дело № 12 - 2/2021
РЕШЕНИЕ
12 января 2021 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н. при секретаре Секретевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ларшиной Л.А. на постановление судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 5 ноября 2020 года (с учетом определения об исправлении описки от 16 ноября 2020 года) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Ларшиной Людмилы Александровны,
установил:
постановлением судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 5 ноября 2020 года Ларшина Л.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 7 500 рублей (с применением положений ч. 2.2 и ч. 2.3 ст. 4.1 указанного Кодекса).
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Ларшина Л.А. просит постановление судьи изменить, переквалифицировать действия с ч. 2 на ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, снизить размер назначенного наказания.
В судебном заседании приняла участие Ларшина Л.А., поддержавшая доводы жалобы.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав объяснения участника процесса, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст. 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут в отношении граждан наложение административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 30 января 2020 года объявила режим чрезвычайной ситуации в сфере международного общественного здравоохранения в связи с распространением коронавируса, вызывающего новый вид пневмонии у людей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона № 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 3 ст. 31 Федерального закона № 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» (далее - постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 7) установлено, что гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку) необходимо обеспечить заполнение анкеты прибывающего на территорию Российской Федерации до прибытия на территорию Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (подп. 2.1 п. 2).
В целях оперативного прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации обеспечить заполнение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде «Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию» (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс).
В течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1) (подп. 2.2 п. 2).
Из материалов дела следует, что 29 августа 2020 года в 21:35 час Ларшина Л.А. прибыла на территорию Российской Федерации на самолете в аэропорт «Домодедово» авиарейсом Анталья (Турция) - Москва. В нарушение подп. 2.1 и подп. 2.2 п. 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 7, ст.ст. 10, 31 Федерального закона № 52-ФЗ не выполнила требования по заполнению на ЕПГУ анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде «Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию» (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию; в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации не прошла лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и не разместила информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Ларшиной Л.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и последующего ее привлечения постановлением судьи к административной ответственности по названной норме.
Факт совершения Ларшиной Л.А. указанного административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 21 сентября 2020 года (л.д. 2-5); скриншотом из ЕПГУ информации о прибывающих в Российскую Федерацию из зарубежных стран (л.д. 8); сведениями о пересечении Государственной границы Российской Федерации (л.д. 7) и иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия Ларшиной Л.А. правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В жалобе заявитель указывает на то, что по прибытию на территорию Российской Федерации две недели находилась дома на самоизоляции, из дома не выходила, с окружающими не контактировала, коронавирусной инфекцией, вызванной COVID-19, не болела, следовательно, не являлась источником распространения новой коронавирусной инфекции 2019-nCoV, представляющей опасность для окружающих. Полагает, что ее действия подлежат переквалификации с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ на ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.
Данный довод нельзя признать обоснованными, поскольку ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.
По ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ квалифицируется нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в периоды отсутствия режима чрезвычайной ситуации, возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо отсутствия осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
В рассматриваемом случае невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий совершено Ларшиной Л.А. в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Указом Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020 года № 112-ук «О мерах по противодействию распространению в Оренбургской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» на территории Оренбургской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Оренбургской области территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
С учетом выше приведенных обстоятельств оснований для переквалификации действий с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ на ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ не имеется.
Утверждение Ларшиной Л.А. о том, что перед вылетом с территории Российской Федерации и по возвращению компетентными должностными лицами она не была поставлена в известность об обязанности лиц, прибывающих на территорию Российской Федерации, заполнить анкету, пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР, разместить результаты этого исследования в государственной информационной системе, подлежит отклонению.
Ларшина Л.А. имела возможность для соблюдения действующих санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, подлежащих применению в рассматриваемом случае. Зная о распространении коронавирусной инфекции, повсеместно вводимых в связи с этим ограничениях, Ларшина Л.А. должна была проявить должную осмотрительность и по собственной инициативе выяснить вопрос о наличии или отсутствии соответствующих ограничительных мероприятий для лиц, возвращающихся на территорию Российской Федерации, тем более, что на территории Оренбургской области создан оперативный штаб по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, оказывающий консультативные услуги населению.
Необходимую информацию заявитель могла получить в Управлении Роспотребнадзора по Оренбургской области.
Довод о том, что заявитель не умеет пользоваться компьютером и отсутствует доступ к сети Интернет, отклоняется. Ларшина Л.А. не была лишена права воспользоваться услугами иных лиц для решения вопроса заполнения анкеты, размещения результата лабораторного исследования в государственной информационной системе.
Кроме того, она могла обратиться в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области с письменным заявлением об оказании помощи в выполнении требований п. 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 7, одновременно приложив результат лабораторного исследования, что сделано не было.
Изложенное свидетельствует о непринятии Ларшиной Л.А. всех зависящих от нее мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на то, что по прибытию на территорию Российской Федерации заявитель (Ларшина Л.А.) две недели соблюдала режим самоизоляции, не свидетельствует об отсутствии в действиях названного лица состава вмененного административного правонарушения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 7 на лиц, прибывающих в Российскую Федерацию, возложено ряд обязанностей, которые в соответствии с требованиями ст. 10 Федерального закона № 52-ФЗ подлежат обязательному исполнению.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено Ларшиной Л.А. в пределах санкции ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, с учетом положений ч. 2.2 и ч. 2.3 ст. 4.1 указанного Кодекса.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Неверное указание в резолютивной части мотивированного постановления судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 5 ноября 2020 года фамилии, имени, отчества, числа, месяца и года рождения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является явной технической опиской, которая была устранена судьей в порядке, предусмотренном ст. 29.12.1 КоАП РФ, и не ставит под сомнение законность данного акта.
Из резолютивной части постановления, объявленной немедленно по окончанию рассмотрения дела, следует, что дело рассмотрено в отношении Ларшиной Л.А., действия которой квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Описательно-мотивировочная часть постановления также имеет указание на квалификацию действий Ларшиной Л.А. по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах состоявшееся по делу постановление судьи сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ 5 ░░░░░░ 2020 ░░░░ (░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 16 ░░░░░░ 2020 ░░░░), ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 6.3 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 30.12 - 30.14 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░