Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-250/2024 (2-3724/2023;) ~ М-2749/2023 от 07.08.2023

Дело № 2-250/2024

44RS0001-01-2023-003589-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 апреля 2024 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

председательствующего судьи     Скрябиной О.Г.,

при секретаре            Маловой Ю.В,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПАО ТГК 2 к правопреемникам ФИО1 о взыскании задолженности за услуги отопления и горячего водоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

ПАО «ТГК-2» обратились в суд с иском, с учетом уточнений просят взыскать в пользу ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» с Управления муниципальным жилищным фондом Администрации города Костромы как правопреемника умершего ФИО1: задолженность за потребленную тепловую энергию за период с <дата> по <дата> по лицевому счету в размере 292,60 руб., за период с <дата> по <дата> по лицевому счету в размере 8 046,77 руб., расходы по уплате госпошлины в размере 400,00 руб.

Свои требования мотивируют тем, что согласно Выписке из ЕГРП собственником жилого помещения по адресу <адрес> <дата> является ФИО1, умерший <дата>. Сведений о том, кто является наследником (собственником) недвижимого имущества (квартиры) после смерти ФИО1, <дата> г.р., у ПАО «ТГК-2» нет. По адресу: <адрес> управление многоквартирным ДОМОА осуществляется посредством ООО ИВТБС Костромской. Согласно протоколам общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме с <дата> и <дата> собственники и наниматели жилых помещений вносят плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами жилых помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ч. 11 ст. 155 ЖК РФ. Поскольку наследников ФИО1, принявших наследство не установлено, просят признать имущество вымороченным и взыскать задолженность с Управления муниципальным жилищным фондом Администрации города Костромы.

В ходе рассмотрения дела к участию в нем были привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Гасилова Е.Ю., Гасилов М.Н., Администрация города Костромы.

В судебном заседании представитель истца ПАО ТГК2 не участвуют, извещались судом, просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Гасилов М.Н., Гасилова Е.Ю. о судебном заседании извещены, просят рассмотреть в свое отсутствие, в письменных пояснениях сообщили, что наследство после Гасилова А.М. не принимали.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях в суд своего представителя не направили, извещались, просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, направили письменный отзыв, где указали на то, что разрешение вопроса оставляют на усмотрение суда.

Представитель Администрации города Костромы и Управления муниципальным жилищным фондом Администрации города Костромы по доверенности Сафронов И.Н. в судебном заседании требования не признал. Пояснил, что на настоящий момент муниципальное образование городской округ город Кострома собственником жилого помещения по адресу: город Кострома, улица Димитрова, дом 18, квартира 14 не является. В случае установления признаков вымороченности имущества, надлежащим ответчиком будет Управление муниципальным жилищным фондом Администрации города Костромы.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

По материалам дела судом установлены следующие обстоятельства.

Согласно Выписке из ЕГРП собственником жилого помещения по адресу <адрес> <дата> является ФИО1, умерший <дата>.

В соответствии с п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.

По адресу: <адрес> управление многоквартирным домом осуществляется посредством ООО ИВТБС Костромской.

Согласно протоколам общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме с <дата> и <дата> собственники и наниматели жилых помещений вносят плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

На основании п. 5 ст. 46 Жилищного кодекса РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Исходя из положений ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, если иное не предусмотрено федеральным законом и договором.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Согласно ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ) лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Из положений ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Согласно абз. 7 п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее Постановление №354) управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют в том числе собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" п. 17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя помимо прочего сведения о адресе помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами.

В соответствии с п. 31 Постановления Пленума Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (п. 9 ст. 2, ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.33 Постановления №354 потребитель имеет право, в том числе, получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

При этом в силу пп. «и» п.34 Постановления №354 потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, в случаях, установленных настоящими Правилами, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

В силу п.37 Постановления №354 Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

В соответствии с п.66 Постановления №354 плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом), не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.

В силу п.118 Постановления №354 под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при рассмотрении дел о взыскании долгов наследодателя, судом могут быть разрешены вопросы признания наследников принявшими наследство, определения состава наследственного имущества и его стоимости, в пределах которой к наследникам перешли долги наследодателя, взыскания суммы задолженности с наследников в пределах стоимости перешедшего к каждому из них наследственного имущества и т.д.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Статья 1141 ГК РФ предусматривает, что наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 указанного кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статья 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).

По информации из Реестра наследственных дел, согласно сообщению Костромской областной нотариальной палаты, сведения об открытии наследственных дел по наследодателю ФИО1, <дата> дата смерти <дата>, отсутствуют.

В соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации, кроме способа принятия наследства путем подачи заявления нотариусу по месту открытия наследства закон допускает оформление наследственных прав путем фактического принятия наследства, то есть признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.

О фактическом принятии наследства свидетельствуют действия наследника, указанные в пункте 2 статьи 1153 ГК РФ.

Согласно информации ЗАГС в г. Костроме родителями (наследники первой очереди) ФИО1 являются Гасилов М.Н. и Гасилова Е.Ю. Записей о браке ФИО1 и о рождении у него детей не имеется.

Как указали привлеченные к участию в деле Гасилов М.Н. и Гасилова Е.Ю., они наследство после ФИО1 не принимали.

Согласно информации МКУ г. Костромы «Центр регистрации граждан» в квартире по адресу: <адрес> ФИО1 на день своей смерти был зарегистрирован один.

Таким образом, наследников после ФИО1, принявших наследство, судом не установлено.

Согласно статье 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным (часть 1).

В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (п. 2 ст. 1151 ГК РФ).

Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, определяется законом.

В силу п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с пунктом 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Агентство), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года № 432, Агентство принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, котор*ое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.

Согласно пунктов 4.1.4, 4.1.28 Приказа Росимущества от 16.12.2016 года № 453 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» (вместе с «Положением о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях») Межрегиональное территориальное управление во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности в том числе принимает в установлением порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации, а также принимает меры для обеспечения поступления в федеральный бюджет денежных средств, полученных в результате реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По информации УФНС РФ о наличии банковских счетов на день смерти ФИО1, на открытом счете отсутствовали денежные средства.

Решением Думы города Костромы от <дата> (ред. от <дата>) было учреждено в качестве юридического лица Управление муниципальным жилищным фондом Администрации города Костромы.

Согласно части 3 статьи 5 Положения об Управлении муниципальным жилищным фондом Администрации <адрес> в сфере содержания и ремонта муниципальных жилых помещений осуществляет от имени <адрес> как собственника муниципальных жилых помещений следующие полномочия: вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги в отношении незаселенных квартир муниципального жилищного фонда.

Согласно Положению об Управлении, утвержденному решением Думы города Костромы от <дата> , Управление является функциональным органом Администрации города Костромы, наделено правами юридического лица, имеет организационно-правовую форму муниципального казенного учреждения, образуемого для осуществления управленческих функций.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что имущество, оставшееся после ФИО1, умершего <дата>, является вымороченным, и, соответственно, в данном случае надлежащим ответчиком является Управлении муниципальным жилищным фондом Администрации города Костромы.

Истцом заявлены требования о взыскании задолженности задолженность за потребленную тепловую энергию за период с <дата> по <дата> по лицевому счету в размере 292,60 руб., за период с <дата> по <дата> по лицевому счету в размере 8 046,77 руб., расходы по уплате госпошлины в размере 400,00 руб.

Представитель Администрации города Костромы полагает, что задолженность за первый период подлежит взыскать с наследников, принявших наследство после умершего <дата> ФИО1

Поскольку таковых судом не установлено, сумма задолженности подлежит взысканию с Управления муниципальным жилищным фондом Администрации города Костромы.

Истцом заявлено о взыскании с ответчика в свою пользу суммы расходов по оплате государственной пошлины в размере 400 руб., которые подтверждены материалами дела.

Поскольку требования истца удовлетворены в полном объеме, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.

руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ПАО ТГК 2 удовлетворить.

Взыскать с Управления муниципальным жилищным фондом Администрации города Костромы в пользу ПАО «ТГК 2» (ИНН ..., ОГРН ... задолженность за потребленную тепловую энергию с <дата> по <дата> по лицевому счету в размере 292,60 руб., за период с <дата> по <дата> по лицевому счету в размере 8 046,77 руб., расходы по уплате госпошлины в размере 400,00 руб., всего взыскать сумму в размере 8739 (Восемь тысяч семьсот тридцать девять) руб. 37 коп.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца с момента изготовления полного текста решения суда в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы.

Судья -

Полный текст решения изготовлен 02 мая 2024 года.

2-250/2024 (2-3724/2023;) ~ М-2749/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ПАО ТГК-2
Ответчики
Управление муниципальным жилищным фондом Администрации гор. Костромы
Гасилова Елена Юрьевна
правопреемники Гасилов Алексей Михайлович
Гасилов Михаил Николаевич
Другие
МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях
Администрация гор. Костромы
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Скрябина Ольга Геннадьевна
Дело на странице суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
07.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2023Передача материалов судье
07.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.10.2023Предварительное судебное заседание
08.11.2023Предварительное судебное заседание
11.12.2023Предварительное судебное заседание
23.01.2024Судебное заседание
27.02.2024Судебное заседание
21.03.2024Судебное заседание
10.04.2024Судебное заседание
25.04.2024Судебное заседание
02.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее