63RS0039-01-2023-007067-06
2-1299/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 апреля 2024 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Копьёвой М.Д., при секретаре Цыковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1299/2024 по исковому заявлению Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Уколовой Анастасии Вадимовне об обязании ликвидировать несанкционированные места размещения отходов производства и потребления на землях сельскохозяйственного назначения,
установил:
Самарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Уколовой Анастасии Вадимовне об обязании ликвидировать несанкционированные места размещения отходов производства и потребления на землях сельскохозяйственного назначения.
В обоснование заявления указывает, что прокуратурой по результатам проведенного анализа исполнения на территории Самарской области законодательства об отходах производства и потребления выявлено нарушение природоохранного законодательства. В результате проверки установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, собственником которого является Уколова А.В., на площади около 2,27 га в географических координатах 53.126440 50.242967 размещены твердые коммунальные отходы. Указанное обстоятельство подтверждается протоколом осмотра № 63/298 от 05.10.2023 Межрегионального управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям. В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. Таким образом, собственником земельного участка допущено размещение твердых коммунальных и строительных отходов на земельном участке сельскохозяйственного назначения, подлежащим в соответствии с действующим законодательством особой охране.
Ссылаясь на данные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований, прокурор просит суд возложить на Уколову Анастасию Владимировну (паспорт серии № обязанность по ликвидации несанкционированного места размещения отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Самарского межрайонного природоохранного прокурора Адамов В.В. уточненные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Уколовой А.В. по доверенности Бочков А.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам отзыва на исковое заявление.
Представитель третьего лица Межрегионального управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым полагал требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу п. 1 ст 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии со ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для улучшения свойств земель, в том числе для восстановления плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 названного кодекса в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.Статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимает вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву, а также размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям.
Из материалов дела следует, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам проведенного анализа исполнения на территории Самарской области законодательства об отходах производства и потребления выявлено нарушение природоохранного законодательства. В результате проверки установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты> на площади около 2,27 га в географических координатах 53.126440 50.242967 размещены твердые коммунальные отходы.
Указанное обстоятельство подтверждается протоколами осмотра Межрегионального управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям № 63/242 от 22.08.2023, № 63/298 от 05.10.2023.
Согласно выписке из ЕГРН собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 26,1 га, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, сельское поселение Черноречье, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для использования в качестве сельскохозяйственных угодий», является Уколова А.В.
По данному факту Управлением Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям Уколовой А.В. объявлено предостережение № 5662-248 ФЗ от 31.08.2023 о недопустимости нарушения обязательных требований и предложено провести на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № мероприятия, направленные на ликвидацию захламления.
Согласно заключению № 170 эксперта Тищенко К.С. на протоколы испытаний №№ 12134.23 - 12139.23 от 30.10.2023, на земельном участке с кадастровым номером 63:17:0000000:7835 установлено снижение плодородия почвы в сравнении с контрольным образцом № 12134.23 ФОН от 30.10.2023, что является следствием использования земель с нарушением установленных земельным законодательством РФ требований рационального использования земли.
По данному факту Управлением Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям Уколовой А.В. объявлено предостережение № 8708-248 ФЗ от 28.12.2023 о недопустимости нарушения обязательных требований и предложено провести на нарушенной части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № рекультивацию согласно проекту рекультивации, привести указанный земельный участок в состояние, пригодное для сельскохозяйственного производства.
Установлено и подтверждается материалами дела, что Уколовой А.В. допущено размещение на земельном участке сельскохозяйственного назначения, подлежащего особой охране, отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов. На дату рассмотрения дела выявленные нарушения не устранены, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
Принимая во внимание данные обстоятельства, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, и учитывая, что допущенные ответчиком нарушения природоохранного законодательства оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования основаны на законе, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Уколовой Анастасии Вадимовне об обязании ликвидировать несанкционированные места размещения отходов производства и потребления на землях сельскохозяйственного назначения – удовлетворить.
Возложить на Уколову Анастасию Владимировну (паспорт серии №) обязанность по ликвидации несанкционированного места размещения отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) М.Д. Копьёва
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.