Новгородский районный суд Новгородской области
173002, гор. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д.15.
__________________________________________________________________
Дело № 5-1095/22
УИД 53RS0022-01-2022-002433-08
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
11 марта 2022 года гор. Великий Новгород
Судья Новгородского районного суда Новгородской области А.И.Рыцарева, рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении
Попова Б.В., <данные изъяты>
привлеченного к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ,
установил:
6 марта 2022 года старшим инспектором ОО ПАЗ УОООПиВ УМВД России по Новгородской области Маненковым А.Ю. в отношении Попова Б.В. составлен протокол № 226958 об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Дело об административном правонарушении в отношении Попова Б.В. в соответствии с подведомственностью, установленной ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, передано на рассмотрение в Новгородский районный суд.
В судебное заседание Попов Б.В. не явился, о рассмотрении дела извещен, о причинах неявки суду не сообщил, в связи с чем согласно ст.25.1 КоАП РФ имеются основания для рассмотрения дела в его отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, обозрев видеозапись, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Порядок проведения публичных мероприятий регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В силу пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Под собранием понимается совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.
Митингом признается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
Согласно статье 3 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Указанным Федеральным законом установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.
В силу части 4 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия осуществляется в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ)
Областным законом Новгородской области от 10.03.2011 N 940-ОЗ "О мерах по реализации Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" регламентирован также порядок проведения публичного мероприятия, который аналогичен Федеральному закону от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
При этом под уведомлением о проведении публичного мероприятия в рамках Федерального закона № 54-ФЗ понимается документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Как установлено ч 1.1 ст.7 названного Федерального закона уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, в том числе участие нескольких лиц в таких актах пикетирования поочередно, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием. Решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу публичным мероприятием может быть признано объединенное единым замыслом и (или) общей организацией массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах, направленные на выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Одновременно Конституционный Суд Российской Федерации счел оправданным введение федеральным законодателем - в целях предотвращения организации под видом пикетирования, проводимого одним участником, коллективных публичных акций - в отношении лиц, осуществляющих одиночное пикетирование, обязанности соблюдать установленное законом субъекта Российской Федерации минимальное допустимое (но не более пятидесяти метров) расстояние, с тем чтобы предупредить уклонение организатора такого публичного мероприятия, как пикетирование группой лиц, от процедуры уведомления о его проведении, которое, в свою очередь, препятствовало бы органам исполнительной власти и органам местного самоуправления своевременно принять адекватные меры по обеспечению надлежащего порядка реализации соответствующей гражданской инициативы, а также по поддержанию общественной безопасности и охране прав и законных интересов участников публичного мероприятия и иных лиц.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении, основанием для привлечения Попова Б.В. к административной ответственности на основании ч.5 ст.20.2 КоАП РФ послужило то, что 6 марта 2022 года в 14 час. 30 мин. на <адрес> Попов Б.В. принял участие в несогласованном публичном мероприятии в форме пикета с участием 2-х и более лиц, на площади <адрес>, где приняло участие около 15 человек, целью которого являлось выражение несогласия, связанного с нынешней политической ситуацией в мире, которое выражалось в прикреплении к рукавам и рюкзакам ленточки зеленого цвета, что является символом мира, протеста против войны. При этом, уведомление в органы исполнительной власти о проведении публичного мероприятия не подавалось. В 14 часов 20 минут сотрудниками органов внутренних дел разъяснены требования Федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании», а также обозначены требования прекратить проведение несогласованного публичного мероприятия, в форме пикета с участием 2-х и более лиц. Попов Б.В. находился в группе людей, с зеленой лентой на руке, в предоставленное для прекращения противоправных действий время площадь не покинул, продолжил принимать участие в публичном мероприятии.
Указанные обстоятельства и вина Попова Б.В. подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 6 марта 2022 года; рапортом сотрудника полиции Новикова М.С., согласно которому в 14 час. 15 мин. в ходе несения службы по охране общественного порядка на <адрес> им была замечена группа лиц, не менее 15 человек, каждый из которой при себе имел на одежде/рукавах, на рюкзаках/сумках либо держал в руках ленту зеленого цвета. В соответствии с информацией, поступившей от сотрудников ЦЭП УМВД России по Новгородской области, лента зеленого цвета является символом мира и выражения несогласия с проводимой на территории Украины Вооруженными Силами РФ специальной военной операции. В 14 час. 20 мин. с использованием переносного устройства, усиливающего звук, собравшимся было озвучено требование о том, что данное публичное мероприятие не согласовано в соответствии с федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, и в течение 10 минут необходимо прекратить данное публичное мероприятие. Указанные лица были предупреждены о том, что в случае невыполнения названного требования, они будут привлечены к административной ответственности. В 14 час. 30 мин. в связи с неисполнением названного требования, осуществлено доставление указанных лиц в УМВД России по гор. Великому Новгороду для дальнейшего разбирательства; рапортом инспектора ОБ ППСП УМВД России по гор. Великому Новгороду Антонова К.Д., в котором отражено, что 06 марта 2022 года в 14 часов 30 минут в ходе несения службы по охране общественного порядка по адресу: <адрес>, установлен Попов Б.В., у которого на руке была повязана лента зеленого цвета, на требования сотрудников полиции УМВД России по г. Великий Новгород, озвученные в 14 часов 20 минут, о прекращении противоправных действий, в части организации и проведении несанкционированного публичного мероприятия в форме пикета с участием двух и более лиц, место проведения публичного мероприятия не покинул.
Из письменных показаний начальника ОИАЗ УМВД России по г. Великий Новгород Инкуевой И.В. следует, что 6 марта 2022 года зная, что готовятся акции по всей России, согласно плану их подразделение прибыло к 12 часам в УМВД по г. Великий Новгород на <адрес>, где было включено в группу документирования. На самом мероприятии она не была, так как были другие службы, им доставили людей, были составлены рапорта, просмотрены видео и составлялись протоколы об административных правонарушениях. В ходе просмотра видео ею было установлено, что на площади стоит группа людей, один из которых, в частности ФИО1, достал из сумки горсть зеленых ленточек, раздавал их гражданам, к ним подходил сотрудник полиции, который общался с ним, известно, что в мегафон сотрудники полиции предупреждали граждан, что несанкционированные публичные мероприятия запрещены на основании 54 –ФЗ. Так как граждане не слушали, то разъяснения велись лично каждому или группе лиц. Гражданам было дано 10 минут, чтобы они разошлись, площадь никто не покинул, поэтому они были препровождены в автобус и отвезены в отдел. Переговорив с сотрудниками полиции, ею было установлено, что граждане предупреждались о незаконности действий. В ходе просмотра видео также было установлено, что ФИО1 в начале мероприятия находился в центре толпы, раздавал ленточки, около 10 человек было вокруг него, потом когда толпа сформировалась, он стал вокруг людей проходить, раздавал прохожим и привлекал к мероприятию. Зеленые ленточки – завуалированные символы, направлены против операции Вооруженных сил на Украине, которое поддерживает движение «<данные изъяты>».
Показания Инкуевой И.В. подтверждаются фрагментами видеозаписей, на которых запечатлен молодой человек ФИО1, находящийся в толпе граждан в количестве около 10 человек, который достает из рюкзака зеленые ленты, часть из которых падает на землю, ее подбирают, затем раздает эти ленты гражданам, обходит группу граждан, раздавая мимо проходящим гражданам ленты, и что-то им говоря. Также имеются видеозаписи с находящимися сотрудниками полиции, которые общаются с группой граждан, речь идет о причинах, по которым они не могут собираться, в том числе и ФИО1 находился один с сотрудником полиции с которым происходила беседа, при этом у него в руках было значительное количество зеленых лент, с которыми он проследовал в служебный автобус.
Из объяснений Потапенко Т.Н. следует, что ею сотрудникам полиции был предоставлен мобильный телефон для обозрения содержащейся в нем информации, а также указала, что она 9 сентября 2021 года вступила в сообщество «<данные изъяты>» в телеграмм – канале, где была размещена информация о том, что 06 марта 2022 года в 14 часов призывали выходить на площадь своего города с целью борьбы против войны. Также из объяснений следует, что о ее задержании на <адрес> она сообщила своему сыну, который ей скинул ссылку на ОВД инфо и скриншот 611 с алгоритмом действий, в случае задержания сотрудниками полиции.
Как следует из открытых источников Интернет сети, сообщество «<данные изъяты>» создано командой А. Навального с целью снижения результатов партии власти.
В соответствии с рапортом оперуполномоченного по ОВД УМВД России по Новгородской области Николаева А.Н., им был просмотрен ресурс движения «<данные изъяты>», где рекомендуют для избежания ответственности повязывать ленты и другие символы не на себя, а на столбы, заборы, деревья. В случае задержания рекомендуют обратиться в том числе в ОВД – Инфо.
Также в ходе просмотра мобильного телефона с перепиской между Потапенко Т.Н. и ее сыном, где она сообщает о ее задержании, а собеседник высылает инструкцию при задержании со ссылкой на 611 и ОВД-инфо.
Также из открытых источников сети Интернет ресурса «<данные изъяты> следует, что зеленая атласная лента символизирует символ мира, в том числе символизирующая протест против войны, в данном сообществе имеется призыв к выходу в 14 часов 00 минут 06 марта 2022 года с лозунгом «нет во..не».
Исследованные в судебном заседании письменные доказательства последовательны, непротиворечивы, получены с соблюдением требований КоАП РФ, согласуются между собой, а потому их достоверность и допустимость у судьи сомнений не вызывает. Совокупность указанных доказательств является достаточной для разрешения дела по существу.
С учетом изложенного и, оценив исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что проводимое публичное мероприятие в форме группового пикетирования, в котором участвовало около 15 человек и у которых имелись средства наглядной агитации в виде зеленых атласных лент, символизирующих протест против военных действий, требовало предварительного согласования с органом местного самоуправления – Администрацией Великого Новгорода. При этом, было направлено на сосредоточение значительного числа граждан и было сопряжено с реальными угрозами общественному порядку и общественной безопасности, что повлекло за собой необходимость принятия сотрудниками полиции конкретных мер, направленных на их обеспечение.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны, в том числе выполнять все законные требования сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок (п. 2 ч. 3 ст. 6).
Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия, устанавливаются для него Федеральным законом безусловно. Участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей.
Поскольку публичное мероприятие не было согласовано с органами местного самоуправления, о чем Попов Б.В. был достоверно осведомлен сотрудниками полиции на месте, на требование сотрудников полиции о прекращении несогласованного публичного мероприятия не реагировал, продолжив участие в нем, то его действия нарушали требования Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Место, где проводилось несанкционированные публичное мероприятие, в соответствии со статьей 13 Областного закона Новгородской области от 03 декабря 2012 года № 157-ОЗ «О внесении изменений в областной закона «О мерах по реализации Федерального закона «О собраниях митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» на территории Новгородской области, постановления Правительства Новгородской области от 24 октября 2013 года № 309 «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места на территории Новгородской области» с утвержденным перечнем таких мест, не определено в качестве специально отведенного места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно- политического характера, где не требуется уведомительный характер.
Собранные по делу доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ.
Таким образом, действия Попова Б.В. квалифицированные по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ – как нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, являются верными.
Уведомительный порядок о проведении публичных мероприятий закреплен в Федеральном законе от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", который позволяет обеспечить соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии, с учетом места проведения несогласованного митинга, а именно в центре города, в парке, где имеется скопление большого количества людей), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление каких-либо последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует об отсутствии в действиях Попова Б.В. состава правонарушения, при этом объектом посягательства в данном деле являются общественные отношения в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности, а предметом административного правонарушения – установленный порядок организации проведения публичного мероприятия.
При назначении административного наказания суд учитывает требования ст.ст.4.1, 4.2,4.3 КоАП РФ - личность виновного, характер и общественную опасность совершенного правонарушения, обстоятельства, смягчающие ответственность, которыми являются совершение административного правонарушения впервые.
Отягчающих, административную ответственность обстоятельств не установлено.
С учетом личности виновного, впервые привлекающегося к административной ответственности, характера совершенного правонарушения, направленного против общественного порядка, цели назначения административного наказания, судья полагает назначить наказание в виде административного штрафа.
Руководствуясь ст.ст. 29.6 - 29.11 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л :
Попова Б.В. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
<данные изъяты>
Разъяснить привлеченному к административной ответственности лицу, что согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса. Согласно ст.31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права, принудительного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.И.Рыцарева