Судья Еськова А.В. 7/21-440/2023 г.
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Кострома 21 декабря 2023 года
Судья Костромского областного суда Добровольская Т.В.,
с участием защитника МУП «Коммунсервис» Костромского района - по доверенности Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МУП «Коммунсервис» К. на решение судьи Костромского районного суда Костромской области от 16 ноября 2023 года,
вынесенное по жалобе директора МУП «Коммунсервис» К. на постановление заместителя начальника государственной жилищной инспекции Костромской области Б. *** от 11 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ, в отношении МУП «Коммунсервис» Костромского района,
У С Т А Н О В И Л А:
Постановлением заместителя начальника государственной жилищной инспекции Костромской области Б. *** от 11 августа 2023 года МУП «Коммунсервис» Костромского района признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ. Данным постановлением МУП «Коммунсервис» Костромского района назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Костромского районного суда Костромской области от 16 ноября 2023 года указанное постановление заместителя начальника государственной жилищной инспекции Костромской области Б. *** от 11 августа 2023 года оставлено без изменения, жалоба директора МУП «Коммунсервис» К. - без удовлетворения.
Директора МУП «Коммунсервис» К., обратившись в областной суд с жалобой на решение судьи Костромского районного суда Костромской области от 16 ноября 2023 года, не оспаривая фактические обстоятельства дела, но, выражая несогласие с решением судьи и постановлением должностного лица, как не принявшими во внимание, что при авариях продолжительность времени для перерывов подачи холодной воды установлена другим нормативным документом, а именно приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 декабря 2021 года №1016/пр «Об утверждении СП 31.13330.2021 «СНиП 2.04.02.-84?», просит решение судьи Костромского районного суда Костромской области от 16 ноября 2023 года отменить.
Защитник МУП «Коммунсервис» Костромского района Ф.в судебном заседании жалобу поддержал по изложенным в жалобе основаниям.
Государственная жилищная инспекция Костромской области, будучи надлежащим образом извещена о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направила, письменных пояснений, возражений в суд не представила.
Выслушав защитника МУП «Коммунсервис» Костромского района Ф., проверив доводы жалобы, изучив материалы дела по жалобе, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях согласно статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В целях реализации задач и обеспечения гарантий прав участников производства по делам об административных правонарушениях Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации регламентированы порядок и условия рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, который основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации (часть 2 статьи 1.1 данного Кодекса).
В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Административным правонарушением, согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статья 7.23 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Субъектами данного административного правонарушения являются лица, на которых лежит обязанность обеспечивать установленный уровень потребления населением коммунальных услуг.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354.
Согласно пункту 2 Правил №354 «коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении №1, а также в необходимых объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг (подпункты «в, д» пункта 3 Правил №354).
В силу пункта 2 Правил №354 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В силу подпункта а пункта 31 Правил №354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В пункте 1 Приложения №1 к Правилам №354 определены требования к качеству коммунальной услуги - холодное водоснабжение. Согласно данному пункту законодательно предусмотрено бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в течение года, при этом допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*).
Таким образом, субъекты хозяйственной деятельности коммунального комплекса (исполнители коммунальных услуг, организации водопроводно-хозяйственного комплекса, участвующие в процессе водоснабжения) обязаны соблюдать требования законодательства в части обеспечения потребителей гарантированным уровнем воды и нести ответственность в случае, если нарушение нормативов произошло по их вине.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения МУП «Коммунсервис» Костромского района, как исполнителя коммунальной услуги - холодное водоснабжение, к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ послужило отсутствие холодного водоснабжения в многоквартирном жилом доме по адресу: *** мае-июне 2023 года: 13 мая 2023 года с 9 часов 00 минут до 12 часов 30 минут (3 часа 30 минут), 15 мая 2023 года с 10 часов 00 минут до 13 часов 00 минут (3 часа), 20 мая 2023 года с 10 часов 30 минут до 14 часов 00 минут (3 часа 30 минут), 27 мая 2023 года с 9 часов 00 минут до 11 часов 30 минут ( 2 часа 30 минут), 7 июня 2023 года с 9 часов 00 минут до 17 часов 00 минут (8 часов), 18 июня 2023 года с 11 часов 00 минут до 14 часов 30 минут (3 часа 30 минут). Общее время отсутствия холодной воды в мае 2023 года - 12 часов 30 минут, в июне 2023 года - 11 часов 30 минут.
Данные фактические обстоятельства дела МУП «Коммунсервис» Костромского района не оспариваются.
Вместе с тем, защитником МУП «Коммунсервис» Костромского района Ф. в ходе рассмотрения дела последовательно указывалось, что в рассматриваемые периоды времени холодное водоснабжение в многоквартирном жилом доме по адресу: *** отсутствовало в связи с устранением аварий в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения, в связи с чем продолжительность времени перерыва подачи холодной воды установлена другим нормативным документом, а именно приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 декабря 2021 года №1016/пр «Об утверждении СП 31.13330.2021 «СНиП 2.04.02.-84?».
В подтверждение своего довода МУП «Коммунсервис» Костромского района предоставлены сведения о том, что в мае-июне 2023 года холодное водоснабжение по указанному адресу отсутствовало: 13 мая 2023 года с 9 часов до 12 часов 30 минут по причине утечки ХВС в районе домов №№ 8, 9 ул. Куколевского, 15 мая 2023 года с 10 часов до 13 часов по причине утечки воды через колодец (д. № 9 по ул. Куколевского), 20 мая 2023 года с 10 часов 30 минут до 14 часов по причине аварии на магистрали ХВС (д. № 2 по ул. Куколевского), 27 мая 2023 года с 9 часов до 11 часов 30 минут по причине планового отключения ХВС из-за работ в котельной, 7 июня 2023 года с 9 часов до 17 часов по причине устранения аварии на центральной магистрали ХВС, 18 июня 2023 года с 11 часов до 14 часов 30 минут по причине проведения работ на водозаборе (скважине) в связи с падением давления.
Как следует, признавая МУП «Коммунсервис» Костромского района виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, данный довод оставлен как должностным государственной жилищной инспекции, так и судьей районного суда без внимания.
Однако довод заявителя в части указания допустимой продолжительности перерывов предоставления коммунальной услуги при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения является обоснованным, что прямо следует из пункта 1 Приложения №1 к Правилам №354, который в указанных случаях отсылает к СНиП 2.04.02-84?.
Согласно пункту 11.4 (таблице 26) «СП 31.13330.2021. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.02-84*», утвержденных Приказом Минстроя России от 27 декабря 2021 года №1016/пр расчетное время ликвидации аварии на трубопроводах систем водоснабжения I категории с диаметром труб до 400 миллиметров при глубине заложения труб до 2 метров составляет 8 часов, при глубине заложения труб более 2 метров - 12 часов, при необходимости дезинфекции трубопроводов после ликвидации аварии указанное время следует увеличивать на 12 часов.
С учетом сведений, предоставленных МУП «Коммунсервис» Костромского района, и которые никем не оспариваются, о диаметре трубопровода, который составляет менее 400 миллиметров, и глубине заложения - 2 метра, расчетное время ликвидации аварии составляет 8 часов.
Анализируя продолжительность и причины отсутствия воды в многоквартирном жилом доме по адресу: *** мае-июне 2023 года, прихожу к выводу, что ремонтные работы на водопроводной сети для прекращения утечки воды и предотвращения аварийной ситуации осуществлялись МУП «Коммунсервис» Костромского района в пределах установленных законодательством сроков.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Таким образом, выводы должностного лица и судьи районного суда о виновности МУП «Коммунсервис» Костромского района в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, нельзя признать обоснованными.
При таких обстоятельствах, постановление заместителя начальника государственной жилищной инспекции Костромской области Б. *** от 11 августа 2023 года, решение судьи Костромского районного суда Костромской области от 16 ноября 2023 года, вынесенные в отношении МУП «Коммунсервис» Костромского района по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях МУП «Коммунсервис» Костромского района состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л А:
Жалобу директора МУП «Коммунсервис» Костромского района К. удовлетворить.
Постановление заместителя начальника государственной жилищной инспекции Костромской области Б. *** от 11 августа 2023 года, решение судьи Костромского районного суда Костромской области от 16 ноября 2023 года, вынесенные в отношении МУП «Коммунсервис» Костромского района по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья: Т.В. Добровольская