Дело № 2-864/2020 КОПИЯ
78RS0007-01-2020-000220-92 28 августа 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Федоришкиной Е.В.
при секретаре Еременко А.В.
с участием прокурора Первовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Природоохранного прокурора г.Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Ижорский трубопрокатный завод» об обязании совершить определенные действия,
Установил:
Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга предъявил иск в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Ижорский трубопрокатный завод» в целях устранения нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды и просит суд обязать ответчика (<данные изъяты> в 120-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга в порядке надзора проведена проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды на территории Колпинского района Санкт-Петербурга. Проверкой установлено, что при осуществлении деятельности ответчик использует источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые относятся ко второй категории негативного воздействия, в тоже время в нарушение части 3 статьи 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ ответчик не разработал и согласовал мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.
Представитель процессуального истца Природоохранного прокурора г.Санкт-Петербурга Первова А.Д. по доверенности в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика ООО «Ижорский трубопрокатный завод» Темнышев А.В. по доверенности в судебное заседание явился, представил возражения относительно доводов на иск, указывая на отсутствие законом установленной обязанности Общества разрабатывать и согласовывать мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий (л.д.218-220).
Представитель третьего лица ООО «Пик-Инвест» Темнышев А.В. по доверенности в судебное заседание явился, возражения аналогичные доводам ответчика на иск поддержал, пояснив, что производственную деятельность на арендованных ответчиком производственных площадках не осуществляет (л.д.2229-230).
Принимая во внимание явку лиц, участвующих в деле, учитывая, что ходатайств об отложении слушания дела в суд первой инстанции не поступало, суд считает возможным в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело при объявленной явке.
Выслушав объяснения процессуального истца, возражения представителя ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 26.07.2019 года N 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» внесены изменения в статью 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ, в абзаце первом слова «вредных (загрязняющих) веществ» заменить словами «загрязняющих веществ»; дополнить новыми абзацами вторым и третьим следующего содержания: «мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности».
Частью 3 статьи 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ установлено, что при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федеральный закон от 26.07.2019 года N 195-ФЗ вступил в силу с 1 ноября 2019 года.
Пунктом 7 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2019 года N 195-ФЗ установлено, что до приведения нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» вредное (загрязняющее) вещество признается загрязняющим веществом, понятие которого определено в статье 1 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в редакции настоящего Федерального закона).
В статье 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ дано понятие загрязняющего вещества – это химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.
В редакции Федерального закона №15 от 29 июля 2018 года, действовавшей с 01 января 2019 года до 01 ноября 2019 года, пункт 3 статьи 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» устанавливал обязанность юридического лица, имеющего источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
В прежней редакции статьи 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» было дано понятие вредного (загрязняющего) вещества – это химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Таким образом, на дату проведения Природоохранным прокурором проверки соблюдения организациями требований законодательства в области охраны окружающей среды на территории Колпинского района Санкт-Петербурга, состоявшейся в ноябре 2019 года, организация, имеющая источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за исключением источников IV категории, должна обладать разработанным и согласованным с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.
Законодатель предоставил необходимый организациям, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, трехмесячный срок.
Судом установлено, что проведенной Природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга в порядке надзора проверкой соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды на территории Колпинского района Санкт-Петербурга установлены нарушения природоохранного законодательства – имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые относятся ко второй категории негативного воздействия, используемые ответчиком без разработанных и согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.
Сброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду подтвержден ответчиком.
Ответчиком предоставлены Перечень загрязняющих веществ и показатели их выбросов, не подлежащие нормированию и государственному учету, и Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, действующие с 19 декабря 2018 года по 18 декабря 2023 года в отношении производственной площадки, расположенной по адресу: <адрес> на основании Приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу № 2143-В от 19 декабря 2018 года (л.д.117).
Ответчику выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от 08 октября 2018 года о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам требований, установленных в Нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (л.д.232-234).
Доказательства отнесения источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух к IV категории не предоставлены.
Согласно свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, № № от 24 апреля 2019 года ответчику присвоена II общая категория негативного воздействия на окружающую среду (л.д.231).
Ответчик предоставил Проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, разработанный ООО «ЭКОПРОМ» в 2018 году по заказу ответчика, в котором указано, что ответчик относится к третьей категории предприятий по воздействию выбросов в атмосферный воздух, что исключает обязанность разрабатывать мероприятия по регулированию выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий согласно Методическому пособию без номера и даты (л.д.147) (л.д.118-200).
26 августа 2020 года ответчик письменно уведомил Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга о наличии Расчетов выбросов загрязняющих/вредных веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий и отсутствия законом установленной обязанности разрабатывать и согласовывать мероприятия по регулированию выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий как для организации третьей категории.
Собственником арендованного ответчиком нежилого помещения по адресу: <адрес>, является третье лицо (л.д.214-216), которое не осуществляет производственную деятельность на арендованных ответчиком производственных площадках.
Согласно ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей – устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду в том числе и нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.2 ст.39 ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, сооружений, иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды.
Основными принципами государственной политики являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.
В целях устранения выявленного нарушения ответчик как природопользователь обязан провести требуемые мероприятия за счет собственных средств.
Неисполнение ответчиком требований Федерального закона в результате чего продолжает создаваться угроза возникновения вредных воздействий на здоровье человека и окружающую природную среду, суд находит обоснованными требования истца об обязании ответчика устранить выявленные нарушении законодательства.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с чем, надлежит взыскать с ответчика в бюджет Санкт-Петербурга государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек за обращение природоохранного прокурора в суд с исковым заявлением.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.45, 103, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» <░░░░░░ ░░░░░░> ░ 120-░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.