Дело № 2-212/2023
УИД 42RS0020-01-2022-002008-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Осинниковский городской суд Кемеровской области в составе
судьи Раймер-Шмидт К.Е.
при секретаре Мастяевой Я.В.
рассмотрев в судебном заседании в городе Осинники 09.03.2023 года гражданское дело по иску Ларионовой Нины Антоновны, Ларионова Николая Васильевича, Артемова Александра Игоревича к администрации Осинниковского городского округа о включении в списки на предоставление жилья, признании права на социальную выплату и предоставление социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
истцы обратились в суд с исковым заявлением к Администрации Осинниковского городского округа, в котором просят признать за Ларионовой Ниной Антоновной, Ларионовым Николаем Васильевичем, Артемовым Александром Игоревичем, право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахта «Капитальная» за счет средств предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Обязать Администрацию Осинниковского городского округа включить Ларионову Нину Антоновну, Ларионова Николая Васильевича, Артемова Александра Игоревича в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахта «Капитальная».
Обязать Администрацию Осинниковского городского округа предоставить Ларионовой Нине Антоновне, Ларионову Николаю Васильевичу социальную выплату для приобретения жилья взамен сносимого, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахта «Капитальная» за счет средств предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков из расчета № кв.м, общей площади жилого помещения на семью из 2 человек.
Обязать Администрацию Осинниковского городского округа предоставить Артемову Александру Игоревичу социальную выплату для приобретения жилья взамен сносимого, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахта «Капитальная» за счет средств предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков из расчета № кв.м, общей площади жилого помещения на одного человека.
Свои требования мотивируют тем, что согласно справки № Филиала № БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, собственниками жилого дома по адресу: <адрес>, являются Ларионова Нина Антоновна на основании Договора от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного ФИО19, государственным нотариусом ФИО1 государственной нотариальной конторы, зарегистрированного в реестре за № (1/2 доля в праве) и ФИО3 на основании Свидетельства о праве на наследство по закону, реестровый № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФИО19, нотариусом <адрес> (1/2 доля в праве). Фактически жилой дом имеет два изолированных помещения. Помещениям присвоены условные номера 1 и 2. В вышеуказанном доме проживают и зарегистрированы: собственник ФИО2, с ДД.ММ.ГГГГ; ФИО4, с ДД.ММ.ГГГГ; ФИО5, с ДД.ММ.ГГГГ. Ларионова Нина Антоновна и Ларионов Николай Васильевич состоят в зарегистрированном браке, Артемов Александр Игоревич приходится нам внуком, фактически проживает с малолетнего возраста. Мать ФИО5 была лишена родительских прав, ребенок был передан под опеку Ларионовой Н.А. В настоящее время проживают отдельными семьями, ведут раздельное хозяйство. Жилой дом на дату обследования БТИ, филиал № ФИО1 городского округа, ДД.ММ.ГГГГ имеет процент износа - 65%. ДД.ММ.ГГГГ НИИ Горной геомеханики и маркшейдерского дела, Сибирский филиал, было выдано заключение №/з по теме: Оценка степени влияния горных работ ОАО «Шахта «Капитальная», шахты № на техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> и рекомендации о возможности его сохранения или сноса». Согласно вышеуказанного заключения, в доме имеются видимые признаки влияния подработки в виде деформации полов, перекоса оконных и дверных проемов, наклона и деформаций стен, неравномерных осадок углов и других трудно устранимых и неустранимых повреждений. Жилой дом по адресу: <адрес> рекомендуется к сносу по критериям безопасности в результате ведения горных работ ОАО «Шахта «Капитальная», ввиду расположения в опасной зоне по выходу провалов, так как нахождение в таких зонах угрожает жизни и здоровью проживающих в них (категория 03). ФИО1 городского округа отказа нашей семье в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахта «Капитальная» за счет средств предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, в связи с чем, вынуждены обратиться в суд. Свои отказ ФИО1 городского округа мотивирует тем, что жилой дом по адресу: <адрес>, в списках домов и граждан, проживающих в них, подлежащих переселению с подработанной территории, не значится. На момент ликвидации шахты ОАО «Шахта «Капитальная» ДД.ММ.ГГГГ их семья постоянно проживала в доме по адресу: <адрес>, иного жилья у них нет.
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования привлечены ФИО12, ФИО13 (л.д.130).
В судебное заседание истцы Ларионова Н.А., Ларионов Н.В., Артемов А.И. не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, на исковых требованиях настаивали, просили удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика - администрации Осинниковского городского округа не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств не заявлял.
В судебное заседание представитель третьего лица ФГБУ «ГУРШ» не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв (л.д.115-116).
В судебное заседание представитель третьего лица Минэнерго России не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв (л.д.70-71).
В судебное заседание третьи лица ФИО12, ФИО13 не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» от 20.06.1996 № 81-ФЗ, предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности. Под реструктуризацией угольной промышленности понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организации по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости, высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решение связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
Правительство РФ утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (Постановление от 24 декабря 2004 г. № 840). В перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает снос ветхого жилищного фонда. Ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Ранее действовавшим Постановлением Правительства РФ от 03 декабря 1997 года № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» средства государственной поддержки, выделяемые для финансирования мероприятий по переселению людей из сносимого ветхого жилья, направлялись непосредственно на угольные шахты.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 428 от 13 июля 2005 года «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» в редакции, действующий на момент обращения истцов в суд, средства в виде межбюджетных трансфертов стали предоставляться местным бюджетам городов и поселков.
Согласно пункту 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных указанным Постановлением Правительства РФ, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение следующих мероприятий, в том числе: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
В силу пункту 8 данных Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Постановление Правительства РФ от 28.09.2016 № 976, внесены изменения в пункт 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, которые действуют с 08.10.2016 г. и в соответствии с которыми в данные пункт введен исчерпывающий перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, такими основаниями, являются в том числе и рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности.
Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.
В силу пунктов 9-10 указанного постановления размер социальной выплаты, предоставляемой гражданам, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья (33 кв.м. – для одиноких граждан; 42 кв.м. – на семью из 2 человек; 18 кв.м. на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более), и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на территории субъекта РФ по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта РФ, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РФ, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из – за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем. При этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Изложенные в указанном Постановлении нормы являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным в жилых помещениях, которые пришли в негодность из-за воздействия горных работ.
Как указано в определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 № 266-О-О и следует из приведенных положений, социальные выплаты в рамках указанных мероприятий направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Таким образом, социальные выплаты являются одной из форм государственной социальной помощи и имеют равное смысловое значение с пособием, поскольку направлены на оказание материальной помощи определенным слоям населения.
Судом установлено, что собственником ? доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, является Ларионова Нина Антоновна на основании Договора (дубликат) от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного ДД.ММ.ГГГГ нотариусом ФИО1 нотариального округа ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в филиале БТИ <адрес> за № (л.д.12), также согласно справке ГБУ «Центр ГКО и ТИ Кузбасса» № от ДД.ММ.ГГГГ Ларионовой Н.А. и ФИО3 принадлежит ? доля каждому на жилой дом по адресу: <адрес>, Ларионовой Н.А. на основании Дубликата от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФИО20, нотариусом ФИО1 нотариального округа <адрес>, реестровый №-н№ взамен утраченного договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, реестровый №, зарегистрированного в БТИ ДД.ММ.ГГГГ за №, ФИО3 на основании свидетельства о праве на наследство по закону реестровый № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ФИО19 нотариусом <адрес>.
В примечании указано: Жилой дом с двумя изолированными помещениями.
Помещениям присвоены условные номера 1 и 2.
Помещение 1 Ларионова Нина Антоновна-общая площадь: № кв.м., жилая площадь: № кв.м., помещение № ФИО3 общая площадь: № кв.м., жилая площадь: № кв.м. (л.д.46), что также подтверждается копией технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-30), износ жилого дома составляет 65%. Жилые помещения, принадлежащие на праве собственности Ларионову Н.В., Артемову А.И., Ларионовой Н.А. на территории ФИО1 городского округа, не значатся (л.д.44-45), что также подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРН недвижимости (л.д.50-53).
Истцы значатся зарегистрированными в доме по адресу: <адрес>, что подтверждается записями в домовой книге (л.д.13-14), адресными справками (л.д.47-49).
ФИО2 и ФИО4 состоят в зарегистрированном браке
Артемов Александр Игоревич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является сыном ФИО7 и ФИО6, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.75), ФИО7 является дочерью истцов Ларионова Н.В. и Ларионовой Н.А. (л.д.54).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 и ФИО8 заключили брак, после регистрации брака жене присвоена фамилия «ФИО24», что подтверждается справкой о заключении брака № №л.д.55), ДД.ММ.ГГГГ брак ФИО24 расторгли (л.д.56), после расторжения брака жене присвоена фамилия «ФИО23».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.76).
ФИО3 является братом ФИО4. Детьми ФИО4 являются: дочери ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.99), ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.101), сын ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.100), который умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.102).
Согласно сведениям нотариуса ФИО20 после смерти ФИО3, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о принятии наследства обратились: дочь ФИО12 и дочь ФИО13. Свидетельства о праве на наследство по закону на 1/3 долю квартиры по адресу: <адрес> денежные вклады ПАО Сбербанк выданы указанным наследникам в равных долях. Другие наследники не обращались (л.д.103-105).
Согласно сведениям нотариуса ФИО20 после смерти ФИО8, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о принятии наследства никто не обращался, наследственное дело не заведено (л.д.110), что также подтверждается сведениями нотариусов ФИО21 (л.д.111).
Как следует из справки ГБУ «Центр ГКО и ТИ Кузбасса» филиал № БТИ ФИО1 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № на территории ФИО1 городского округа жилого дома и квартиры за ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения не значится (л.д.114).
Согласно сведениям нотариуса ФИО21 от ДД.ММ.ГГГГ после умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства никто из наследников не обращался, наследственное дело не заведено, свидетельства о праве на наследство не выдавались (л.д.113).
ФИО4 является инвалидом первой группы бессрочно (л.д.129).
Согласно заключению СФ ОАО ВНИМИ №/з от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с горно-графической документацией, а так же документацией, предоставленной заказчиком Артемовым А.И., была выполнена работа по оценке степени влияния горных работ ОАО «Шахта Капитальная» на техническое состояние жилого дома по адресу: <адрес>, и даны следующие рекомендации в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (2): жилой дом по адресу: <адрес>, рекомендуется к сносу по критериям безопасности в результате ведения горных работ ОАО «Шахта Капитальная», ввиду расположения в опасной зоне по выходу провалов, так как нахождение в таких зонах угрожает жизни и здоровью проживающих в них (категория ОЗ).
Жилые дома, подлежащие сносу, не подлежат повторному заселению. После переселения жителей они должный быть разобраны (л.д.31-43).
Истцы считают, что поскольку жилой дом, в котором они проживают, по адресу: <адрес>, непригоден для проживания в связи с подработкой горными работами ликвидированного ОАО «Шахта «Капитальная», то они имеют право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья.
Суд считает доводы истцов в части предоставления указанной социальной выплаты обоснованными.
Из смысла Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года (с изменениями и дополнениями), следует, что социальная выплата для приобретения жилья предоставляется лицам, которые постоянно проживают в ветхом жилье, ставшим непригодным для проживания в результате ведения горных работ и подлежат переселению из данного жилья.
Исходя из вышеизложенных норм для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие одновременно следующих условий: признание специализированной научно-исследовательской организацией жилого дома не пригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; постоянное проживание граждан в данном жилом доме на момент принятия решения о ликвидации ОАО «Шахта «Капитальная», то есть на 14.08.1998 года; отсутствие иного жилья.
В силу части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» отсутствие регистрации в жилом помещении в случае доказанности факта проживания в нём на законных основаниях не может служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В данном случае право пользования домом по адресу: <адрес> у Ларионвой Н.А. возникло до признания дома непригодным для проживания и формирования списков, Артемов А.И., Ларионов Н.В. являются членами семьи собственника жилого помещения, настоящего времени социальные выплаты им предоставлены не были, другого жилого помещения в собственности или пользовании не имеют. Законодательством в данном случае предусмотрено изменение списков (уточнение) на день предоставления социальных выплат.
В силу пп. 5, 9-10 Постановления № 428 от 13.07.2005 года «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» Ларионова Н.А., а также члены ее семьи Ларионов Н.В. имеют право на получение социальной выплаты, предоставляемой на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ОАО «Шахта «Капитальная», из расчета № кв.м. на семью из 2 человек, а Артемов А.И. на социальную выплату из расчета № кв.м. на одного человека.
При таких обстоятельствах, оценивая доказательства в их совокупности, суд удовлетворяет требования истцов о включении их в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах. С учётом указанных положений закона, а также изложенных обстоятельств и исследованных доказательств, истцам должна быть предоставлена социальная выплата для приобретения жилья.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
исковые требования Ларионовой Нины Антоновны, Ларионова Николая Васильевича, Артемова Александра Игоревича, удовлетворить.
признать за Ларионовой Ниной Антоновной, Ларионовым Николаем Васильевичем, Артемовым Александром Игоревичем, право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахта «Капитальная» за счет средств предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Обязать Администрацию Осинниковского городского округа включить Ларионову Нину Антоновну, Ларионова Николая Васильевича, Артемова Александра Игоревича в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахта «Капитальная».
Обязать Администрацию Осинниковского городского округа предоставить Ларионовой Нине Антоновне, Ларионову Николаю Васильевичу социальную выплату для приобретения жилья взамен сносимого, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахта «Капитальная» за счет средств предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков из расчета № кв.м, общей площади жилого помещения на семью из 2 человек.
Обязать Администрацию Осинниковского городского округа предоставить Артемову Александру Игоревичу социальную выплату для приобретения жилья взамен сносимого, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахта «Капитальная» за счет средств предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков из расчета 33 кв.м, общей площади жилого помещения на одного человека.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Осинниковский городской суд Кемеровской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 16.03.2023 года.
Судья К.Е. Раймер-Шмидт