судья Фадеева С.А. Дело № 07р-292/2019
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 14 марта 2019 года
Судья Волгоградского областного суда Синицын А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы представителей ООО «Сингам» С.Н.В. и П.К.Г. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды на территории Волгоградской области Н.К.В. №12/27-18-Э от 18 сентября 2018 года и решение судьи Советского районного суда г. Волгограда от 21 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Сингам»,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды на территории Волгоградской области Н.К.В. №12/27-18-Э от 18 сентября 2018 года ООО «Сингам» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Решением судьи Советского районного суда г. Волгограда от 21 декабря 2018 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба директора ООО «Сингам» М.В.М. – без удовлетворения.
Не согласившись с указанным постановлением, представители ООО «Сингам» С.Н.В. и П.К.Г. обратились в Волгоградский областной суд с жалобами, в которых оспаривают законность и обоснованность вынесенных по делу актов, просят их отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование доводов жалоб указали, что имеются основания для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ. Также обращают внимание суда на то, что в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2018 года № 483-ФЗ внесены изменения в статью 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством РФ, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Объекты, включенные в перечень и территориальную схему обращения с отходами, могут использоваться для размещения твердых коммунальных отходов без лицензии. Указанное по мнению авторов жалобы, свидетельствует об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалоб, выслушав директора ООО «Сингам» М.В.М. и представителя ООО «Сингам» П.К.Г., поддержавших доводы жалобы, помощника Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Волгоградской области В.Д.В., возражавшего против удовлетворения жалоб, судья Волгоградского областного суда приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под объектами размещения отходов понимаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Из частей 6 и 7 статьи 12 следует, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Как следует из материалов дела и верно установлено судьей районного суда, основным видом деятельности ООО «Сингам» является сбор, транспортирование, обработка и размещение отходов I - IV классов опасности, что подтверждается выданной 24 декабря 2015 года Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области лицензией серии 034 № 00173 на полигоне ТБО, расположенном по адресу: 1,5 км западнее р.п. Горьковский в Советском районе г. Волгограда.
В ходе проведенной Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлен факт приема и размещение ТБО ООО «Сингам» на площадке (полигоне ТБО), не внесенной в государственный реестр объектов размещения отходов.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым административным органом и судьёй районного суда дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо данных, которые могли бы вызвать сомнение в объективности и беспристрастности судьи при принятии решения по настоящему делу, в представленных материалах не имеется. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, административный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что действия ООО «Сингам» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения в виду внесенных изменений в статью 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», являются несостоятельными и основаны на ошибочном субъективном толковании норм закона.
Из Федерального закона от 25 декабря 2018 года № 483-ФЗ в статью 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством РФ, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов.
Между тем, согласно лицензии от 24 декабря 2015 года, помимо размещения твердых коммунальных отходов ООО «Сингам» осуществляет сбор, транспортирование, обработку и размещение отходов I - IV классов опасности, что свидетельствует о том, что виды отходов, работу с которыми осуществляет Общество, выходит за пределы понятия твёрдых коммунальных отходов размещение которых временно разрешено переходными положениями закона.
Доводы жалобы со ссылкой на положения статьи 4.1.1 КоАП РФ о необходимости замены назначенного ООО «Сингам» наказания в виде штрафа на предупреждение подлежат отклонению.
Наличие у юридического лица статуса субъекта малого предпринимательства, исходя из положений части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, не является безусловным основанием для применения наказания в виде предупреждения.
В рассматриваемом случае размещение ООО «Сингам» отходов производства и потребления на площадке, не внесенной в государственный реестр объектов размещения отходов, и, соответственно, не предназначенном для данных целей влечет причинение существенного вреда состоянию и качеству окружающей природной среды, может создать угрозу жизни и здоровью граждан.
С учётом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, в том числе с учетом того, что выявленное нарушение Обществом требований действующего законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления не позволяет сделать вывод об отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде.
Все доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые не опровергают наличие в действиях ООО «Сингам» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Каких-либо значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности постановления административного органа и решения судьи районного суда, жалоба не содержат.
Постановление о привлечении ООО «Сингам» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену вынесенных по делу актов, не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании выше изложенного и руководствуясь ст. 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Волгоградского областного суда
р е ш и л:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды на территории Волгоградской области Н.К.В. №12/27-18-Э от 18 сентября 2018 года и решение судьи Советского районного суда г. Волгограда от 21 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Сингам» оставить без изменения, а жалобы представителей ООО «Сингам» С.Н.В. и П.К.Г. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Волгоградского областного суда А.Е. Синицын