2-184/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 декабря 2020 г. г. Волгоград
Волгоградский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Будай Р.А., при секретаре судебного заседания Морозовой П.С., с участием прокуроров заместителя и помощника военного прокурора Камышинского гарнизона <данные изъяты> Зубарева Д.В. и <данные изъяты> Малецкого А.П., представителя ответчика – Шалаева А.Ю., рассмотрев гражданское дело по заявлению военного прокурора Камышинского гарнизона в интересах Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения МО РФ по <адрес>» о привлечении к материальной ответственности военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Березина Григория Евгеньевича в связи с причинением ущерба имуществу воинской части в период прохождения военной службы,
установил:
Военный прокурор Камышинского гарнизона обратился с заявлением, в котором просит взыскать с Березина в пользу ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по <адрес>» 150031 рубль 87 копеек в качестве ущерба, причиненного имуществу учреждения в период прохождения ответчиком военной службы.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования и пояснил, что с июня 2013 года Березин проходит военную службу в должности командира взвода. В период в 1 ноября 2016 г. по 4 июля 2018 г. Березин осуществлял наем жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес>, где проживал совместно с членами семьи. В качестве компенсации за наем Березин получил от финансового органа за указанный период 264806 рублей 06 копеек. Фактически ответчик выплачивал наймодателю ФИО7 ежемесячно по 6000 рублей, то есть Березин похитил разницу между фактически уплаченной им платой за наем и компенсацией, которая ему перечислена ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по <адрес>». Эти обстоятельства установлены в ходе предварительного следствия в отношении Березина по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159.2 УК РФ. Причинение ущерба имуществу довольствующего финансового органа является основанием для привлечения Березина к материальной ответственности.
Начальник ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по <адрес>» и ответчик Березин, надлежащим образом извещенные о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.
Представитель ответчика не оспаривал основания привлечения Березина к материальной ответственности. Вместе с тем, представитель просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку пропущен срок исковой давности применительно к правоотношениям, имевшим место до 1 ноября 2017 г.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» срок привлечения военнослужащего к материальной ответственности составляет три года со дня обнаружения ущерба.
Из разъяснений, содержащихся в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», следует, что при рассмотрении споров, возникающих в связи с привлечением военнослужащих к материальной ответственности, судам следует учитывать, что основания и порядок привлечения названных лиц к материальной ответственности за ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, определяются Федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О материальной ответственности военнослужащих». Днем обнаружения ущерба следует считать день, когда командиру воинской части, а в соответствующих случаях вышестоящим в порядке подчиненности органам военного управления и воинским должностным лицам стало известно о наличии материального ущерба, причиненного военнослужащим.
Следовательно, к спорным отношениям должно применяться положение, предусмотренное п. 4 ст. 3 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», а не нормы Гражданского кодекса РФ, определяющие правила исчисления срока исковой давности.
Днем обнаружения ущерба следует считать день, когда командир (начальник) узнал или должен был узнать о наличии материального ущерба, причиненного военнослужащим. Началом исчисления срока, в течение которого Березин подлежит привлечению к материальной ответственности, является дата выявления ущерба. Таковой обнаружен военным прокурором Камышинского гарнизона по результатам проверки, результат которой оформлен 23 июня 2020 г. постановлением о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. В этот же день начальник ФГКУ «Южное региональное управление правового обеспечения МО РФ» уведомлен, что финансовому органу в результате противоправных действий Березина, обусловленных получением компенсации за наем жилого помещения в неположенном размере, причинен ущерб в размере 143806 рублей 07 копеек.
Поскольку срок привлечения к материальной ответственности не пропущен, заявление прокурора подлежит рассмотрению по существу.
Приказом командира войсковой части № от 29 июля 2013 г. № 162 Березин зачислен в списки личного состава части с указанной даты.
23 июня 2020 г. в военный следственный отдел по Камышинскому гарнизону поступил сообщение о преступлении, которое явилось поводом для возбуждения в отношении Березина уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159.2 УК РФ.
Постановлением следователя этого же следственного отдела от 24 августа 2020 г. уголовное дело прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, то есть в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
В результате проведения досудебного производства установлено, что в период с 1 ноября 2016 г. по 4 июля 2018 г. Березин осуществлял наем квартиры, расположенной в <адрес>, где проживал совместно с членами семьи. В качестве компенсации за наем жилого помещения ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по <адрес>» перечислило Березину за указанный период 264806 рублей 06 копеек. Однако фактически затраты ответчика по оплате проживания составляли 6000 рублей, которые Березин ежемесячно выплачивал наймодателю. В итоге за указанный период ответчик необоснованно получил из средств федерального бюджета 150031 рубль 87 копеек, которыми распорядился по собственному усмотрению, совершив таким образом мошенничество при получении выплат и причинив ущерб финансовому органу в указанном размере. Березин свою вину в совершении деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 159.2 УК РФ, признал полностью и выразил согласие на прекращение уголовного дела в связи с истечением срока давности уголовного преследования.
Содержание постановления согласуется с объяснениями Березина, которые он дал военному прокурору Камышинскому гарнизона 16 октября 2020 г., подтвердив получение им компенсации за наем жилого помещения в необоснованном размере и причинение вследствие этого ущерба финансовому органу в размере 150031 рубля 87 копеек. Сведения такого же характера содержатся в протоколе допроса Березина в качестве подозреваемого от 24 августа 2020 г.
Договорами найма жилого помещения и протоколом допроса свидетеля ФИО7 подтверждается факт сдачи ею жилого помещения в <адрес> нанимателю Березину, а также получение от него в период с 1 ноября 2016 г. по 4 июля 2018 г. ежемесячно 6000 рублей, а не 15000 рублей, как указано в заключенных ею с Березиным договорах найма.
Согласно заключению эксперта, проводившего судебную бухгалтерскую экспертизу, Березину за период с 1 ноября 2016 г. по 4 июля 2018 г. выплачена компенсация за наем жилого помещения в размере 264806 рублей 06 копеек. При условии, что Березин фактически нес расходы по найму в размере 6000 рублей ежемесячно, государству в результате необоснованных выплат причинен ущерб в 150031 рубль 87 копеек.
Как усматривается из протокола допроса свидетеля ФИО8, ведущего экономиста ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по <адрес>», в связи с представлением ответчиком договоров найма жилого помещения, которые содержали не соответствующие действительности сведения, Березину переплачена компенсация за наем жилого помещения, составляющая 150031 рубль 87 копеек.
Следовательно, представленные прокурором доказательства подтверждают факт причинения Березиным ущерба вследствие представления ответчиком в финансовый орган документов, содержащих недостоверные сведения о размере платы за наем жилого помещения.
Во исполнение требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком и его представителем не представлены доказательства, опровергающие установленные в ходе разбирательства дела факты.
Согласно ст. 5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут такую ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ.
Учитывая, что вина Березина в причинении ущерба установлена, он подлежит привлечению к материальной ответственности в размере150031 рубля 87 копеек.
Поскольку ответчиком и его представителем не приведены обстоятельства, указывающие на возможность снижения размера денежных средств, подлежащих взысканию с Березина для возмещения причиненного им ущерба, суд не находит оснований для применения положений ст. 1083 Гражданского кодекса РФ и ст. 11 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих».
Истец при подаче заявления в суд освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно, таковую в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ следует взыскать с ответчика в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, военный суд
решил:
Заявление военного прокурора Камышинского гарнизона удовлетворить.
Взыскать с Березина Григория Евгеньевича в пользу Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения МО РФ по <адрес>» 150031 (сто пятьдесят тысяч тридцать один) рубль 87 копеек.
Взыскать с Березина Григория Евгеньевича в доход муниципального бюджета <адрес> судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 4200 (четырех тысяч двухсот) рублей, которые подлежат уплате по реквизитам для зачисления государственной пошлины при подаче исковых заявлений в Волгоградский гарнизонный военный суд.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Южного окружного военного суда через Волгоградский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу Р.А. Будай