Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-172/2024 (2-3960/2023;) ~ М-3020/2023 от 20.09.2023

Дело № 2-172/2024 (2-3960/2023)

УИД 33RS0002-01-2023-004353-92

    РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Владимир                                                    17 января 2024 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи        Мысягиной И.Н.

при секретаре                                      Ивановой Я.М.

при участии помощника прокурора Деревенцевой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Владимира, действующего в интересах Малышева Алексея Юрьевича, к Министерству здравоохранения Владимирской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом, взыскании компенсации морального вреда,

     у с т а н о в и л:

ФИО8 обратился в суд с иском, в интересах ФИО1, к ФИО49 об обязании обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, лекарственным препаратом «<данные изъяты>»; обращении решения суда в данной части к немедленному исполнению; взыскании с ФИО50 в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей

В обоснование заявленных исковых требований указано, что прокуратурой <...> по обращению гражданина ФИО1 проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере здравоохранения.

По результатам проверки установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наблюдается в <данные изъяты> с диагнозом: злокачественное новообразование предстательной железы, стадия IV, является инвалидом первой группы.

Согласно протоколу заседания онкоконсилиума <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. ### ФИО1 рекомендовано проведение гормональной терапии пожизненно: «<данные изъяты>» 240 мг/сут. до прогрессирования заболевания или «<данные изъяты>» 160 мг/сут., длительно, непрерывно, до прогрессирования заболевания.

В целях обеспечения пациента необходимыми медикаментами ДД.ММ.ГГГГ. врачом - терапевтом <данные изъяты>» ФИО1 был выписан льготный рецепт серия ### ### на лекарственный препарат «<данные изъяты>» 40 мг ###, 4 капсулы на прием, приемов в сутки: указанное количество покрывало потребность в медикаментах на 28 дней, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ

Далее, ФИО1 неоднократно (###.) обращался в <данные изъяты> в том числе по вопросу получения льготного лекарственного препарата «<данные изъяты>».

Полагает, что объем предоставленной ФИО1 медицинской помощи обеспечил не в полном объеме его потребности и ограничил право последнего на качественную медицинскую помощь в соответствии с основными принципами охраны здоровья, повлияло на доступность и качество медицинской помощи, что недопустимо.

Наличие у истца медицинских показаний обусловлено установлением диагноза - злокачественное новообразование предстательной железы. Отсутствие лечения ФИО1 с помощью лекарственного препарата «<данные изъяты>» может привести жизнеугрожающим последствиям, что является нарушением конституционных принципов приоритета и высшей ценности прав и свобод человека, не допускающих ставить жизнь пациента под непосредственную угрозу и зависимость только лишь от управленческих решений уполномоченных на лекарственное обеспечение органов публичной власти, даже в случае формального соответствия действий последних установленных для них регламентов и иных руководящих документов, поскольку иное противоречит социальной природе и гуманитарной основе государства в целом.

Действиями Министерства здравоохранения Владимирской области материальному истцу ФИО1 был причинен моральный вред, выразившийся в не предоставлении лекарственных средств по рецептам врача, которые ФИО1 был вынужден приобретать за свой счет, который он оценивает в 10 000 руб.

На основании изложенного, прокурор <...>, действующий в интересах ФИО1, просит обязать Министерство здравоохранения Владимирской области обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом «<данные изъяты>»; обратить решение суда в данной части к немедленному исполнению; взыскать с ФИО9 в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей

В судебном заседании помощник прокурора <...> ФИО4, действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по вышеизложенным основаниям.

Материальный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте которого извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика ФИО10ФИО5 в судебном заседании возражала по заявленным исковым требованиям, просила суд отказать в их удовлетворении по следующим основаниям.

        В соответствии с протоколом онкоконсилиума <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. ### ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, рекомендовано лечение лекарственными препаратами: «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» или «<данные изъяты>», или «<данные изъяты>», или «<данные изъяты>», или «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», или «<данные изъяты>».

        Согласно данному заключению через три месяца ФИО1 необходимо явится в <данные изъяты>», для контроля за маркером ПСА (простатспецифический антиген).

         Протоколов врачебной комиссии <данные изъяты>» оформленных в соответствии с протоколом <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. ### на имя ФИО1, направленных в целях обеспечения пациента льготным лекарственным препаратом «<данные изъяты>» в Министерство здравоохранения <...> не поступало.

        Полагает, что данное назначение не ущемляет право ФИО1 на медицинскую помощь.

       Лечение, назначенное ФИО1 по схеме «<данные изъяты>» 160 мг/сут. или «<данные изъяты>» 240 мг/сут. ежедневно + «<данные изъяты>» 3,6 мг п/к 1 раз в 28 дней должно проводится в условиях дневного стационара, поскольку согласно инструкции для лекарственного препарата «<данные изъяты>», утвержденной Минздравом РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №###, это имплант, который вводится подкожно в условиях стационара.

         Вместе с тем, в нарушение требований приказа Министерства здравоохранения <...> от ДД.ММ.ГГГГ. ### «Об организации оказания медицинской помощи по профилю «онкология» на территории <...>» пациент ФИО1 в <данные изъяты> «<данные изъяты>» для лечения по утвержденной Программой государственных гарантий схеме, в целях непрерывности предоставления медицинской помощи не направлен.

         Следовательно, ГБУЗ ВО «Городская клиническая больница ### <...>» не обеспечило непрерывность оказания медицинской помощи пациенту ФИО1 в части проведения противоопухолевой лекарственной терапии, в соответствии с решением консилиума врачей.

          Таким образом, учитывая схему лечения, назначенную ФИО1 и требования приказа Министерства здравоохранения <...> от ДД.ММ.ГГГГ. ### «Об организации оказания медицинской помощи по профилю «онкология» на территории <...>» <данные изъяты>», следовало направить пациента ФИО1 для проведения противоопухолевой лекарственной терапии в амбулаторных условиях или в условиях дневного стационара в <данные изъяты>».

    Однако, в нарушение требований приказа Министерства здравоохранения <...> от ДД.ММ.ГГГГ. ### «Об организации оказания медицинской помощи по профилю «онкология» на территории <...>» пациент ФИО1 в <данные изъяты>» для лечения по утвержденной Программой государственных гарантий схеме, в целях непрерывности предоставления медицинской помощи не направлен.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 29.11.2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, - в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Согласно статье 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ###-Ф3 отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются. За неоказание медицинской помощи медицинские организации и медицинские работники несут ответственность, предусмотренную статьей 124 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Полагает, что ФИО12 является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу.

Просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований о взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 руб., поскольку в ходе рассмотрения данного гражданского дела стороной истца не представлены доказательства причинно-следственной связи физических и нравственных страданий ФИО1 с действиями/бездействиями ФИО15

Поскольку на сегодняшний день рецепты, выписанные ФИО1, отоварены, исковые требования в отношении ФИО14 об обращении решения к немедленному исполнению не подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного, просит отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, ФИО13» - ФИО6, действующая по доверенности, оставила разрешение данного спора на усмотрение суда.

Указала, что пациент ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учёте в ФИО16» состоит с ДД.ММ.ГГГГ года, с диагнозом С61 <данные изъяты> St. ДД.ММ.ГГГГ. осмотрен на ОНКО ВКК. Рекомендована гормонотерапия пожизненно: «<данные изъяты>» 3,75 мг в/м 1 раз в 28 дней или «<данные изъяты>» 3,6 мг п/к 1 раз в 28дней, или «<данные изъяты>» 7,5 мг п/к 1 раз в 28 дней, или «<данные изъяты>» 11,25 мг п/к 1 раз в 3 месяца, или «<данные изъяты>» 240 мг п/к однократно, затем каждый месяц по 80 мг п/к длительно), «<данные изъяты>» 240 мг/сут. до прогрессирования заболевания, или «<данные изъяты>» 160 мг/сут., «<данные изъяты>» 120 мг п/к 1 раз в 28 дней. Последнее посещение онкоуролога ОКОД 19.07.2023г. Рекомендовано продолжить лечение длительно до прогрессирования, в соответствии с решением онкоконсилиума от 05.04.2023г.: «<данные изъяты>» 3,6 мг п/к 1 раз в 28 дней (или аналоги), «<данные изъяты>» 120 мг п/к 1 раз в 28 дней, «<данные изъяты>» 160 мг внутрь ежедневно.

С учетом изложенного, оставила разрешение данного спора на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, <данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о времени и месте которого извещен надлежащим образом.

Из отзыва на исковое заявление следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, проживающий по адресу: <...>, наблюдается в территориальной поликлинике с диагнозом: злокачественное новообразование предстательной железы ### стадия IV. Является инвалидом первой группы.

ФИО1 представлен протокол онкоконсилиума <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ., где ему рекомендован прием лекарственного препарата «<данные изъяты>» 160 мг в сутки.

Препарат «<данные изъяты>» включен учреждением в централизованную заявку по региональной льготе на ДД.ММ.ГГГГ год (заказано 247 упаковок «<данные изъяты>» 40 мг, ###, а на ДД.ММ.ГГГГ. в учреждение поступило 107 упаковок «<данные изъяты>» 40 мг, ###).

ДД.ММ.ГГГГ. учреждением направлено письмо в Министерство здравоохранения <...> по вопросу перераспределения лекарственного препарата «<данные изъяты>», в количестве 4 упаковок, на ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ. пациенту выписан рецепт на препарат «<данные изъяты>», направлен в уполномоченную аптеку, ДД.ММ.ГГГГ. препарат был получен пациентом.

ДД.ММ.ГГГГ. учреждением повторно было направлено письмо в Министерство здравоохранения <...> о допоставке лекарственного препарата «<данные изъяты>».

Организация оказания медицинской помощи ФИО1 на контроле у заведующего терапевтическим отделением ### ФИО2.

Таким образом, учреждение предприняло все необходимые действия, направленные на обеспечение ФИО1 лекарственным препаратом «<данные изъяты>», и надлежащим образом исполнило обязательства, предусмотренные действующим законодательством.

На основании изложенного, оставил разрешение данного спора на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ФИО17» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, разрешение спора оставил на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, ФИО18», в судебное заседание не явился, о времени и месте которого извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Из отзыва на исковое заявление следует, что ДД.ММ.ГГГГ. пациенту ФИО1 был отпущен в уполномоченную фармацевтическую организацию ФИО19» лекарственный препарат МНН «<данные изъяты>» капсулы 40 мг. в количестве одной упаковки, по государственному контракту ### от ДД.ММ.ГГГГ.

На ДД.ММ.ГГГГ год лекарственный препарат ФИО20» закупался централизовано: по региональной льготе на основании распоряжения ФИО21 ### от ДД.ММ.ГГГГ. по государственным контрактам: 1) ### от ДД.ММ.ГГГГ. в количестве 235 упаковок; 2) ### от ДД.ММ.ГГГГ. в количестве 236 упаковок; 3) по федеральной льготе на основании распоряжения Министерства № ### от ДД.ММ.ГГГГ. по государственному контракту ### от ДД.ММ.ГГГГ. в количестве 15 упаковок.

Кроме того указано, что в Учреждение в ДД.ММ.ГГГГ гг. не поступали распоряжение или приказ Министерства здравоохранения <...> на закупку или отпуск лекарственных препаратов для ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 был отпущен лекарственный препарат <данные изъяты>», <данные изъяты>», капсулы, 40 мг, ### в количестве одной упаковки по рецепту, находящему на отсроченном обслуживании.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 был отпущен лекарственный препарат <данные изъяты>», <данные изъяты>», капсулы, 40 мг, ### в количестве четырех упаковок, в соответствии с письмом Министерства №### от ДД.ММ.ГГГГ.

На ДД.ММ.ГГГГ год лекарственный препарат <данные изъяты>», <данные изъяты>», капсулы, 40 мг, ### централизованно закупался по государственному контракту ### от ДД.ММ.ГГГГ. был отпущен в ФИО22» в количестве 99 упаковок.

На ДД.ММ.ГГГГ год лекарственный препарат <данные изъяты>», ФИО23», капсулы, 40 мг, ### закупался централизованно: в соответствии с приказом Министерства здравоохранения <...> ### от ДД.ММ.ГГГГ. по государственным контрактам: ### от ДД.ММ.ГГГГ. в количестве 300 упаковок и ДД.ММ.ГГГГ. были отпущены в ФИО24» в количестве 300 упаковок; ### от ДД.ММ.ГГГГ. в количестве 300 упаковок и были отпущены в ФИО30 ФИО26 ДД.ММ.ГГГГ. - 120 упаковок, ДД.ММ.ГГГГ. - 16 упаковок, ДД.ММ.ГГГГ. - 41 упаковка; ### от ДД.ММ.ГГГГ. в количестве 300 упаковок – ДД.ММ.ГГГГ. отпущены в ФИО25» в количестве 235 упаковок.

В соответствии с приказом ФИО27 по государственному контракту ### от ДД.ММ.ГГГГ - в количестве 24 упаковок и по государственному контракту    ### от ДД.ММ.ГГГГ. - в количестве 54 упаковок, отпущены в ФИО28» для рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании.

По данным ФИО29» в 2022 году ФИО1 были выданы следующие лекарственные препараты: <данные изъяты>», <данные изъяты>», капсулы, 40 мг, ### в количестве 8 упаковок; <данные изъяты>», <данные изъяты>»,     имплантат, 10,8 мг, ### в количестве двух упаковок; <данные изъяты>»,    имплантат, 3,6 мг, ### в количестве двух упаковок; <данные изъяты>», <данные изъяты>», имплантат, 3,6 мг, шприц- аппликатор, ### в количестве двух упаковок; <данные изъяты>», р-р д/ин. 10 мг/мл, 1 мл, ### в количестве сорока пяти упаковок; <данные изъяты>», <данные изъяты> таблетки с пролонг. высвоб. п.п.о., 10 мг, ### в количестве одной упаковки; <данные изъяты>, <данные изъяты>», р-р для п/к введ., 1,7 мл, 120 мг (70 мг/мл), ### в количестве двух упаковок.

В соответствии с п ### Устава, Центр закупок в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исполняет обязанности по закупке лекарственных средств, изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания и их дальнейшей поставке в ФИО31», согласно утвержденной Министерством здравоохранения <...> потребности медицинских организаций области, перечню к закупке и в соответствии с годовой общей сведенной потребностью в лекарственных препаратах государственных бюджетных учреждений здравоохранения <...>.

По смыслу положений раздела 2 Устава Учреждения, полномочиями ФИО32 является закупка, прием, хранение и отпуск лекарственных препаратов, медицинских изделий, специализированных продуктов питания.

Согласно п.1.2. Устава функции и полномочия Учредителя осуществляет Министерство здравоохранения <...>.

Из этого следует, что на Учреждение возложена техническая функция по закупке определенных лекарственных средств, изделий медицинского назначения и лечебного питания.

Социальная функция по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами питания определенных групп населения возложена на Министерство здравоохранения <...> и лечебные учреждения.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ФИО34 ФИО33, в судебное заседание не явился, о времени и месте которого извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Из отзыва на исковое заявление следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к общепризнанным, основным и неотчуждаемым правам и свободам, подлежащим государственной защите, что установлено нормами международного права (статья 3 Всеобщей декларации прав человека) и Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 20, часть 1 статьи 41).

В Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи также предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ###-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об основах здоровья граждан).

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Закона об основах здоровья граждан).

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Закона об основах охраны здоровья граждан в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно Программе государственных гарантий бесплатного оказания населению <...> медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной Постановлением администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### (далее - Территориальная программа), разработанной в соответствии со статьями 16 и 81 Закона об основах охраны здоровья, статьей 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон об ОМС), в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний при амбулаторном лечении лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Предоставление мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению указанных категорий граждан Владимирской области за счет средств областного бюджета осуществляется в порядке, утвержденном постановлением Губернатора <...> от 15.02.2012г. ### «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении».

Порядок организации предоставления мер социальной поддержки и контроля за предоставлением мер социальной поддержки устанавливается департаментом здравоохранения (в настоящее время - ФИО35) (пункт 2.1. постановления Губернатора <...> от ДД.ММ.ГГГГ. ### «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении»).

    Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.    ### «О государственной поддержке развития медицинской

промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», утверждены перечни групп населения и виды заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно без ограничений в части ассортимента.

Этим же нормативным актом предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъекта по своевременному обеспечению оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (пункт 4 Постановления), рекомендовано за счет средств соответствующих бюджетов увеличивать ассигнования на приобретение лекарственных средств (пункт 5 Постановления), т.е. финансирование расходов по оплате лекарственных средств определенным группам населения, осуществляется за счет средств субъекта РФ и иных источников, привлекаемых им на эти цели.

ФИО1, страдающий заболеванием с кодом по ###, имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях (Приложение ### к Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### - «Онкологические заболевания»).

    Положением о Министерстве здравоохранения <...>, утвержденным Указом Губернатора <...> от ДД.ММ.ГГГГ. ### установлено, что организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями относится к полномочиям Министерства (п.2.2).

На основании вышеизложенного, считает требования прокурора <...>, в интересах ФИО1, к Министерству здравоохранения <...> об обеспечении лекарственными препаратами, которые в силу закона должны были быть предоставлены бесплатно, обоснованными.

Основываясь на нормах п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки, суд определил рассмотреть данное гражданское дело на основании положений ст.167 ГПК РФ при данной явке, о чем вынесено протокольное определение.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.

Статьей 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии с ч.2 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011г. №323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (ст.37 Федерального закона №323-ФЗ).

Согласно п.5 ч.1 ст.29 названного Федерального закона, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В соответствии с ч. 3 ст.80 Федерального закона №323-ФЗ, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе, специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики (ч. 7 ст. 80 Закона № 323-ФЗ).

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. ###.

Согласно разделу II Программы, первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, и др.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара в плановой и неотложной формах.

     Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов утверждена постановлением администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ. ###, которая содержит аналогичные нормы.

Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. ###-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в который включен лекарственный препарат «<данные изъяты>».

В соответствии с Положением, утвержденным Указом Губернатора <...> от 05.12.2022г. N242, Министерство здравоохранения <...> является органом исполнительной власти области, осуществляющим функции по выработке и реализации единой государственной политики на территории <...>, государственному управлению и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством <...>, правопреемником Департамента здравоохранения <...>, <...>, к полномочиям которого относится в т.ч. организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

        Указом Губернатора <...> от 17.10.2022г. N 165 «Об органах исполнительной власти <...>» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ. Департамент здравоохранения <...> переименован в Министерство здравоохранения <...>.

    Положением о Министерстве здравоохранения <...>, утвержденным Указом Губернатора <...> от ДД.ММ.ГГГГ. ### установлено, что организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями относится к полномочиям Министерства (п.2.2).

Как следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом первой группы и наблюдается в ФИО38 ФИО36» с диагнозом злокачественное новообразование предстательной железы, стадия IV.

Согласно справке серия ### от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 установлена первая группа инвалидности сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

От набора социальных услуг в части лекарственного обеспечения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не отказывался.

Согласно протоколу заседания онкоконсилиума ФИО37 от ДД.ММ.ГГГГ. ### ФИО1 рекомендовано проведение гормональной терапии пожизненно: «<данные изъяты>» 240 мг/сут. до прогрессирования заболевания или «<данные изъяты>» 160 мг/сут., длительно, непрерывно, до прогрессирования заболевания.

ФИО1, страдающий заболеванием с кодом по ### имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях (Приложение ### к Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### - «Онкологические заболевания»).

Врачом - терапевтом <данные изъяты>» с целью обеспечения ФИО1 необходимыми медикаментами был выписан льготный рецепт от ДД.ММ.ГГГГ. серия ### ### на лекарственный препарат «<данные изъяты>» 40 мг ###, 4 капсулы на прием, приемов в сутки, что покрывало потребность в медикаментах на 28 дней, до ДД.ММ.ГГГГ

ФИО1 неоднократно (ДД.ММ.ГГГГ.) обращался в <данные изъяты>», в том числе по вопросу получения льготного лекарственного препарата «<данные изъяты>».

Из письма ФИО39» ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. ###) следует, что в адрес Учреждения в ДД.ММ.ГГГГ гг. не поступали распоряжение или приказ ФИО41 на закупку или отпуск лекарственных препаратов для ФИО1

Из сообщения ФИО40 от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. ###) также следует, что материальному истцу ФИО1 были выданы следующие лекарственные препараты:

- ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 был отпущен лекарственный препарат <данные изъяты> капсулы, 40 мг, ### в количестве 1 упаковки по рецепту, находящемуся на отсроченном обслуживании;

- ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 был отпущен лекарственный препарат <данные изъяты>», капсулы, 40 мг, ### в количестве 4 упаковок, в соответствии с письмом Министерства здравоохранения <...>### от ДД.ММ.ГГГГ.

По данным ФИО42 в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО1 были выданы следующие лекарственные препараты: <данные изъяты>», капсулы, 40 мг, ### в количестве 8 упаковок; <данные изъяты>»,     имплантат, 10,8 мг, ### в количестве 2 упаковок; <данные изъяты>», имплантат, 3,6 мг, ### в количестве 2 упаковок; <данные изъяты>», имплантат, 3,6 мг, шприц- аппликатор, ### в количестве 2 упаковок; <данные изъяты>», р-р д/ин. 10 мг/мл, 1 мл, ### в количестве 45 упаковок; <данные изъяты>», таблетки с пролонг. высвоб. п.п.о., 10 мг, ### в количестве 1 упаковки; <данные изъяты>», р-р для п/к введ., 1,7 мл, 120 мг (70 мг/мл), ### в количестве 2 упаковок.

Из сообщения ФИО43» от ДД.ММ.ГГГГ. ### следует, что в настоящее время на отсроченном обслуживании находится один рецепт на имя ФИО1 на препарат <данные изъяты>», выданный ДД.ММ.ГГГГ. ФИО44

Таким образом, доказательств того, что ФИО1 был обеспечен назначенным препаратом в необходимом объеме бесплатно и своевременно, ответчиком не представлено.

         Следовательно, объем предоставленной ФИО1 социальной помощи ограничил потребности истца и его право на качественную медицинскую помощь в соответствии с основными принципами охраны здоровья, что недопустимо.

С учетом изложенного, суд считает возможным удовлетворить исковые требования прокурора <...>, обратившего в суд в интересах ФИО1, и обязать Министерство здравоохранения Владимирской обеспечить материального истца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом «Энзалутамид», в дозе и количестве, необходимом для лечения заболевания по медицинским (жизненным) показаниям до его отмены.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, исходя из установленных фактических обстоятельств, свидетельствующих о нуждаемости ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в назначенном лекарственном препарате по жизненным показаниям, вынесенное по делу решение следует обратить к немедленному исполнению.

В силу п. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (ст. 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Разрешая заявленные исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, принимая во внимание, что ответчик ненадлежащим образом исполнил возложенные на него обязанности по обеспечению истца, являющегося инвалидом, лекарственным препаратом, необходимым ему по жизненным показаниям, учитывая характер имеющегося у ФИО1 заболевания, необходимость в постоянном контроле состояния здоровья и возможные отрицательные последствия для здоровья из-за несоблюдения данной обязанности, суд приходит к выводу о причинении материальному истцу ФИО1 морального вреда действиями ответчика.

Бездействием ответчика нарушены гарантированные Конституцией РФ и федеральным законодательством права истца на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Принимая во внимание, что компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено в иске, в связи с неправомерными действиями ответчика по несвоевременному обеспечению материального истца ФИО1 необходимым лекарственным препаратом является одним из видов гражданско-правовой ответственности, приведенные выше нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие общие основания ответственности за причинение вреда, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда.

В результате необеспечения жизненно необходимым лекарственным препаратом в установленный законом срок, ФИО1 были причинены нравственные страдания, обусловленные переживаниями по поводу жизни и здоровья, бездействием со стороны ответчика, выразившимся в неисполнении обязанности по своевременному обеспечению граждан в установленном порядке лекарственными препаратами.

Определяя размер компенсации морального вреда, учитывая характер и степень причиненных физических и нравственных страданий материального истца, а также степень вины ответчика, не принявшего должных мер по своевременному обеспечению материального истца, страдающего вышеуказанным заболеванием, мерами социальной поддержки, длительность допущенного нарушения, суд с учетом требований разумности и справедливости, полагает возможным взыскать с ответчика в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199, ч.1 ст.212 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО45, действующего в интересах ФИО1, к ФИО47 об обязании обеспечить лекарственным препаратом, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить.

Обязать ФИО46 (ИНН: ###, ОГРН: ###) обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (СНИЛС ###) лекарственным препаратом «<данные изъяты>», в дозе и количестве, необходимом для лечения заболевания по медицинским (жизненным) показаниям до его отмены.

Решение суда в части обязания обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (СНИЛС ###) лекарственным препаратом «<данные изъяты>», в дозе и количестве, необходимыми для лечения заболевания по медицинским (жизненным) показаниям до его отмены, подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с ФИО48 (ИНН: ###, ОГРН: ###) в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (СНИЛС ### компенсацию морального вреда в размере 10 000 (десять тысяч) руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во <...> суд через Октябрьский районный суд <...> в течении одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

         Судья                            И.Н. Мысягина

         Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

         Стороны вправе ознакомиться с решением суда ДД.ММ.ГГГГ

         Судья                           И.Н. Мысягина

20.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.09.2023Передача материалов судье
26.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2023Подготовка дела (собеседование)
18.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2023Судебное заседание
18.12.2023Судебное заседание
17.01.2024Судебное заседание
24.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее