Дело (УИД) № 29МS0068-01-2019-001574-94
Производство № 12-100/2019
Р Е Ш Е Н И Е
18 ноября 2019 года село Холмогоры
Судья Холмогорского районного суда Архангельской области Доронин А.В., рассмотрев протест прокурора Холмогорского района Архангельской области на определение мирового судьи судебного участка № 2 Холмогорского судебного района Архангельской области от 14 октября 2019 года,
У С Т А Н О В И Л :
определением мирового судьи судебного участка № 2 Холмогорского судебного района Архангельской области от 14 октября 2019 года прокурору Холмогорского района Архангельской области возвращено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Опокиной Н.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ), на основании п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ.
Прокурор в протесте просит отменить определение, ссылаясь на отсутствие у мирового судьи законных оснований для возвращения постановления.
При рассмотрении протеста в районном суде помощник прокурора Рудакова Э.С. доводы и требования, изложенные в протесте, поддержала.
Выслушав мнение помощника прокурора, изучив доводы протеста, проверив материалы дела, суд не находит предусмотренных законом оснований для отмены или изменения постановления по следующим обстоятельствам.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается в частности вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В п.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ в качестве доказательства, поскольку несоблюдение процессуального порядка получения доказательства делает его недопустимым.
Частью 2 статьи 28.4 КоАП РФ предусмотрено, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ.
В статье 28.2 КоАП РФ содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы обязанностью обеспечить соблюдение гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности.
В частности предусмотрено, что составление протокола об административном правонарушении должно осуществляться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие (ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ).
Из изложенного следует, что протокол об административном правонарушении признается надлежащим процессуальным документом только в том случае, если он составлен в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности либо в его отсутствие, но при наличии доказательств, неопровержимо свидетельствующих о соблюдении в отношении такого лица процессуальных гарантий на защиту своих прав, участие в составлении протокола и представление пояснений.
Системный анализ указанных положений КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лицо, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ.
Между тем указанные требования закона при возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Опокиной Н.Н. прокурором не соблюдены.
Как усматривается из предоставленных материалов дела, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором в отношении Опокиной Н.Н. вынесено (составлено) 25 сентября 2019 года. Сведений о надлежащем извещении Опокиной Н.Н. о месте и времени вынесения (составления) постановления о возбуждении дела об административном правонарушении на 25 сентября 2019 года в материалах дела не имеется.
При изложении события административного правонарушения в постановлении прокурора не указано какая конкретно информация отсутствует на сайте администрации муниципального образования «Двинское» о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления; о закупках товаров, работ услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; о формах обращений, заявлений и иных документах, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами; о статистических данных и показателях, характеризующих состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления, сведениях об использовании органом местного самоуправления выделяемых бюджетных средств; о кадровом обеспечении органа местного самоуправления; о текстах официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления; об обзорах обращений лиц и результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах; о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме этого, время совершения административного правонарушения в постановлении прокурора указано 19 сентября 2019 года, в то время как скриншоты страниц сайта, приложенные к постановлению, датированы 24 сентября 2019 года.
Указание в постановлении недостоверных сведений относительно времени совершения административного правонарушения не соответствует задачам производства по делам об административных правонарушениях, установленным ст.ст.1.2 и 24.1 КоАП РФ.
Изложенное позволяет прийти к выводу о неправильном вынесении (составлении) прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Опокиной Н.Н., что является основанием для возвращения постановления прокурору на основании п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.8, 30.10 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Определение мирового судьи судебного участка № 2 Холмогорского судебного района Архангельской области от 14 октября 2019 года в отношении Опокиной Н.Н. оставить без изменения, а протест прокурора Холмогорского района Архангельской области – без удовлетворения.
Судья А.В. Доронин