ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волжск 24 августа 2021 года
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Глуховой Ю.Р., при секретаре судебного заседания Комиссаровой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл о возложении обязанности принять решение о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Помарское сельское поселение»,
Установил:
Марийский межрайонный природоохранный прокурор Республики Марий Эл в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл (далее администрация МО «Помарское сельское поселение») об обязании принять решение о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Помарское сельское поселение» в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории зон затопления, подтопления в пределах территории муниципального образования «Помарское сельское поселение» и направить проект решения Собрания депутатов Помарского сельского поселения «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района в Собрание депутатов Помарского сельского поселения Волжского муниципального района, в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано, что в результате проведенной прокурором проверки установлено несоответствие Генерального плана Помарского сельского поселения требованиям действующего природоохранного законодательства, а именно, в нарушение законодательства на карте зон с особыми условиям использования территорий в материалах по обоснованию Генерального плана муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района не отображены границы зон затопления, подтопления. Помарской сельской администрацией не принято решение о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Помарское сельское поселение» в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории зон затопления, подтопления от реки Волга и Илеть МО «Помарское сельское поселение» и не направлен проект Решения Собрания депутатов Помарского сельского поселения «О внесении изменений в Генеральный план МО «Помарское сельское поселение» в Собрание депутатов Помарского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл. По данному факту в адрес администрации ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление, однако своевременных и достаточных мер по устранению нарушений действующего законодательства принято не было, в связи с чем заявлены указанные требования.
В судебном заседании прокурор Юрин А.А. (по доверенности) требования поддержал, пояснил аналогичное изложенному в иске.
В судебное заседание представитель ответчика администрации МО «Помарское сельское поселение» не явился, извещен надлежащим образом.
Представители третьих лиц Собрания депутатов Помарского сельского поселения, администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с ч.6 ст.67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются: 1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; 2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; 4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
Пункт 4 ч.3 ст.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что генеральный план содержит карту функциональных зон поселение или городского округа.
В силу п.7 ч.8 ст.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий.
В силу ч.4 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.104 и ч.2 ст.106 Земельного кодекса Российской Федерации в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий. При определении перечня ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах зоны с особыми условиями использования территории, должны устанавливаться исчерпывающий перечень видов зданий, сооружений, их разрешенного использования (назначения), и (или) требования к параметрам зданий, сооружений, размещение которых допускается или запрещается в границах указанной зоны, и (или) требования к зданиям, сооружениям, размещение которых допускается в границах указанной зоны, исходя из оценки их влияния на объект, территорию, в целях охраны которых установлена указанная зона, или из оценки влияния объекта, территории, в целях охраны которых установлена указанная зона, на размещаемые здания, сооружения при условии, что оценка соответствия данным требованиям может являться предметом экспертизы проектной документации. При определении перечня ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах зоны с особыми условиями использования территории, должен устанавливаться исчерпывающий перечень видов деятельности, осуществление которых допускается и (или) запрещается в границах указанной зоны.
В силу ч.3 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно п.14 ст.2 Закона Республики Марий Эл от 29 декабря 2014 года № 61-З «О закреплении за сельскими поселениями в Республике Марий Эл вопросов местного значения», за сельскими поселениями в Республике Марий Эл закрепляется, в том числе утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство.
В соответствии со ст.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, внесение изменений в него, утверждаются представительным органом местного самоуправления поселения. Решения о подготовке проекта генерального плана, предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются главой местной администрации поселения. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Собранием депутатов второго созыва МО «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Генеральный план МО «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл (л.д.11).
Приложение к Генеральному плану Помарского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл - схема комплексной оценки территории поселения, карты градостроительного зонирования - приложения к Правилам землепользования и застройки поселения, не содержат сведенийо зонах с особыми условиями использования территорий.
Так, не отображены зона подтопления д.Березняки, д.Передовик, зона затопления д.Березняки, при этом сведения о координатах характерных точек этих зон внесены в Единый государственный реестр недвижимости, как зоны с особыми условиями использования и отображены на публичной кадастровой карте (л.д.7-9).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1532 «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» Министерством природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды приняты меры по направлению сведений на регистрацию в государственном водном реестре и постановке на кадастровый учет указанных зон.
Согласно письму филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ № сведения по зоне затопления д.Березники внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее ЕГРН) ДД.ММ.ГГГГ реестровый №, сведения по зоне подтопления д.Березники внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ реестровый № и ДД.ММ.ГГГГ реестровый №. Сведения по зоне подтопления д.Передовик внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ реестровый № (л.д.12).
Отсутствие указания в Генеральном плане сельского поселения территории зон с особым режимом использования (зон затопления, подтопления), примыкающих к водным объектам, создает предпосылки ухудшения состояния законности в данной сфере, может привести к нарушению запретов, установленных ч.6 ст.67.1 Водного кодекса Российской Федерации, в том числе размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
Учитывая, установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении требования прокурора с установлением срока исполнения решения суда, в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Марийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл о возложении обязанности принять решение о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Помарское сельское поселение», удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района Республики Марий Эл принять решение о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Помарское сельское поселение» в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории зон затопления, подтопления в пределах территории муниципального образования «Помарское сельское поселение» и направить проект решения Собрания депутатов Помарского сельского поселения «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района в Собрание депутатов Помарского сельского поселения Волжского муниципального района в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия.
Судья Ю.Р. Глухова
Решение принято в окончательной форме:
31 августа 2021 года