Дело № 2-1774/2023
74RS0037-01-2023-001531-52
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 октября 2023 года г.Сатка
Саткинский городской суд Челябинской области в составе:
Председательствующего Гараниной О.Н.,
при секретаре Шишкиной Н.М.,
с участием помощника прокурора Банниковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2-1774/2023 по иску Саткинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Бакальская централизованная клубная система» о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Саткинский городской прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Бакальская централизованная клубная система», в котором с учетом уточнения просит обязать ответчика выполнить требования антитеррористической защищенности в здании по адресу: <адрес>:
организовать охрану и оснащение объекта современными инженерно- техническими средствами и системами;
обеспечить инженерно-техническое укрепление здания объекта;
- оборудовать системами экстренного оповещения работников и посетителей объекта (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации и о безопасной и беспрепятственной эвакуации;
выполнить обработку горючих декораций, сценического и выставочного оформления, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах, фойе и буфете огнезащитными составами с составлением соответствующего акта с указанием даты пропитки и срока ее действия;
организовать охрану объекта (территории) второй категории опасности сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях) (л.д. 5-9, 72).
В обоснование исковых требований указал на то, что Саткинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов культуры Саткинского муниципального района, которой установлено, что по результатам проведения обследования Муниципальному бюджетному учреждению «Бакальская централизованная клубная система» определена 2 категория опасности и определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности, что подтверждается паспортом безопасности. Срок выполнения ряда мероприятий на текущую дату истек ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, они исполнены не в полном объеме. Саткинской городской прокуратурой директору Муниципального бюджетного учреждения «Бакальская централизованная клубная система» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности, однако нарушения закона не устранены и продолжают существовать по настоящее время.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении уточненных требований в полном объеме, не возражал установить срок исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Муниципального бюджетного учреждения «Бакальская централизованная клубная система» Рязанов А.А. в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснив, что некоторые требования иска ему не понятны, просил установить срок исполнения решения суда с учетом того, что учреждение является бюджетным, нарушения будут устранены после поступления финансирования. Предоставил письменные возражения (л.д. 60-62).
Представитель третьего лица Управления Росгвардии по Челябинской области Пландин М.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами дела, по результатам проведения обследования Муниципальному бюджетному учреждению «Бакальская централизованная клубная система» определена 2 категория опасности и определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности. Срок выполнения ряда мероприятий на текущую дату истек ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем, они исполнены не в полном объеме.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Согласно п.п. 1 и 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - ФЗ «О противодействии терроризму») принципами противодействия терроризму в Российской Федерации, в частности, являются обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу п. 6 ст. 3 ФЗ «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением.
В соответствии с п. 12 ст. 2 ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Невыполнение требований по обеспечению пожарной безопасности влечет снижение уровня антитеррористической защищенности объекта и в случае совершения в его помещениях преступлений террористической направленности (террористический акт, захват заложника и др.), может повлечь значительное увеличение потенциального количества пострадавших от террористического акта людей, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба, т.к. создает препятствия эффективного и оперативного осуществления мероприятий по ликвидации последствий террористических актов.
На основании ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
В соответствии с абз. «б» п. 21 Требований, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством организации охраны и оснащения объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами и системами.
На основании абз. «д» п. 25 Требований, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется обеспечение инженерно-технического укрепления зданий (строений, сооружений) объектов (территорий).В целях минимизации возможных последствий и ликвидации угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством своевременного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о безопасной и беспрепятственной эвакуации, обеспечения технических возможностей эвакуации (абз. «в» п. 24 Требований).
В силу абз. «з» п. 25 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Постановлением от 16.09.2022 № 1479 утверждены Правила Противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Постановление № 1479), которые устанавливают порядок содержания зданий, сооружений, помещений организаций в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с п. 95 Постановления № 1479 руководитель организации обеспечивает обработку деревянных и иных конструкций сценической коробки, планшета сцены, выполненных из горючих материалов (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и др.), горючих декораций, сценического и выставочного оформления, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах огнезащитными составами с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, включая дату пропитки и срок ее действия.
Как следует из материалов дела, результатами проверки установлено, что в здании № <адрес> выявлены нарушения действующего законодательства, в том числе:
не произведена охрана и оснащение объекта современными инженерно-техническими средствами и системами, в соответствии с абз. «б» п. 21 Требований;
в нарушение абз. ««д» п. 25 Требований не обеспечено инженерно- техническое укрепление здания объекта;
объект не оборудован системами экстренного оповещения работников и посетителей объекта (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации и о безопасной и беспрепятственной эвакуации, чем нарушены требования абз. «в» п. 24, абз. «з» п. 25 Требований.
Кроме того, обследованием здания дворца культуры горняков МБУ «БЦКС», проведенным Саткинской городской прокуратурой и Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Саткинскому и Катав- Ивановскому районам УНДиПР ГУ МЧС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с 10-00 час. до 11-20 час., выявлено, в нарушение п. 95 Постановления № не обеспечена обработка горючих декораций, сценического и выставочного оформления, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах, фойе и буфете огнезащитными составами с составлением соответствующего акта с указанием даты пропитки и срока ее действия.
По результатам указанной проверки соблюдения пожарной безопасности директору МБУ «БЦКС» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности со сроком исполнения 1 (один) месяц, т.е. ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Саткинскому и Катав-Ивановскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ директор МБУ «БЦКС» привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде предупреждения.
По результатам рассмотрения внесенного представления, руководством учреждения требования отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Саткинскому и Катав-Ивановскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> признаны обоснованными, однако действенных мер, направленных на устранения нарушений действующего законодательства не принято.
В силу п. 12 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является минимизация последствий проявлений терроризма.
В силу действующего законодательства исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности, пожарной безопасности является обязанностью.
Невыполнение требований по обеспечению пожарной безопасности влечет снижение уровня антитеррористической защищенности объекта и в случае совершения в его помещениях преступлений террористической направленности (террористический акт, захват заложника и др.), может повлечь значительное увеличение потенциального количества пострадавших от террористического акта людей, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба, т.к. создает препятствия эффективного и оперативного осуществления мероприятий по ликвидации последствий террористических актов.
В силу ст. 123.11 Гражданского кодекса Российской Федерации, Устава учреждения МБУ «БЦКС» несет самостоятельную ответственность имущественную ответственность по своим обязательствам, выступает ответчиком в суде, самостоятельно распоряжается своими доходами.
Согласно п.п. «д» п.11, 12 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ от 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств. Одним из направлений противодействия терроризму в Российской Федерации является предупреждение (профилактика;) терроризма.
Невыполнение требований по обеспечению антитеррористической защиты образовательного учреждения отрицательно влияет на безопасность потенциального объекта террористических посягательств и влечет не только нарушение законодательства о противодействии терроризму, но и создает реальную угрозу беспрепятственного совершения террористических актов со значительным количеством жертв.
В связи с тем, что состав работников и воспитанников учреждения, а также посетителей постоянно изменяется, определить круг лиц, потенциально подвергающихся террористической угрозе, не представляется возможным.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
С учетом принципа разумности и необходимости соблюдения баланса прав и интересов сторон, мнения сторон, представленных стороной ответчика писем о выделении финансирования, ответов на них об отсутствии возможности выделения денежных средств, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, полагая указанный срок разумным и достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 68, 198-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░» (░░░ 7417003575, ░░░░ 1027401065042) ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>:
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░;
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░;
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░), ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░░ 2023 ░░░░