Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-511/2022 ~ М-430/2022 от 08.06.2022

Дело № 2-511/2022

УИД: 04RS0004-01-2022-000751-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2022 года                                  г. Гусиноозерск

Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ринчино Е.Н.,

при секретаре Намдаковой А.Т.,

с участием представителя истца по доверенности Батодоржиевой Е.А., представителя ответчика по доверенности Очирова М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гусиноозерского межрайонного прокурора Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Селенгинский район» об обязании осуществить сбор, транспортирование, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Гусиноозерский межрайонный прокурор Республики Бурятия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просит обязать администрацию МО «Селенгинский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, расположенных на неразграниченной территории земель кадастровых кварталов , , , а также на земельном участке с кадастровым номером ; на земельном участке с кадастровым номером , координаты GPS широта <данные изъяты> долгота <данные изъяты>, широта <данные изъяты> долгота <данные изъяты>, широта <данные изъяты> долгота <данные изъяты>, широта <данные изъяты> долгота <данные изъяты>, широта <данные изъяты> долгота <данные изъяты>, широта <данные изъяты> долгота <данные изъяты>, широта <данные изъяты> долгота <данные изъяты>, широта <данные изъяты> долгота <данные изъяты>.

Исковые требования мотивированы тем, что в результате проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды выявлена несанкционированная свалка из твердых коммунальных отходов на неразграниченной территории земель, а также на земельном участке, находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании Администрации МО «Селенгинский район». Бездействие Администрации МО «Селенгинский район» по решению вопросов в части непринятия мер по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории Селенгинского района, нарушает действующее природоохранное законодательство.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Батодоржиева Е.А. поддержала требования по доводам искового заявления.

Представитель ответчика по доверенности Очиров М.В. исковые требования признал частично, суду пояснил, что бездействие со стороны ответчика отсутствует, так как предпринимаются действия по ликвидации свалки, а именно составлена смета на ликвидацию, но в виду дефицита бюджета просит предоставить срок для устранения нарушений до 01.06.2023 г. При этом сам факт наличия на указанных прокурором земельных участках несанкционированной свалки и обязанность администрации по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами не оспаривает.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления.

Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу положений частей 2 и 3 статьи 8 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Согласно пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В силу положений Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ межрайонной прокуратурой с привлечением специалиста территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Селенгинском районе, Управления Росреестра по <адрес> проведена проверка, по результатам которой выявлена несанкционированная свалка на земельных участках с. Селендума с координатами: широта <данные изъяты> долгота <данные изъяты>, широта <данные изъяты> долгота <данные изъяты>, широта <данные изъяты> долгота <данные изъяты>, широта <данные изъяты> долгота <данные изъяты>, широта <данные изъяты> долгота <данные изъяты>, широта <данные изъяты> долгота <данные изъяты>, широта <данные изъяты> долгота <данные изъяты>, широта <данные изъяты> долгота <данные изъяты>, кадастровый квартал кадастровый квартал , кадастровый , адрес: <адрес> кадастровый квартал , кадастровый , адрес: <адрес>

Данные обстоятельства подтверждены актом санитарно-эпидемиологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ.

По сообщению межмуниципального Селенгинского отдела Управления Россреестра по Республике Бурятия выявленная несанкционированная свалка расположена на неразграниченной территории земель кадастровых кварталов , , , категория земель-земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании Администрации муниципального образования «Селенгинский район» Республики Бурятия; на земельном участке с кадастровым номером , категория земель-земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Представителем ответчика в ходе судебного разбирательства признавались обстоятельства наличия несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов на указанных территориях, а также обязанность администрации МО «Селенгинский район» по устранению выявленных нарушений.

В силу части 2 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответственным за организацию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на вышеуказанных земельных участках является Администрация МО «Селенгинский район».

При этом суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что Администрация района не бездействует в виду того, что планирует проведение соответствующих мероприятий, поскольку сам факт образования и наличия несанкционированной свалки свидетельствует о непринятии ответчиком своевременных и достаточных мер по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Суд соглашается с доводами истца о том, что бездействие ответчика в части ненадлежащего содержания земель, находящихся в ведении Администрации МО «Селенгинский район» и земель, права на которые не разграничены, нарушает действующее природоохранное законодательство, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, бездействие органов местного самоуправления по принятию своевременных мер по сбору и вывозу бытовых отходов нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, создает угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.

В силу статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец имеет право обращения в суд в интересах неопределенного круга лиц.

В силу чего, суд приходит к выводу об обоснованности иска и его удовлетворении.

Вместе с тем, учитывая объем работ, которые надлежит выполнить ответчику, принимая во внимание мнение требования истца и пояснения ответчика, руководствуясь положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит возможным установить разумный срок, в течение которого должны быть произведены вышеназванные мероприятия, - до 01.06.2023 г.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации администрация Муниципального образования «Селенгинский район» как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Гусиноозерского межрайонного прокурора Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Селенгинский район» об обязании осуществить сбор, транспортирование, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов удовлетворить.

Обязать Администрацию Муниципального образования «Селенгинский район» (ИНН 031008354, ОГРН 1020300817811) в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, расположенных на неразграниченной территории земель кадастровых кварталов , , , на земельном участке с кадастровым номером , на земельном участке с кадастровым номером , координаты GPS: широта <данные изъяты> долгота <данные изъяты>, широта <данные изъяты> долгота <данные изъяты>, широта <данные изъяты> долгота <данные изъяты>, широта <данные изъяты> долгота <данные изъяты>, широта <данные изъяты> долгота <данные изъяты>, широта <данные изъяты> долгота <данные изъяты>, широта <данные изъяты> долгота <данные изъяты>, широта <данные изъяты> долгота <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                        Ринчино Е.Н.

Решение в окончательной форме принято 07 июля 2022 г.

2-511/2022 ~ М-430/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гусиноозерский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация МО "Селенгинский район"
Суд
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия
Судья
Ринчино Елена Николаевна
Дело на странице суда
gusinoozersky--bur.sudrf.ru
08.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.06.2022Передача материалов судье
10.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2022Подготовка дела (собеседование)
21.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.06.2022Судебное заседание
07.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее