Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-96/2023 ~ М-104/2023 от 02.08.2023

Дело № 2-96/2023 УИД 22RS0005-01-2023-000138-49

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Бурла 22 сентября 2023 г.

Бурлинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Портновой М.С.,

при секретаре Ворониной Р.В.,

с участием помощника прокурора Бурлинского района

Алтайского края Терентьевой К.С.,

с участием представителя материального истца Воробьева А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бурлинского района Алтайского края, поданного в интересах ФИО1, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бурлинского района Алтайского края первоначально обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований процессуальный истец отразил, что прокуратурой Бурлинского района проведена проверка по обращению Воробьева А.И. по вопросу соблюдения законодательства при обеспечении инвалида ФИО1 техническими средствами реабилитации. В процессе проверки прокурором установлено, что ФИО1 является инвалидом первой группы по общему заболеванию (бессрочно), обеспечение ФИО1 техническими средствами реабилитации осуществляется Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и индивидуальной программы реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой определена нуждаемость в технических средствах реабилитации, в том числе - подгузниками для взрослых, размер «L» (объем талии/бедер до 150 см), с полным влагопоглощением не менее 2000 г. количестве 3 шт. в сутки. С учетом сроков поставки и количества предоставленных изделий в рамках государственных контрактов в 2023 году ФИО1 обеспечена подгузниками на срок по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

В ходе проверки установлено, что в 2023 г. ФИО1 была обеспечения техническими средствами следующим образом:

-ДД.ММ.ГГГГ выданы подгузники в количестве 90 штук по ДД.ММ.ГГГГ включительно,

-ДД.ММ.ГГГГ выданы подгузники в количестве 180 штук по ДД.ММ.ГГГГ включительно,

-ДД.ММ.ГГГГ выданы подгузники в количестве 90 штук по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1 подгузниками не обеспечена. Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата окончания проверки) ФИО1 не обеспечена жизненно важными необходимыми средствами реабилитации, в связи с чем, вынуждена была приобретать подгузники за счет собственных средств на общую сумму 12210,70 рублей.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства процессуальный истец, прокурор <адрес>, просил суд:

- признать незаконным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> по необеспечению ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническими средствами реабилитации: подгузниками для взрослых, размер «L», (объем талии / бедер до 150 см), с полным влагопоглощением не менее 2000 г, 3 шт. (в сутки),

-возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническое средство реабилитации: подгузники для взрослых, размер «L», (объем талии / бедер до 150 см), с полным влагопоглощением не менее 2000 г, 3 шт. (в сутки),

- взыскать с Отделения пенсионного и социального страхования по <адрес> в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию морального вреда в сумме 30000 рублей,

- взыскать с Отделения пенсионного и социального страхования по <адрес> в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию расходов, связанных с приобретением технических средств реабилитации (подгузников) за счет собственных средств, в сумме 12210 рублей 70 копеек, решение суда в соответствии со ст.212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратить к немедленному исполнению.

07.09.2023 г. процессуальный истец, прокурор Бурлинского района Алтайского края, с учетом позиции материального истца, уменьшил размер исковых требований, просил

- признать незаконным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> по необеспечению ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническими средствами реабилитации: подгузниками для взрослых, размер «L», (объем талии / бедер до 150 см), с полным влагопоглощением не менее 2000 г, 3 шт. (в сутки),

- взыскать с Отделения пенсионного и социального страхования по <адрес> в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию морального вреда в сумме 30000 рублей.

Определением Бурлинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление об уменьшении исковых требований принято к производству суда для рассмотрения в судебном заседании (протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ)

До начала судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ, с учетом изученных позиций стороны ответчика, процессуальный и материальный истцы в части признания незаконным бездействия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> письменно заявили об отказе от иска.

Определением Бурлинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявления об отказе от иска в части приобщены к материалам гражданского дела, производство по делу в указанной части определением Бурлинского районного суда алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ прекращено. Последствия отказа от иска в части процессуальному и материальному истцам разъяснены и понятны.

С учетом уменьшения объёма исковых требований и частичного отказа от иска сторона истца просила взыскать с Отделения пенсионного и социального страхования по <адрес> в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию морального вреда в сумме 30000 рублей.

Материальный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате и месте его проведения извещена надлежащим образом. Свое право на участие реализовала с помощью представителя, своего супруга, Воробьева А.И. по нотариально удостоверенной доверенности.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явился. О дате и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, уточненное исковое заявление об уменьшении объема заявленных исковых требований представителем ответчика получено ДД.ММ.ГГГГ.

Суд в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ, приступил к рассмотрению гражданского дела в отсутствие материального истца и представителя ответчика.

В судебном заседании 22.09.2023 г. помощник прокурора Бурлинского района Алтайского края Терентьева К.С., поддерживая итоговую редакцию заявленных исковых требований о компенсации морального вреда, дополнительно указала, что по состоянию на дату подготовки уточненного искового заявления, в котором прокурор уменьшил объем заявленных требований, установлено, что ФИО1 не была обеспечена подгузниками в периоды с 01.03.2023 г. по 09.03.2023 г., 09.05.2023 г., с 09.06.2023 г. по 16.08.2023 г.

Представитель материального истца ФИО1 Воробьев А.В. в судебном заседании поддержал позицию помощника прокурора, указав, что его супруга ФИО1 является инвалидом первой группы, страдает болезнью Паркинсона, имеет ряд таких заболеваний, которые не позволяют ей полноценно осуществлять за собой уход: повышение давления, ограничения в движении, сердечно -сосудистые заболевания; супруга находится в инвалидной коляске, не может самостоятельно кушать, обслуживать себя, является лежачей больной. Обеспечение супруги техническими средствами реабилитации производится Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> с нарушением сроков, за прошлые периоды, которые указаны в иске, подгузники не выданы, в результате чего ему пришлось выписывать подгузники по интернету, затрачивая собственные средства. После того, как ему в процессе судебных разбирательств от представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования стало известно, что такие расходы могут быть возмещены, он обратился с заявлением через госуслуги, и заявление на данный момент принято и находится в обработке, в связи с чем, в этой части уменьшил размер исковых требований. Кроме этого, несмотря на то, что Отделением Фонда принимались меры к обеспечению его супруги подгузниками, однако, полагает, что не было принято исчерпывающих мер, факт нарушения имел место и его супруга-инвалид не должна зависеть от несогласованности управленческих решений, или иным причинам. В периоды, когда подгузники не доставлялись своевременно и он, и его супруга испытали физические и нравственные страдания. ФИО1 постоянно думала о том, когда же ей доставят необходимые средства, поскольку ее заболевание, связанное с произвольным мочеиспусканием, доставляет большой дискомфорт, чувство безысходности от такой болезни, она постоянно спрашивала, когда привезут подгузники, почему так долго задерживается доставка, расстраивалась, у нее повышалось давление, приходилось неоднократно вызывать скорую помощь. Воробьев А.И. сам является инвалидом, которому постоянно нужны лекарства, а несвоевременное обеспечение его супруги необходимыми средствами, вынуждало и его расстраиваться, искать в интернет –магазинах подгузники по доступной цене, все сейчас очень дорого, и незапланированные затраты отражались и на других уровнях качества жизни. Просил суд в разумных пределах взыскать компенсацию морального вреда.

Свидетель ФИО5 в судебном заседании пояснила, что является соседкой ФИО1, знакома с ней длительное время, еще с 1982 г. вместе трудились, а в настоящее время поддерживают дружеские соседские отношения. Свидетель очень часто оказывает бытовую помощь данной семье, на время отсутствия Воробьева А.И. помогала его супруге менять подгузники, кормить ее, видя, как ФИО1 страдает от своего заболевания, не может себя обслужить, а своевременное не обеспечение подгузниками приносило ФИО1 большой стресс, который обострял и иные ее заболевания.

Свидетель ФИО6 в судебном заседании пояснила, что приходится ФИО1 дочерью. Ее мама является инвалидом первой группы, не передвигается, постоянно нуждается в подгузниках, поскольку имеет заболевание, связанное с произвольным мочеиспусканием, порой, и трех подгузников не хватает. Со стороны Отделения Фонда пенсионного и социального страхования случались периоды не обеспечения ее мамы необходимыми средствами, в результате чего, приходилось затрачивать собственные средства, мама расстраивалась, на этом воне ухудшалось ее здоровье по другим заболеваниям, часто вызывали скорую помощь. Он и ее отец Воробьев А.В. старались постоянно обеспечивать Воробьёву Н.В. подгузниками, но когда они доставлялись не вовремя или совсем не доставлялись, мама вынуждена была ограничивать себя в употреблении воды, чтобы менее справлять естественные нужды, при этом испытывала жажду, дискомфорт, испытывала как моральные, так и физические страдания, учитывая, что кроме заболевания мочеполовой системы, ФИО1 почти не встает, сама не может передвигаться, и если бы не было дочери или отца, она бы просто не смогла себя обеспечить подгузниками.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ участия не принимал. В предыдущем судебном заседании, организованном посредством видеоконференц-связи, представитель ответчика ФИО7 исковые требования не признала.

В ряде письменных позиций от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, изученных и исследованных в судебных заседаниях, представитель указала, что ответчик при рассмотрении заявления ФИО1 действовал в точном соответствии с требованиями законодательства и предусмотренной Административным регламентом процедурой предоставления государственной услуги.

Отделением Фонда предпринимались все необходимые и возможные в рамках предусмотренного законодательством механизма меры для обеспечения ФИО1 подгузниками для взрослых размером «L» с полным влагопоглощением не менее 2000 мл., поэтому по – мнению представителя ответчика какого - либо бездействия при обеспечении истца техническим средством реабилитации отделением Фонда не допущено. Перерыв в обеспечении не означает сложение с себя обязанности обеспечивать гражданина, обратившегося с соответствующим заявлением и документами и поставленного на учет. Подгузники являются предметом ежедневного и одноразового использования. Срок пользования подгузниками для взрослых, размером «L» с полным влагопоглощением не менее 132000г. составляет не более 8 часов (3шт. в сутки). При этом, предоставить подгузники за прошлое время не представляется возможным, поскольку в любом случае подгузники, в том числе и предоставленные на основании решения суда будут использоваться в будущем, а не в прошлом, то есть, в период, когда ФИО1 добровольно обеспечена подгузниками (по ДД.ММ.ГГГГ). Отсутствие в правовых актах нормы права, прямо предусматривающей возможность обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период, означает в рамках механизма публично-правового регулирования спорных отношений запрет на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их несвоевременного предоставления по каким-либо причинам. Относительно компенсации морального вреда представитель ответчика отразила, что меры, принятые отделением Фонда для обеспечения ФИО1 свидетельствуют о соблюдении всех предусмотренных законом предписаний, отсутствии незаконного бездействия, а также вины отделения Фонда в длительном необеспечении ФИО1 техническими средствами реабилитации, в рассматриваемой ситуации отсутствует обязательное условие для взыскания с ответчика морального вреда, а именно виновность отделения Фонда, поскольку направление не выдано ФИО1 в установленный срок по причинам объективного характера, не зависящим от действий отделения Фонда (отсутствие денежных средств, за счет которых можно этот товар оплатить, отсутствие Поставщика). Относительно требования о взыскании компенсации расходов за самостоятельное приобретение подгузников для взрослых размером «L» с полным влагопоглощением не менее 2000 мл. в сумме 12210,70 руб.представитель ответчика выразил несогласие, поскольку истец просит взыскать расходы, понесенные ФИО1 за самостоятельно приобретенные подгузники для взрослых размером «L» в сумме 12210,70 руб., при этом финансовые документы, приложены к иску подтверждают факт расходов на сумму 9660,30руб. Кроме того, истцом не учтено при определении суммы компенсации расходов, действующее законодательство. Выплата компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР осуществляется отделением Фонда на основании обращения гражданина с приложением документов, подтверждающих такое приобретение. ФИО1 в отделение Фонда с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные подгузники для взрослых размером «L» не обращалась, отделением Фонда не принималось решение об отказе в выплате ФИО1 компенсации за самостоятельное приобретение. Не согласился представитель ответчика и с первоначальным требованием об обращении решения суда немедленному исполнению.

Таким образом, ФИО1 обеспечена подгузниками по 28.02,2023, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - включительно.

Новой позиции по уточненному исковому заявлению прокурора Бурлинского района Алтайского края, в которой процессуальный истец уменьшил объем исковых требований, в суд от представителя ответчика не поступало.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, изучив письменные доказательства, как в отдельности, так и в их совокупности, по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации является целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты и относит определение объема и условий их предоставления отдельным категориям граждан к компетенции законодателя.

Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрел, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10), определил понятие индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (часть 1 статьи 11), установил право инвалидов на компенсацию в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если он приобрел и (или) оплатил их за собственный счет, предусмотрев порядок определения предельного размера стоимости технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги (часть 6 статьи 11), а также закрепил возможность обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, и иными заинтересованными организациями (часть 14 статьи 11.1).

Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Частью.14 ст.11.1 Закона о социальной защите инвалидов в РФ установлено, что ТСР предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Абзацем 1 п.2 Правил № 240, принятых во исполнение указанной нормы, предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В силу п.4 указанных Правил заявление о предоставлении ТСР подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган ФСС РФ по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

Согласно п.5 Правил № 240 уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п.4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п.4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее по тексту - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее по тексту - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п.4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в п. 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Аналогичные условия регламентированы п.п.11, 12 Административного регламента.

Согласно указанным нормам обеспечение инвалидов ТСР осуществляется территориальным отделением ФСС РФ в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, в установленные сроки.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. <данные изъяты> на её имя.

<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ, на основании поступившего заявления ФИО1 поставлена на учет по обеспечению подгузниками для взрослых, размером «L», (объем талии/бедер до 150см), с полным влагопоглощением не менее 2000г., 3шт.в сутки, в соответствии с рекомендациями ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ.

По заключенным отделением Фонда государственным контрактам в 2022 году ФИО1 обеспечена подгузниками для взрослых, размером «L» по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актами приема-передачи товара №ТГСФЦ000370/1 от ДД.ММ.ГГГГ на 180 шт., №ТГСФЦ000381/5 от ДД.ММ.ГГГГ на 270шт., №ТГСФЦ000440/6 от ДД.ММ.ГГГГ на 90шт.

В последующем, в единой информационной системе в сфере закупок размещён запрос цен от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании полученной ДД.ММ.ГГГГ ценовой информации и реестров контрактов отделением Фонда произведено обоснование НМЦК и ДД.ММ.ГГГГ размещено извещение о проведении электронного аукциона для поставки инвалидам подгузников различных видов, по итогам которого ДД.ММ.ГГГГ с АО «Алтаймедтехника» заключен государственный контракт , ФИО1 выдано направление от ДД.ММ.ГГГГ на получение изделий в количестве 180 штук. Поставщику направлен реестр выданных направлений для поставки изделий по месту жительства инвалида.

ДД.ММ.ГГГГ изделия поставлены по месту жительства заявителя (акт приема-передачи товара №ТГЦБЦ000388/5). С учетом сроков поставки, потребность в изделиях удовлетворена по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Далее, отделением Фонда заключен государственный на поставку инвалидам подгузников для взрослых размером «L» с полным влагопоглощением не менее 2000 мл., в рамках исполнения которого ФИО1 выдано направление от ДД.ММ.ГГГГ на получение изделий в количестве 90 шт. Поставщику направлен реестр выданных направлений для поставки изделий по месту жительства инвалида. Изделия поставлены по месту жительства заявителя ДД.ММ.ГГГГ (акт приема-передачи товара .3Ю0022), что удовлетворило потребность в изделиях на срок по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Впоследствии отделением заключен государственный контракт на поставку инвалидам подгузников для взрослых размером «L» с полным влагопоглощением не менее 2000 мл., в рамках исполнения которого ФИО1 выдано направление от ДД.ММ.ГГГГ на получение изделий в количестве 180 шт. Поставщику направлены реестры выданных направлений для поставки изделий по месту жительства инвалида. По сведениям поставщика ФИО1 вручены изделия ДД.ММ.ГГГГ, обеспечение составило по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Как следует из направления на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направлена в Филиал «Барнаульский» Акционерного общества «Московское протезно-ортопедическое предприятие» для получения 22-01-11 Подгузники для взрослых, размер «L» (объем талии/бедер до 150 см), с полным влагопоглощением не менее 2000 г. обратная сорбция не более 4,4г, скорость впитывания не менее 2,3 см3/с (180 шт.). Направление действительно до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ от Воробьева А.В. в прокуратуру <адрес> поступило обращение по факту отсутствия у его супруги – инвалида памперсов с ДД.ММ.ГГГГ. В своем объяснении Воробьев А.В. указал, что ФИО1 является его супругой, с октября 2021 г. ей была установлена инвалидность по общему заболева­нию (по заболеванию сердца, болезнь Паркинсона, также ломала ногу в трех местах, в связи с чем, сейчас не может самостоятельно передвигаться, является лежачей). Согласно индивидуальной программе реабилитации супруге рекомендованы в качестве технических средств реабилитации подгузники в количестве 3 штук в сутки. В 2023 г. начались проблемы с обеспечением подгузников. Так в октябре 2022 г. супруга была обеспечена подгузниками до ДД.ММ.ГГГГ. Затем подгузники выдали только ДД.ММ.ГГГГ, т.е., ФИО10 не была обеспечена TCP с 01 по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ были выданы подгузники, ФИО10 обеспечена была подгузниками до ДД.ММ.ГГГГ. Затем подгузники выдали ДД.ММ.ГГГГ, т.е. супруга не обеспечена была подгузниками ДД.ММ.ГГГГ. Далее ДД.ММ.ГГГГ были выданы подгузники в количестве 90 шт., т.е. до ДД.ММ.ГГГГ вклю­чительно. с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени, т.е. более месяца, супруга подгузниками не обеспе­чена. В связи с не обеспечением TCP вынуждены приобретать подгузники, за счет собственных средств, также дочь приобретала за собственные средства подгузники через онлайн-магазин «ОЗОН». В среднем одна пачка подгузников 30 шт. стоит 1800 рублей. Он и супруга испытывают моральные страдания по поводу необеспечения ее сред­ствами реабилитации, поскольку их семья должна самостоятельно их искать, приобретать, подгузники являются дорогостоящими, из доходов у них только пенсия. При наличии оснований просил обратиться в интересах ФИО1 в суд с иском о взыскании с Фонда социального страхования компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей.

В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им утвержденных данным Порядком документов. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в подпункте "б" пункта 5 данного порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункты 5, 6, 7 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).

Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н. Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что если инвалид не был обеспечен техническими средствами реабилитации, он имеет право на получение компенсации. Требование о предоставлении в натуре подгузников, которыми инвалид не был обеспечен в прошлом, не является надлежащим способом защиты права, так как указанные средства не предполагают продолжительного использования, а являются одноразовыми.

В судебном заседании из пояснений представителя материального истца Воробьева А.И. и представленной им информации с портала «Госуслуги» суд установил, что ФИО1 обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования с заявлением о предоставлении выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство, поэтому в указанной части Воробьев А.И. согласился с позицией прокурора об уменьшении объема исковых требований.

Между тем, в судебном заседании, с учетом анализа устных и письменных позиций сторон, судом достоверно установлено, чтов период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не была обеспечена жизненно важными необходимыми средствами реабилитации, в связи с чем, вынуждена была приобретать за счет собственных средств, претерпев моральные и нравственные страдания.

В качестве объективных причин, по которым ФИО1 своевременно не получила подгузники, представитель ответчика указала в письменном отзыве на отсутствие денежных средств, за счет которых можно этот товар оплатить, отсутствие Поставщика. Кроме этого указано на возникновение ситуации, когда технические средства реабилитации не могут быть предоставлены инвалиду, поскольку не отобран поставщик технических средств реабилитации, необеспеченность в виду наличия очередности из числа граждан, обратившихся ранее истца.

В силу ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на ответчике лежит обязанность представить доказательства надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей по предоставлению инвалиду средств реабилитации.

Из материалов дела следует, что истец ФИО1 в указанные в исковом заявлении периоды средствами реабилитации не обеспечена, в связи с чем, имеет место виновное бездействие ответчика, поскольку не были приняты исчерпывающие предусмотренные законом меры для обеспечения инвалида необходимыми средствами реабилитации.

Федеральный закон и Правила не содержат положений об очередности предоставления технических средств реабилитации в зависимости от даты обращения гражданина с заявлением об обеспечении его техническими средствами.

Обязанность по обеспечению средствами реабилитации возлагается именно на Фонд социального страхования Российской Федерации (в настоящее время – Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации), а несоблюдение требований федерального законодательства по предоставлению таких средств нарушает права и законные интересы истца.

Конституционные принципы приоритета и высшей ценности прав и свобод человека не допускают ставить права и законные интересы инвалидов в зависимость только лишь от управленческих решений уполномоченных на социальное обеспечение органов даже в случае формального соответствия действий последних установленным для них регламентам и иным руководящим документам, поскольку иное противоречит социальной природе и гуманитарной основе государства в целом.

При таких обстоятельствах необеспечение ФИО1 в указанные периоды техническими средствами реабилитации само по себе является незаконным бездействием, что и явилось основанием предъявления указанного иска.

В силу пункта 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Нематериальные блага защищаются в соответствии с названным Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться другими лицами (пункт 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Из материалов дела следует, что ФИО1, являясь инвалидом, не была в указанные сроки обеспечена техническими средствами реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о нарушении личных неимущественных прав ФИО1 на своевременное получение со стороны мер социальной поддержки и обеспечения благоприятных, не ущемляющих охраняемое государством достоинство личности, условий для реализации им своих прав, в том числе, на получение технических средств реабилитации, необходимых для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Придя к выводу о наличии нарушения личных неимущественных прав инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, суд считает, что указанные обстоятельства являются основанием для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает пояснения свидетелей о том, что истец ФИО1 испытывала дискомфорт и переживания в результате не получения подгузников, возраст ФИО1 и ее физическое состояние с учетом совокупности заболеваний, не позволяющих ей самостоятельно осуществлять самообслуживание, характер имеющегося у нее заболевания, требующего бессрочной нуждаемости в данных технических средствах реабилитации (подгузниках), период не обеспечения подгузниками, степень вины ответчика, заключающейся в непринятии исчерпывающих мер по обеспечению ФИО1 подгузниками. Руководствуясь требованиями разумности и справедливости, суд считает необходимым определить размер компенсации морального вреда в размере 3000 рублей.

С учетом вышеизложенного, исковые требования прокурора Бурлинского района Алтайского края в итоговой редакции подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Бурлинского района Алтайского края, поданного в интересах ФИО1, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бурлинский районный суд Алтайского края.

Судья М.С. Портнова

Мотивированное решение составлено 27 сентября 2023 г.

2-96/2023 ~ М-104/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Панкратов Виктор Александрович в интересах Воробьевой Надежды Васильевны
Воробьева Надежда Васильевна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по АК
Другие
Воробьев Анатолий Иванович
Суд
Бурлинский районный суд Алтайского края
Судья
Портнова М.С.
Дело на сайте суда
burlinsky--alt.sudrf.ru
02.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.08.2023Передача материалов судье
07.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.08.2023Судебное заседание
04.09.2023Судебное заседание
22.09.2023Судебное заседание
27.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее