Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Большая Соснова 30 мая 2023 года
Большесосновский районный суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Бахаревой Е.Б.,
при секретаре судебного заседания Вахрушевой А.А.,
с участием прокурора Тарасовой Н.П., представителя ответчика Айдаевой И.Х., рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Большая Соснова гражданское дело по иску прокурора Большесосновского района к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Большесосновская центральная районная больница им. Колчановой Г.Ф.» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере здравоохранения,
установил:
Прокурор Большесосновского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Большесоснговская центральная районная больница им. Колчановой Г.Ф.» (далее именуется Большесосновская ЦРБ) на том основании, что прокурором проведена проверка вышеуказанной медицинской организации на предмет соблюдения законодательства о здравоохранении, в ходе которой было выявлено отсутствие в фельдшерско-акушерском пункте с. Красный Яр <адрес> шкафа для белья, автоматического дефибрилятора, щита спинального с устройством для фиксации головы, ренгенпрозрачного амагнитного одеяла с подогревом, 4-х термометров, секундомера, одноразового роторасширителя, анализатора гемоглобина в крови или тест-системы для определения гемоглобина в крови, портативного экспресс-анализатора уровня холестерина в крови, холодильника для хранения лекарственных препаратов, а так же аптечки экстренной профилактики парентеральных инфекций, что свидетельствует о несоблюдении медицинской организацией требований Стандарта оснащения фельдшерско-акушерского пункта, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 15 мая 2012 г. № 543н «Об утверждении Положения об организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению». Кроме того, указал прокурор в иске, медицинской организацией не обеспечена доступность в помещение фельдшерско-акушерского пункта в с. Красный Яр маломобильных групп населения: инвалидам, людям с временным нарушением здоровья, людям с временным нарушением интеллекта, людей старших возрастов, беременным женщинам, людям с детскими колясками, с малолетними детьми, что является нарушением требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Свода правил 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Обосновывая свои требования вышеприведенными положениями законодательства, прокурор просит суд обязать медицинскую организацию в срок до 31 декабря 2023 г. оборудовать вход в задание ФАПа по адресу <адрес> пандусом, поручнем и кнопкой вызова персонала в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», обеспечить ФАП по адресу <адрес> шкафом для белья, автоматическим дефибрилятором, щитом спинальным с устройством для фиксации головы, ренгенпрозрачным амагнитным одеялом с подогревом, 4-мя термометрами, секундомером, одноразовым роторасширителем, анализатором гемоглобина в крови или тест-системой для определения гемоглобина в крови, портативным экспресс-анализатором уровня холестерина в крови, холодильником для хранения лекарственных препаратов, аптечкой экстренной профилактики парентеральных инфекций.
В судебном заседании прокурор настаивал на заявленных требованиях в части оборудования входа в здание ФАПА пандусом, поручнем и кнопкой вызова персонала и в части оснащения ФАПА секундомером, отказался от иска в части возложения на Большесосновскую ЦРБ обязанности обеспечить ФАП по адресу <адрес> шкафом для белья, автоматическим дефибрилятором, щитом спинальным с устройством для фиксации головы, ренгенпрозрачным амагнитным одеялом с подогревом, 4-мя термометрами, одноразовым роторасширителем, анализатором гемоглобина в крови или тест-системой для определения гемоглобина в крови, портативным экспресс-анализатором уровня холестерина в крови, холодильником для хранения лекарственных препаратов, аптечкой экстренной профилактики парентеральных инфекций, о прекращении производства по делу в этой части судом вынесено соответствующее определение.
Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями прокурора согласился.
Суд, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав представленные суду доказательства, оценив доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, приходит к следующим выводам.
Статья 47 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину Российской Федерации право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения (п. 1 ст. 10 Закона); применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи (п. 4 ст. 10 Закона); предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (п. 5 ст. 10 Закона).
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 79 Закона медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи.
В соответствии с п. 2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 N 543н организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями N 1 - 27 к Положению.
Согласно п. 2 Правил организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта (приложение № 5 к приказу № 543н) фельдшерско-акушерский пункт является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения). ФАП организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи (далее - доврачебная медицинская помощь) и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.
Согласно п. 10 Правил оснащение ФАПа осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, установленным приложением N 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, установленным приказом № 543н, и предусматривает обязательное наличие в нем, в том числе, шкафа для белья, автоматического дефибрилятора, щита спинального с устройством для фиксации головы, ренгенпрозрачного амагнитного одеяла с подогревом, 4-х термометров, секундомера, одноразового роторасширителя, анализатора гемоглобина в крови или тест-системы для определения гемоглобина в крови, портативного экспресс-анализатора уровня холестерина в крови, холодильника для хранения лекарственных препаратов, аптечки экстренной профилактики парентеральных инфекций.
Судом установлено, что прокурором Большесосновского района проведена проверка Большесосновской ЦРБ на предмет соблюдения законодательства о здравоохранении, в ходе которой было выявлено несоблюдение медицинской организацией вышеприведенных положений законодательства, в частности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 N 543н Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению: выявлено отсутствие в фельдшерско-акушерском пункте <адрес> шкафа для белья, автоматического дефибрилятора, щита спинального с устройством для фиксации головы, ренгенпрозрачного амагнитного одеяла с подогревом, 4-х термометров, секундомера, одноразового роторасширителя, анализатора гемоглобина в крови или тест-системы для определения гемоглобина в крови, портативного экспресс-анализатора уровня холестерина в крови, холодильника для хранения лекарственных препаратов, а так же аптечки экстренной профилактики парентеральных инфекций.
Судом установлено, что 13 декабря 2022 г. прокурором в адрес Большесосновской ЦРБ внесено представление с требованием принять меры к устранению выявленных нарушений закона, представление прокурора медицинской организацией признано обоснованным, нарушения законодательства в части необеспечения ФАП в с. Красный Яр шкафом для белья, автоматическим дефибрилятором, щитом спинальным с устройством для фиксации головы, ренгенпрозрачным амагнитным одеялом с подогревом, 4-мя термометрами, одноразовым роторасширителем, анализатором гемоглобина в крови или тест-системой для определения гемоглобина в крови, портативным экспресс-анализатором уровня холестерина в крови, холодильником для хранения лекарственных препаратов, а так же аптечкой экстренной профилактики парентеральных инфекций устранены медицинской организацией в добровольном порядке, секундомер в ФАП не приобретен, в связи с чем исковые требования прокурора в этой части подлежат удовлетворению.
Кроме того, в ходе прокурорской проверки было выявлено нарушение прав маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ в помещение фельдшерско-акушерского пункта в с. Красный Яр.
Так в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденным приказом Минздрава России от 12 ноября 2015 г. N 802н, оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объектов и услуг осуществляется органами и организациями, предоставляющими услуги, с использованием в том числе таких показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере охраны здоровья, как удельный вес объектов, на которых обеспечиваются условия индивидуальной мобильности инвалидов и возможность для самостоятельного их передвижения по объекту, в том числе, на которых имеются: поручни; пандусы; подъемные платформы (аппарели); доступные входные группы; достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок.
Согласно приказу Минстроя России от 30 декабря 2020 N 904/пр "Об утверждении СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", к которым отнесены инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, люди с временным нарушением интеллекта, люди старших возрастов, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, входы в задания должны быть оборудованы пандусами, при наличии перепада высот более 0,2 м - с поручнем, с обустройством наружных вызывных устройств.
Судом установлено, что требования, обеспечивающие доступность маломобильных групп населения в помещение ФАПа с. Красный Яр, не соблюдаются, что подтверждено паспортом доступности объекта социальной инфраструктуры № 6 (Красноярский ФАП), из которого следует, что вход в здание ФАП для инвалидов, передвигающихся в креслах-колясках, инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата доступен условно (ДУ), а также актом осмотра здания с фототаблицами от 18 апреля 2023 г., составленным помощником прокурора Кузнецовой Н.Ю., фельдшером Красноярского ФАПа Кочневой И.Н. и председателем районного общества инвалидов Свириденковым В.Н.
С учетом вышеприведенных, установленных судом обстоятельств, требования прокурора следует признать законными, обоснованными, а срок, в течение которого прокурор просит обязать медицинскую организацию устранить нарушения законодательства, разумным и достаточным для исполнения возложенной судом обязанности.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Большесосновского района удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Большесосновская центральная районная больница им. Колчановой Г.Ф.» в срок до 31 декабря 2023 г.:
оборудовать вход в задание ФАПа по адресу <адрес> пандусом, поручнем и кнопкой вызова персонала в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
обеспечить ФАП по адресу <адрес> секундомером.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Бахарева Е.Б.
Решение суда в окончательной форме принято 06 июня 2023 г.
Судья Бахарева Е.Б.