение аттестации ФИО назначено на ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов по адресу: <адрес>. Информация о проведении аттестации доведена до ФИО ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующей записью. На момент проведения аттестации ФИО состоял в должности начальника Усольского межрайонного отдела службы по охране и использованию объектов животного мира <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, то есть на дату ее проведения в указанной должности ФИО проработал 1 год 4 месяца 5 дней. Таким образом, сроки проведения плановой аттестации на момент издания распоряжения Службы от ДД.ММ.ГГГГ. -ср-л не наступили, в свою очередь, что явилось основанием для проведения внеплановой аттестации ФИО неизвестно, какие-либо документы, за исключением, выписки из графика до него не доведены. Сведения о проведении внеочередной аттестации ни в аттестационном листе, ни в отзыве об аттестации не содержится. Распоряжением руководителя Службы от ДД.ММ.ГГГГ ФИО откомандирован в <адрес> для прохождения аттестации, назначенной на ДД.ММ.ГГГГ. По результатам аттестации ФИО признан не соответствующим занимаемой должности и распоряжением работодателя сл от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с Чайниковым С.Г. расторгнут по инициативе работодателя в связи с несоответствием занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, по пункту 3 части 1 ст. 81 ТК РФ. Согласно п. 13 Положения, обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности (профессиональному уровню) при проведении аттестации должно быть объективным и доброжелательным. Из аттестационного листа ФИО усматривается, что аттестационная комиссия высказала следующие замечания: плохое знание законодательства, регулирующего гражданскую службу и в сфере государственного охотничьего надзора, охраны редких видов животного мира; несоответствие замещаемой должности по направлению подготовки имеющегося высшего образования. Вместе с тем, из аттестационного листа невозможно определить, каким образом оценивались знания ФИО, полные или неполные ответы были им даны, каким образом оценивалась полнота или неполнота ответа. Согласно отзыву об исполнении подлежащим аттестации государственным гражданским служащим <адрес> должностных обязанностей за аттестационный период от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленному заместителем руководителя Службы ФИО, ФИО обладает организаторскими навыками, необходимыми для выполнения поставленных перед Усольским межрайонным отделом Службы целей и задач, к подчиненным требователен и тактичен, способен самостоятельно принимать управленческие и иные решения в рамах возложенных полномочий. Рекомендуемая оценка дана о соответствии занимаемой должности, при этом указано, что за период работы ФИО к дисциплинарной ответственности не привлекался. При этом, не утверждая указанный отзыв, руководитель Службы письменные пояснения не указал, причины несогласия руководства ФИО неизвестны. Оценка деловым качествам ФИО на аттестационной комиссии не давалась, противоречащие разногласия не устранены. Таким образом, в нарушение законодательства о государственной гражданской службы, Положения выводы аттестационной комиссии об отсутствии у ФИО достаточной для исполнения должностных обязанностей квалификации ничем не подтверждаются, при этом выводы аттестационная комиссия произвела без учета деловых качеств работника ФИО В силу ч. 3 ст. 81 ТК РФ работодатель должен составить предложение о переводе работника на другую работу, указав в нем наименование должности, размер оклада и иные необходимые условия. При этом можно установить срок для принятия решения по предложенным должностям. С данным документом работник должен быть ознакомлен под подпись. ДД.ММ.ГГГГ по результатам аттестации ФИО выдано уведомление о расторжении служебного контракта с ДД.ММ.ГГГГ, при этом в нарушение п.3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, работнику предложение о переводе на вакантные нижестоящие должности не сделаны, сведения об их отсутствии (наличии) также не доведены. Действиями ответчика, истцу причинен моральный вред, который он оценивает в размере 30 000 рублей. Кроме того, истцом понесены расходы на оплату услуг представителя, на оформление нотариальной доверенности.

Просит суд, с учётом уточнений заявленных исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, признать незаконным и отменить решение аттестационной комиссии Службы по охране и использованию объектов животного мира <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.; признать незаконным распоряжение руководителя службы по охране и использованию объектов животного мира <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ср-л о расторжении служебного контракта с ДД.ММ.ГГГГ в связи с несоответствием замещаемой должности гражданской службы вследствие недостаточного профессионального уровня, подтвержденного результатами аттестации - подпункт «б» пункта 1 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»; восстановить ФИО в Службе по охране и использованию объектов животного мира <адрес> в должности начальника Усольского межрайонного отдела службы по охране и использованию объектов животного мира <адрес>; взыскать со Службы по охране и использованию объектов животного мира <адрес> средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 476 944 рублей 32 копеек, компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей, расходы на оказание юридических услуг в размере 70 000 рублей, расходы по оплате нотариальной доверенности в размере 1 850 рублей.

В судебном заседании истец ФИО, представитель истца ФИО, действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом и уточненном исковом заявлениях, настаивали на их удовлетворении.

В судебном заседании представители ответчика ФИО, ФИО, действующие на основании доверенностей, заявленные исковые требования не признали, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, просили в их удовлетворении отказать.

Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, исследовав материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004г. № 79-ФЗ.

В соответствии со ст. 73 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Согласно положений ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.

В силу пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Как следует из ч. 2 ст. 37 Федерального закона, увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы.

Согласно ч. ч. 1, 4 и 9 ст. 48 Федерального закона, аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы; аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года; для проведения аттестации правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия.

Формирование состава аттестационной комиссии предусмотрено ч. ч. 10 и 12 ст. 48 Федерального закона.

Согласно п. 15 ст. 48 ФЗ РФ "О государственной гражданской службе РФ" по результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений: 1) соответствует замещаемой должности гражданской службы; 2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста; 3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации; 4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В соответствии с п. 16 названной статьи Закона в течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий: 1) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста; 2) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации; 3) понижается в должности гражданской службы.

При отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 17).

Порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, замещающих должности государственной гражданской службы Российской Федерации в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах определен Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 (далее - Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации).

Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих (п. 2 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации).

Для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, содержащий положения: а) о формировании аттестационной комиссии; б) об утверждении графика проведения аттестации; в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации; г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии (п. 7 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации).

Пунктом 12 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации установлено, что не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

Отзыв, предусмотренный пунктом 12, должен содержать следующие сведения о гражданском служащем: а) фамилия, имя, отчество; б) замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность; в) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие; г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (п. 13 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации).

К отзыву об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации (п. 14 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации).

Согласно п. 15 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

В ходе заседания аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (п. 16 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации).

Пунктом 17 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации установлено, что профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности. При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, - также организаторские способности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2020 г. N 1387 утверждена Единая Методика проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации пунктом 2 которой установлено, что аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

Результаты аттестации гражданских служащих используются для: оценки их профессиональной служебной деятельности; стимулирования добросовестного исполнения должностных обязанностей и повышения профессионального уровня; определения направлений профессионального развития; обеспечения обоснованности принимаемых представителем нанимателя решений на основе результатов оценки профессиональной служебной деятельности гражданских служащих; формирования кадрового резерва для замещения вакантных должностей гражданской службы в порядке должностного роста (п. 3 Единой Методики проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации).

Пунктом 4 Единой Методики проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации установлено, что в ходе аттестации осуществляется оценка профессиональной служебной деятельности гражданского служащего исходя из следующих характеристик: участие гражданского служащего в решении (разработке) вопросов (документов), направленных на реализацию задач, стоящих перед соответствующим подразделением (государственным органом); сложность выполняемой гражданским служащим профессиональной служебной деятельности, ее эффективность и результативность; соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя - к специальности, направлению подготовки; отсутствие установленных фактов несоблюдения гражданским служащим служебной дисциплины и ограничений, нарушения запретов, невыполнения требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о гражданской службе и о противодействии коррупции.

К числу обязательных документов, необходимых для работы аттестационной комиссии и представляемых в аттестационную комиссию не позднее чем за 2 недели до начала аттестации, относятся: отзыв, подписанный непосредственным руководителем гражданского служащего и утвержденный вышестоящим руководителем; аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации (при наличии) (п. 15 Единой Методики проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации).

Кадровой службой готовится выписка из личного дела аттестуемого гражданского служащего, содержащая информацию о специальности, направлении подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки, включении в кадровый резерв государственного органа, об участии в мероприятиях по профессиональному развитию, наличии поощрений и награждений за период прохождения гражданской службы, имеющихся дисциплинарных взысканиях, а также иную значимую для целей аттестации информацию (п. 16 Единой Методики проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации).

Рекомендуемый порядок работы аттестационной комиссии включает рассмотрение представленных документов, заслушивание сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя (либо его заместителя) о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, обсуждение результатов его профессиональной служебной деятельности, принятие решения в отношении аттестуемого гражданского служащего (п. 19 Единой Методики проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации).

Аттестационная комиссия оценивает профессиональную служебную деятельность гражданского служащего на основании отзыва с учетом информации, представленной кадровой службой в выписке, указанной в пункте 17 настоящей единой методики, а также на основании заслушивания сообщения аттестуемого гражданского служащего, в ходе которого членами аттестационной комиссии могут задаваться вопросы, направленные на оценку профессиональной служебной деятельности аттестуемого гражданского служащего. Обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным. Оценка профессиональной служебной деятельности гражданского служащего подразумевает определение его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности, включая количество и качество выполненных поручений и подготовленных проектов документов. При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, отсутствие установленных фактов несоблюдения гражданским служащим служебной дисциплины и ограничений, нарушений запретов, невыполнения требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о гражданской службе и о противодействии коррупции, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, - также организаторские способности (п. 20 Единой Методики проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации).

Из изложенного следует, что аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности и призвана способствовать повышению профессионального уровня гражданских служащих. Оценка профессиональной служебной деятельности гражданского служащего подразумевает определение его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности, включая количество и качество выполненных поручений и подготовленных проектов документов. При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, - также организаторские способности.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. между Службой по охране и использованию объектов животного мира <адрес> и Чайниковым С.Г. был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы <адрес> и замещении должности государственной гражданской службы <адрес>. Гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности: начальника Усольского межрайонного отдела службы по охране и использованию объектов животного мира <адрес>. В реестре должностей государственной гражданской службы <адрес> должность, замещаемая Гражданским служащим, отнесена к ведущей группе должностей государственной гражданской службы <адрес> категории «руководители». Дата начала исполнения должностных обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ

Распоряжением Службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО принят на государственную гражданскую службу Иркутской области и назначен с ДД.ММ.ГГГГ. на должность начальника Усольского межрайонного отдела службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области в порядке перевода из территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усольскому лесничеству.

Распоряжением Службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области -ср-л от ДД.ММ.ГГГГ. с Чайниковым С.Г. расторгнут служебный контракт и он уволен с государственной гражданской службы Иркутской области, в связи с несоответствием замещаемой должности гражданской службы вследствие недостаточного профессионального уровня, подтвержденного результатами аттестации (подпункт «б» пункта 1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Истец, обращаясь с иском в суд, указывает на незаконность его увольнения и нарушение его прав со стороны ответчика.

Проверяя законность увольнения истца, суд приходит к следующему.

Распоряжением Службы по охране и использованию объектов животного мира <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. был утвержден график проведения аттестации государственных гражданских служащих <адрес>, замещающих должности государственной гражданской службы <адрес> в службе по охране и использованию объектов животного мира <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением Службы по охране и использованию объектов животного мира <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. внесены изменения в график проведения аттестации государственных гражданских служащих <адрес>.

Согласно графику, дата аттестации ФИОДД.ММ.ГГГГ. Информация о проведении аттестации доведена до ФИО ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующей записью.

ДД.ММ.ГГГГ. заместителем руководителя службы по охране и использованию объектов животного мира <адрес> – заместителем главного государственного охотничьего инспектора <адрес> ФИО был подготовлен отзыв в отношении ФИО, согласно которому истец соответствует замещаемой должности гражданской службы. На указанном отзыве содержится резолюция руководителя Службы «Не утверждаю».

Согласно выписке из протокола заседания аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ., на заседании присутствовали: ФИО – начальник отдела правовой и организационной работы службы по охране и использованию объектов животного мира <адрес> – председатель аттестационной комиссии; ФИО – советник отдела бухгалтерского учета, кадровой работы и делопроизводства службы – заместитель председателя аттестационной комиссии; ФИО – консультант отдела бухгалтерского учета, кадровой работы и делопроизводства службы – секретарь аттестационной комиссии; Члены аттестационной комиссии: ФИО – советник отдела правовой и организационной работы Службы; ФИО – заместитель начальника отдела правовой и организационной работы Службы; ФИО – советник отдела охраны и сохранение охотничьих ресурсов, охраны и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания Службы; Независимый эксперт: ФИО – профессор кафедры государственного управления и управления человеческими ресурсами ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет»; Представитель общественного совета при службе: ФИО – заместитель начальника научного отдела науки ФГБУ «Заповедное Прибайкалье». Состав аттестационной комиссии 9 человек, из которых присутствовало 8, кворум имелся. На аттестации присутствовал ФИО – заместитель руководителя Службы. На аттестационной комиссии был оглашён отзыв на ФИО, рекомендованная оценка: соответствует замещаемой должности гражданской службы. Тестовое задание выполнено Чайниковым С.Г. на оценку «хорошо». В ходе собеседования членами аттестационной комиссии ФИО задавались вопросы (вопросы и ответы на них отражены в аттестационном листе). Решение аттестационной комиссии: ФИО не соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы <адрес> начальника Усольского межрайонного отдела службы по охране и использованию объектов животного мира <адрес>.

Распоряжением Службы по охране и использованию объектов животного мира <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. с Чайниковым С.Г. расторгнут служебный контракт, и он уволен с государственной гражданской службы Иркутской области, в связи с несоответствием замещаемой должности гражданской службы вследствие недостаточного профессионального уровня, подтвержденного результатами аттестации (подпункт «б» пункта 1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Оценив порядок проведения аттестации в отношении истца, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о признании незаконным решение аттестационной комиссии Службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ., при этом исходит из следующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, отзыв, подготовленный ДД.ММ.ГГГГ. заместителем руководителя службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области – заместителем главного государственного охотничьего инспектора Иркутской области ФИО в отношении ФИО, не был утвержден руководителем, без указания причин. В ходе проведения аттестации, был оглашён отзыв от ДД.ММ.ГГГГ., без каких-либо изменений.

Тестовое задание выполнено Чайниковым С.Г. на оценку «хорошо».

В ходе судебного разбирательства стороной ответчика была представлена письменная позиция руководителя Службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области ФИО в отношении истца ФИО, из которой усматривается субъективная негативная оценка трудовой деятельности истца. При этом каких-либо доказательств, в подтверждение данной оценки, суду не представлено.

Так, судом установлено, что истец ФИО за время своей работы к дисциплинарной ответственности не привлекался, какие-либо замечания по работе со стороны руководителя не поступали.

Представленные суду сравнительные показатели сотрудников межрайонных отделов службы не свидетельствуют о низком качестве работы отдела истца (с учётом анализа площади охотничьих угодий, количества административных районов, нагрузки на 1 сотрудника, количества человек по каждому отделу).

Таким образом, по мнению суда, решение о несоответствии ФИО замещаемой должности государственной гражданской службы аттестационной комиссией принято с нарушением п. 17 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110. Поскольку принято исключительно по результатам ответов на вопросы без исследования иных критериев, подлежащих обязательному учету при принятии решения аттестационной комиссией: исполнение гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Кроме того, из аттестационного листа государственного гражданского служащего и протокола заседания аттестационной комиссии от 06.06.2023г. не усматривается оценки профессиональной служебной деятельности истца, а также учитывая, что истцом давались ответы на поставленные перед ним вопросы, замечаний по которым аттестационной комиссией не высказано, выполняемая им профессиональная служебная деятельность, ее эффективность и результативность, показатели работы не обсуждались, участие истца в решении (разработке) вопросов (документов), направленных на реализацию задач, стоящих перед соответствующим подразделением не исследовалось. Таким образом, из представленных доказательств невозможно сделать вывод о том, по каким основаниям комиссия пришла к выводу о несоответствии истца занимаемой должности.

Оценив результаты аттестации, характеризующий материал в отношении истца, письменную позицию руководителя Службы, суд приходит к выводу о том, что аттестация в отношении истца проведена с нарушением требований статьи 48 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации.

В нарушение норм Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (часть 16 статья 48) ответчиком в течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам в отношении истца не был издан какой-либо правовой акт. Истец не был направлен на получение дополнительного образования, ФИО не был понижен в должности и ему не были предложены вакантные должности гражданкой службы.

В силу того, что перечисленные выше положения представителем нанимателя учтены не были, то оснований для увольнения ФИО на основании п. п. "б" п. 1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ не имелось.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований ФИО к Службе по охране и использованию объектов животного мира <адрес> о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ., восстановлении на работе.

В силу статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

При расчете заработной платы за время вынужденного прогула суд учитывает, что согласно представленной ответчиком справке о заработной плате истца от ДД.ММ.ГГГГ., Чайниковым С.Г. за 12 месяцев, предшествующих увольнению отработано 226 дней и ему выплачена заработная плата в размере 1 122 806,47 рублей. Среднедневной заработок составляет 4 968,17 рублей (1 122 806,47/226).

С момента незаконного увольнения до вынесения судебного решения о восстановлении на работе истец находился в вынужденном прогуле в течение 96 рабочих дней.

Следовательно, заработок ФИО за время вынужденного прогула составляет 476 944 рубля 32 копейки (4 968,17 руб. * 96 рабочих дня).

Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Как разъяснено в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. №2, учитывая, что ТК РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда в случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Поскольку в ходе судебного разбирательства факт грубого нарушения ответчиком трудовых прав ФИО судом достоверно установлен, требования истца о компенсации морального вреда являются обоснованными. С учетом нарушения прав истца, принципов разумности и справедливости, размер компенсации морального вреда, по мнению суда, должен быть определен в размере 10 000 рублей.

Рассматривая требования истца о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя, суд приходит к следующему

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

На основании ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

ДД.ММ.ГГГГ. между Чайниковым С.Г. (Заказчик) и ФИО (Исполнитель) был заключен договор об оказании юридических услуг, согласно которому исполнитель выполняет, а заказчик обязуется принять и оплатить следующие услуги: консультирование заказчика по вопросам права, подготовка юридических документов по вопросу восстановления на работе в Службу по охране и использованию животного мира <адрес> (исковое заявление, ходатайство об истребовании документов, сбор документов, подтверждающих факт трудовых отношений). Представительство в суде общей юрисдикции (Кировский районный суд <адрес>, Иркутский областной суд) по отстаиванию интересов заказчика в рамках дела по исковому заявлению о восстановлении на работе, признании записи в трудовой книжке недействительной, обжаловании результатов аттестационной комиссии, компенсации морального вреда, взыскании среднего заработка, утраченного в результате увольнения и судебных расходов.

Согласно п. 4.1. договора стоимость услуг по договору составляет 70 000 рублей.

Из материалов гражданского дела следует, что представитель истца ФИО представляла интересы истца в суде, также представителем истца было подготовлено исковое заявление и уточнения к нему, произведён расчёт.

Таким образом, с учетом представленных истцом доказательств понесенных судебных расходов по оплате услуг представителя, а также с учетом разумности и справедливости, сложности рассматриваемого судом спора, возникшего между сторонами, а также учитывая объем работы, выполненной представителем истца при рассмотрении дела, характера оказанных им услуг, продолжительности судебного разбирательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований о взыскании судебных расходов и полагает необходимым взыскать в пользу ФИО с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 40 000 рублей.

Рассматривая требования ФИО о взыскании расходов по оформлению нотариальной доверенности на представителя в размере 1 850 рублей, суд приходит к следующему.

В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что к судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами, участвующими в деле, включая третьих лиц, заинтересованных лиц в административном деле (статья 94 ГПК РФ, статья 106 АПК РФ, статья 106 КАС РФ).

Расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.

Из представленной Чайниковым С.Г. нотариальной доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что данная доверенность выдана ФИО для участия по конкретному гражданскому делу по иску о восстановлении на работе в Службе по охране и использованию животного мира Иркутской области.

Таким образом, расходы на оформление нотариальной доверенности суд признает судебными издержками, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в размере 1 850 рублей.

В силу ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в бюджет города Иркутска подлежит взысканию государственная пошлина в размер 7 972 рублей 44 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░. -░░-░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░>.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 476 944 ░░░░░░ 32 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 40 000 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 850 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░ ░░. 211 ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 972 ░░░░░░ 44 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                                              ░.░. ░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 21.11.2023░.

░░░░░                                                     ░.░. ░░░░

2-3752/2023 ~ М-3256/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Чайников Сергей Геннадьевич
Прокурор Кировского района города Иркутска
Ответчики
Служба по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области
Другие
Соколова Анна Васильевна
Суд
Кировский районный суд г. Иркутска
Судья
Луст Ольга Викторовна
Дело на сайте суда
kirovsky--irk.sudrf.ru
20.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.07.2023Передача материалов судье
25.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2023Судебное заседание
24.08.2023Судебное заседание
19.09.2023Судебное заседание
19.09.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
17.10.2023Судебное заседание
14.11.2023Судебное заседание
21.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее