Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 января 2020 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Родиной Т.А.
При секретаре Матвеевой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-234/20 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Самаратрансстрой» об оспаривании нормативного правового акта в части,
с участием прокурора Устиновой Т.А.
представителя общества с ограниченной ответственностью «Самаратрансстрой» по доверенности Аракелян Ю.В.,
представителя министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности Муртазина Ф.Р.,
У с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Самаратрансстрой» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Требование обосновано тем, что указанное нежилое здание не подпадает под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с этим включено в Перечень необоснованно. Данное здание находится в ветхом состоянии и фактически не используется. Включение указанного объекта недвижимости в Перечень незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере, что влечет нарушение его прав.
Представитель административного истца по доверенности Аракелян Ю.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области Муртазин Ф.Р. просил отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что нежилое здание обоснованно включено в Перечень по критерию вида разрешенного использования земельного участка: для административного здания.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленное требование не подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Законом Самарской области от 25 ноября 2003 года № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год /далее Перечень/.
В пункт № указанного Перечня включено нежилое здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
Приказ Министерства издан в установленном порядке уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308(30543), 20.11.2018.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью «Самаратрансстрой» на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером № площадью 628,6 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Исходя из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, указанное здание имеет назначение: нежилое здание, наименование- служебное кирпичное здание.
По сведениям технического паспорта в указанном нежилом здании располагаются кабинеты, шкафы, туалеты, холлы, подсобные, архив, касса, приемная, подвалы, склады, щитовая.
Вместе с тем, термин «кабинет» не является тождественным термину «офис».
Указанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №, имеющем разрешенное использование: для административного здания, которое не предполагает безусловного размещения на нем объектов офисного, коммерческого, делового назначения.
Мероприятия по определению фактического использования объекта недвижимости на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком не производились.
Из акта осмотра, выполненного 28 ноября 2019 года Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр размещения рекламы», следует, что в нежилом здании располагается помещение для размещения мебели площадью 199,5 кв. м, пустое помещение площадью 114,6 кв. м., комната отдыха площадью 22,8 кв. м., помещение для размещения теннисного стола площадью 32,4 кв.м., для размещения мусора площадью 29,3 кв. м., санузел площадью 7,2 кв. м, лестницы, коридоры площадью 110,4 кв. м, котельная, электрощитовая площадью 31,2 кв. м..
Доказательств тому, что нежилое здание фактически используется используется под торговые объекты, объекты офисного назначения, бытового обслуживания или общественного питания, административный ответчик не предоставил.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание с кадастровым номером № ни по предназначению, ни по фактическому использованию, ни по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, не соответствует критериям включения, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим требование административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2019 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Требование общества с ограниченной ответственностью «Самаратрансстрой» удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 29 января 2020 года.