Гр. дело № 2-444/2023
УИД 22RS0061-01-2023-000491-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Ельцовка 16 ноября 2023 года
Целинный районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Сидоровой Н.А.,
при секретаре Клестер Т.А.,
с участием зам. прокурора Ельцовского района Полетайкиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному предприятию «Ельцовское коммунальное хозяйство» <адрес>, Муниципальному образованию <адрес> в лице <адрес> о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковыми требованиями к ответчикам, после уточнения которых, просил возложить на Муниципальное казенное предприятие «Ельцовское коммунальное хозяйство» <адрес> обязанность в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: получить лицензию на добычу питьевых подземных вод в <адрес>; разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны вокруг источников водоснабжения: водопровода, расположенного в <адрес>; центральной буровой скважины, расположенной по адресу: <адрес>; водонапорной башни, расположенной по адресу: <адрес>; получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии законодательству разработанных проектов зон санитарной охраны на указанные объекты водоснабжения, а также возложить на <адрес> обязанность в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны вокруг указанных объектов водоснабжения.
В обоснованность заявленных требований истец сослался на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о природопользовании в части соблюдения законодательства о недрах, санитарно-эпидемиологического состояния источников питьевого водоснабжения.
Установлено, что по состоянию на <дата> Муниципальное казённое предприятие «Ельцовское коммунальное хозяйство» (далее - МКП «Ельцовский комхоз») предоставляет услуги водоснабжения населению и предприятиям в <адрес>.
Согласно п. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В соответствии со ст. 1.2 Закона РФ от <дата> <номер> «О недрах» содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами (п. 1 ст. 23 Закона РФ «О недрах»).
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (ст. 11 Закона РФ «О недрах»).
Установлено, что специальное разрешение – лицензия на добычу питьевых подземных вод в <адрес> у МКП «Ельцовский комхоз» отсутствует.
Нарушение требований законодательства о недрах, свидетельствует о не реализации мероприятий по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и создает угрозу обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами.
Кроме того, в силу ст. 43 Водного кодекса РФ, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В силу ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктом 1.4 Санитарных правил 2.<дата>-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <дата> <номер> (далее - СанПиН 2.<дата>-02), закреплено, что зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Данные правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.<дата>-02).
Согласно п. 1.6 СанПиН 2.<дата>-02, организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально (п. 1.11 СанПиН 2.<дата>-02).
В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями (п. 1.12 СанПиН 2.<дата>-02).
В силу п. 1.15 СанПиН 2.<дата>-02 санитарные мероприятия должны выполняться: в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН (п. 1.12 СанПиН 2.<дата>-02).
В соответствии с ч. 5 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом ч. 4 ст. 14 федерального закона № 131-ФЗ, предусмотрено, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 ст. 14, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 указанной статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В силу ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой закона <дата> между администрацией <адрес> и администрацией Новокаменского сельсовета заключено соглашение о передаче полномочий по решению вопросов местного значения в сфере организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.
<адрес> Совета депутатов <адрес> от <дата> указанное Соглашение расторгнуто.
Решением Новокаменского сельского Совета депутатов от <дата> <номер> объекты жилищно-коммунального хозяйства переданы в собственность муниципального образования <адрес>.
В настоящее время услуги по водоснабжению питьевой водой населения <адрес> оказывает МКП «Ельцовский комхоз».
Согласно п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 федерального закона от <дата> №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Частью 2 ст. 23 указанного закона предусмотрено, что органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Вместе с тем, в нарушение перечисленных норм законодательства, МКП «Ельцовский комхоз» проекты зон санитарной охраны в <адрес> вокруг источников водоснабжения не разработаны, санитарно-эпидемиологическое заключения на них не получены, соответственно на утверждение в Главное управление природных ресурсов и экологии <адрес> до настоящего времени проекты не представлены.
Таким образом, МКП «Ельцовский комхоз» нарушены требования действующего законодательства о недрах и получении разрешительной документации на право пользования недрами, что влечет нарушение требований в области охраны окружающей среды и создает угрозу обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами.
Учредителем МКП «Ельцовский комхоз» является <адрес>.
<адрес> Совета депутатов <адрес> от <дата> Соглашение о передаче полномочий по решению вопросов местного значения в сфере организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения расторгнуто. Имущество передано в собственность администрации <адрес>.
Принимая во внимание предусмотренный указанными выше нормативными актами объем полномочий и обязанностей органов местного самоуправления в сфере водоснабжения населения, а также то, что администрация муниципального образования <адрес> осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества независимо от того передано оно другом субъекту или водоснабжающей организации и на каком основании, следует возложить на администрацию <адрес> обязанность профинансировать мероприятия по разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны вокруг указанных выше объектов водоснабжения.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенно круга лиц или интересов Российской Федерации.
Обращаясь в суд с заявлением в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов, прокурор действует в рамках предоставленных ему законом полномочий, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц.
В судебном заседании истец зам. прокурора <адрес> ФИО3 настаивала на заявленных требованиях, по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Представители ответчиков – <адрес>, МКП «Ельцовский комхоз», надлежаще извещенные о месте, дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, директор МКП «Ельцовский комхоз» ФИО4, а также представитель <адрес> просят рассмотреть дело в их отсутствие, представили заявления о признании исковых требований в полном объеме, указав, что последствия признания иска им известны и понятны.
Представители третьих лиц – Администрации Новокаменского сельсовета <адрес>, МУП «Каменка» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили.
Учитывая характер спорных правоотношений, суд считает возможным рассмотреть дело по существу при данной явке на основании положений ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав зам. прокурора <адрес> ФИО3, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчики вправе признать иск.
Последствия этого действия ответчиков разъяснены и понятны: в случае признания иска ответчиком суд выносит решение об удовлетворении заявленных требований и решение это может исполняться принудительно.
Суд принимает признание иска представителей ответчиков, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины так же освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
При подаче рассматриваемого иска, истцом должна была быть уплачена госпошлина согласно подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в сумме 300 рублей. Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, с ответчика МКП «Ельцовский комхоз» подлежит взысканию указанная сумма государственной пошлины с зачислением в местный бюджет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес>, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному предприятию «Ельцовское коммунальное хозяйство» <адрес>, Муниципальному образованию <адрес> в лице <адрес> удовлетворить.
Возложить на Муниципальное казенное предприятие «Ельцовское коммунальное хозяйство» <адрес> (ОГРН 1222200012693, ИНН 2240004235) обязанность в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: получить лицензию на добычу питьевых подземных вод в <адрес>; разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны вокруг источников водоснабжения: водопровода, расположенного в <адрес>; центральной буровой скважины, расположенной по адресу: <адрес>; водонапорной башни, расположенной по адресу: <адрес>; получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии законодательству разработанных проектов зон санитарной охраны на указанные объекты водоснабжения.
Возложить на <адрес> (ОГРН 1022202914656, ИНН 2240001026) обязанность в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны вокруг указанных объектов водоснабжения.
Взыскать с Муниципального казенного предприятия «Ельцовское коммунальное хозяйство» <адрес> (ОГРН 1222200012693, ИНН 2240004235) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Целинный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья подпись