Дело № 2-4146/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2017 г. г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Доржиевой С.Л., при секретаре Мандаровой Я.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цырендоржиева Г.Б.-Ж., Цырендоржиевой Т.Н. к ПАО «Территориальная генерирующая компания №14» (далее – ПАО «ТГК № 14») о признании действий незаконными, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Обращаясь с иском в ПАО «ТГК № 14», истцы Цырендоржиев Г.Б-Ж., Цырендоржиева Т.Н. просят признать незаконными действия ответчика по отключению теплоснабжения квартиры по адресу: <адрес>; взыскать в качестве компенсации морального вреда, причиненного их ребенку, 5 000 руб.; обязать незамедлительно принять меры по возобновлению подачи тепловой энергии в квартире. Требования мотивированы тем, что 26.10.2017 в период времени с 13.00 до 13.30 часов представителями ответчика осуществлено отключение отопления квартиры по вышеуказанному адресу. При этом в адрес истцов, ни предупреждений, ни уведомления, ни иных писем о обращения не поступало. Представитель ответчика не представил документов, на основании которого принято решение об отключении отопления в квартире. Вышеуказанные действия привели к стрессу, депрессии ребенка, которая выходила на громкий разговор с представителем ответчика. Действия ответчика привели к моральным страданиям, как истцов, так и их ребенка.
В судебном заседании Цырендоржиев Г.Б-Ж., Цырендоржиева Т.Н. поддержали требования о признании незаконными действий ответчика по отключению теплоснабжения (отопления) квартиры по адресу: <адрес>; взыскать в качестве компенсации морального вреда, причиненного и ребенку, 5 000 руб. по изложенным в иске основаниям. Указывая на то, что подача тепла в квартиру истцов возобновлена требования о принятии мер по возобновлению подачи тепловой энергии в квартире не поддержали. Дополнительно пояснили, что отключение отопления было осуществлено работниками ПАО «ТГК № 14» в присутствии представителя управляющей компании ООО «Вира», которая допустила работников ПАО «ТГК № 14» к системе отопления. При этом документы, удостоверяющие личность работника ПАО «ТГК № 14» не представляли, один из присутствующих мужчин представился работником ПАО «ТГК № 14» <данные изъяты>
Представитель ответчика ПАО «ТГК № 14» по доверенности Орлова С.Н. иск не признала, указывая на то, что ПАО «ТГК № 14» не ограничивало услугу отопления истцам, соответствующие Акты суду не представлены. Представленной третьим лицом копией Акта от 26.10.2017 зафиксировано лишь отсутствие системы отопления в квартире, что не подтверждает доводы истцов об отключении отопления в квартире работниками ответчика.
Определением суда от 21.11.2017 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Вира».
Представитель ООО «Вира» по доверенности Матвеева Э.Ю. в судебном заседании не возражала против заявленных истцами требований, суду пояснила, что 26.10.2017 в управляющую компанию явился работник ответчика, представил соответствующее удостоверение, и попросил обеспечить доступ к прибору учета квартиры истцов. Работником ООО «Вира» <данные изъяты> был обеспечен доступ работников ПАО «ТГК № 14» в подъезд, где проживают истцы и к прибору учета. Позже выяснилось, что работниками ответчика было ограничена услуга отопления. Впоследующем при вмешательстве жилищной инспекции силами ООО «Вира» подача тепла в квартиру истцов возобновлена.
Заслушав явившихся лиц, допросив свидетеля, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (ч. 2).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (ч. 3).
В силу п. 1 ст. 540 ГК РФ, применимого к правоотношениям по снабжению тепловой энергией через присоединенную сеть, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
По правилам ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (п. 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Согласно п. 1 ст. 15 указанного закона потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
В соответствии с Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, в отношении граждан-потребителей, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с жилищным законодательством (п. 96).
Согласно ст. 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. «а» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее по тексту - Правила предоставления коммунальных услуг) исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пунктом 119 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что если иное не установлено федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 30 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;
в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подп. «б» настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.
На основании п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Исходя из изложенного, приостановить предоставление таких коммунальных услуг, как отопление и холодное водоснабжение, исполнитель коммунальной услуги при непогашении имеющейся задолженности не может.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами то обстоятельство, что истцы Цырендоржиев Г.Б-Ж., Цырендоржиева Т.Н. являются собственниками квартиры по адресу: <адрес> проживают по вышеуказанному адресу со своими несовершеннолетним детьми и в силу чего являются пользователями коммунальной услуги «теплоснабжение». Исполнителем указанной услуги является ответчик ПАО «ТГК № 14.
Договор по предоставлению коммунальной услуги по отоплению является договором энергоснабжения в соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ, который был заключен в соответствии с п. 1 ст. 540 ГК РФ с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Указанный договор в соответствии с п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно преамбуле Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", абз. 15 п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг истцы являются потребителями, поскольку они являются лицом, пользующимися на законном основании помещением в жилом доме и потребляющими коммунальные услуги.
В судебном заседании достоверно установлен факт ограничения коммунальной услуги по отоплению в квартире истцов, данное обстоятельство стороной ответчика не оспаривалось. Между сторонами возник спор относительно того, кем, работниками ли ПАО «ТГК № 14», осуществлены действия по ограничению данной коммунальной услуги.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд считает возможным согласиться с доводами стороны истца о том, что именно работниками ответчика осуществлено ограничение теплоснабжения (отопления) квартиры истцов. Выводы суда подтверждены показаниями допрошенного свидетеля <данные изъяты> управляющей домом, из показаний которой следует, что 26.10.2017 в управляющую компанию явился работник ПАО «ТГК № 14» <данные изъяты> предъявил соответствующее удостоверение. Оснований усомниться в его личности у нее не было, вследствие чего она обязана была допустить его к прибору учета квартиры истцов. С <данные изъяты> были двое мужчин в спецодежде с символикой ПАО «ТГК № 14». Последние в ее присутствии отключили квартиру истцов от отопления. Позже в помещении ООО «Вира» <данные изъяты> был составлен Акт, копия которого представлена в материалы дела. Через несколько дней по жалобе истцов работниками ООО «Вира» подача тепла в квартиру была возобновлена.
Пояснения данного свидетеля подтверждаются копией Акта б/н от 26.10.2017, в котором зафиксирован факт отсутствия системы отопления в квартире истцов. Данный Акт изготовлен на бланке ПАО «ТГК № 14», в судебном заседании представитель ответчика не отрицала применение подобных бланков в ПАО «ТГК № 14» и их выдачу своим работникам.
На просмотренной с участием сторон видеозаписи лицо, осуществившее действия по ограничению теплоснабжения, представляется работником ПАО «ТГК № 14» <данные изъяты>
Оценивая представленные истцами доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд находит их допустимыми и относимыми, подтверждающими в своей совокупности виновные действия ответчика. Достоверность исследованных доказательств сомнений у суда не вызывает. Вопреки доводам стороны ответчика суд находит представленную в материалы дела копию Акта от 26.10.2017 допустимым доказательством доводов стороны истца, поскольку из ее содержания видно, что отопление в квартире истцов отсутствует. Показания свидетеля <данные изъяты> об обстоятельствах получения копии данного документа ответчиком не опровергнуты.
Доводы представителя ответчика о непричастности работников ПАО «ТГК № 14» к отключению квартиры истцов от системы отопления являются голословными, допустимыми доказательствами не подтверждены, вследствие чего не могут быть приняты во внимание. Судом предлагалось представить сведения о наличии либо отсутствии в ПАО «ТГК № 14» работников с фамилией <данные изъяты> ответчик же ограничился лишь сведениями об отсутствии в штате работника <данные изъяты> Сторонам предоставлялись равные возможности для реализации предусмотренных законом возможностей привести свои доводы суду и представить в их обоснование доказательства. Однако, представитель ответчика данным правом в полной мере не воспользовался, какие-либо доказательства в соответствии со ст. 56 ГПК РФ о наличии обстоятельств, освобождающих от гражданско-правовой ответственности, суду не представил.
Между тем, по смыслу действующего законодательства о защите прав потребителей бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на продавце ( исполнителе услуг) (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 6 ст. 28 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"). Невыполнение либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию влекут для них неблагоприятные правовые последствия.
При изложенных обстоятельствах, суд находит, что именно работники ПАО «ТГК № 14» осуществили ограничение теплоснабжения квартиры истцов. В связи с чем суд находит требования истцов подлежащими удовлетворению. Теплоснабжающая организация не доказала правомерность своего поведения, ограничение услуги теплоснабжения (отопления) осуществлено без соблюдения установленного законом порядка.
В результате незаконных действий ответчика были нарушены права и охраняемые законом интересы истцов, условия проживания и жизнедеятельности истцов, в том числе несовершеннолетних детей в холодный период времени, созданы препятствия к осуществлению ими права пользования и эксплуатации принадлежащего им жилого помещения.
Таким образом, факт неправомерности прекращения услуг по поставке тепловой энергии истцам установлен. Данное нарушение ответчиком прав истцов как потребителей, влечет взыскание с ответчика в пользу истцов компенсации морального вреда.
С учетом изложенного, истцы, в том числе и несовершеннолетние дети, являются потребителями, права которых были нарушены вследствие одностороннего отказа от исполнения договора со стороны исполнителя в отсутствие правовых оснований. Данное обстоятельство само по себе свидетельствует о нарушении прав потребителей, что в соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" является достаточным условием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда, в счет возмещения которого с учетом положений ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истцов 5 000 руб. При этом судом учтены требования разумности и справедливости, степень и размер причиненных потребителям нравственных страданий.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Цырендоржиева Г.Б.-Ж., Цырендоржиевой Т.Н. удовлетворить.
Признать незаконными действия ПАО «ТГК № 14» по отключению теплоснабжения (отопления) квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, имевшими место 26 октября 2017 года..
Взыскать ПАО «ТГК № 14» в пользу Цырендоржиева Г.Б.-Ж., Цырендоржиевой Т.Н. в качестве компенсации морального вреда 5 000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца с момента его принятия судом в окончательной форме.
Судья Доржиева С.Л.
Решение суда в окончательной форме принято 25.12.2017