Судья Сабирьянов Р.Я. Дело № 7п-152/2022
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 2 июня 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,
при секретаре Цепелевой О.С.,
рассмотрев жалобу Шарифуллиной Н.К., ее защитника Одинцова В.И. на постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики
Марий Эл от 22 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Шарифуллиной Н.К., <дата>, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 22 апреля 2022 года Шарифуллина Н.К. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
Шарифуллина Н.К. и ее защитник Одинцов В.И. просят отменить постановление судьи и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях Шарифуллиной Н.К. состава административного правонарушения. Указывают также, что маска на ней отсутствовала при входе в помещение суда, а не в зале суда. В материалах дела отсутствуют объяснения свидетелей, материалы видеозаписи, подтверждающие нахождение Шарифуллиной Н.К. без маски в зале суда. Кроме того, при составлении протокола ей не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1, 25.2, 25.6 КоАП РФ и статьи 51 Конституции. Шарифуллина Н.К. не была извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Шарифуллина Н.К. на рассмотрение жалобы не явилась, о времени и месте рассмотрения извещена надлежащим образом. Представитель административного органа для рассмотрения жалобы не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения защитника Шарифуллиной Н.К. Одинцова В.И., поддержавшего жалобу, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ установлено, что невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона состава данного административного правонарушения выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В силу статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года
№ 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации обязаны выполнять установленные в соответствии с данным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» статьи 10 Закона № 68-ФЗ).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 (далее - Правила № 417).
Указанные Правила предусматривают, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4).
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля
2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, дано указание обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 Закона № 68-ФЗ, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, подпункты «а», «у», «ф»
пункта 1 статьи 11 Закона № 68-ФЗ).
Указом Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № 39 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» на территории Республики Марий Эл введен режим повышенной готовности, действующий по настоящее время.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 данного Указа в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, на граждан возложена обязанность использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при посещении зданий, строений, сооружений (помещений в них), на парковках, в лифтах, в местах массового пребывания людей, при нахождении в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, в легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, а также соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование) в указанных объектах и местах (социальное дистанцирование не применяется в случае оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа).
В соответствии с действующей редакцией подпункта «а» пункта 4 данного Указа на граждан возлагается обязанность использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) вне места своего проживания (пребывания) при посещении зданий, строений, сооружений (помещений в них), в местах массового пребывания людей (свыше 500 человек), при нахождении в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, в легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу.
Таким образом, режим повышенной готовности на территории Республики Марий Эл с сохранением требования использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания при посещении зданий, помещений в них действует по настоящее время (Указ Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № 39 в редакции от 25 мая 2022 года).
Как следует из материалов дела, <дата> в период осуществления на территории Республики Марий Эл ограничительных мероприятий в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 Шарифуллина Н.К. находилась в помещении районного суда, расположенного по адресу: <адрес> без средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора).
9 февраля 2022 года УУП ОМВД России по Звениговскому району Одинцова Т.О. в отношении Шарифуллиной Н.К. составила протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, по факту нарушения требований подпункта «а» пункта 4 Указа Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № <№>.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: сведениями из КУСП № 614 от 9 февраля 2022 года (л.д. 4), объяснениями свидетеля К.А.Д. (л.д. 5), объяснениями свидетеля К.А.В.л.д. 6), объяснениями свидетеля Г.А.Б. (л.д. 7); фотоснимком (
л.д. 8), а также протоколом об административном правонарушении (л.д. 3), которые оценены судьей районного суда в совокупности на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 этого кодекса.
Совокупность установленных судьей первой инстанции фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, выразилось в нахождении в общественном месте без средств индивидуальной защиты органов дыхания в нарушение требований пункта 4 Правил № 417 и подпункта «а» пункта 4 Указа Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № 39. Означенными нормами на жителей Республики Марий Эл возложена обязанность при нахождении в общественных местах использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы). Нарушение указанных норм в период режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что Шарифуллина Н.К. находилась без маски при входе в здание суда, с учетом конкретных обстоятельств дела, из которых следует, что она отказывалась надевать маску, игнорировала соответствующие требования судебных приставов, не допустивших ее вследствие этого дальше в здание суда, не имеет правового значения. Кроме того, в объективную сторону правонарушения согласно подпункту «а» пункта 4 данного Указа входит нахождение без средств индивидуальной защиты органов дыхания в любом помещении суда. Согласно протоколу об административном правонарушении в вину Шарифуллиной Н.К. вменено нахождение без средств индивидуальной защиты в помещении районного суда.
Довод жалобы о том, что Шарифуллина Н.К. не была извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судьей, противоречит имеющимся материалам дела.
В соответствии с абзацем вторым пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 года
№ 343.
Как следует из материалов дела, защитник Шарифуллиной Н.К. Одинцов В.И. заявил ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту ее жительства в г. Йошкар-Оле. Указанное ходатайство было удовлетворено определением судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 30 марта 2022 года, дело направлено на рассмотрение по подведомственности в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл. Из Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл судебное извещение о времени и месте рассмотрения дела направлено Шарифуллиной Н.К. 8 апреля 2022 года (л.д. 57), конверт с указанным извещением вернулся в суд 20 апреля 2022 года с отметкой об истечении срока хранения (л.д. 59). При таких обстоятельствах в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5, лицо считается извещенным о времени и месте рассмотрения дела.
Довод жалобы о том, что Шарифуллина Н.К. не была ознакомлена с правами и обязанностями, предусмотренными статьей 25.1 КоАП РФ и статьей 51 Конституции Российской Федерации, опровергается протоколом об административном правонарушении, в котором в соответствующей графе об ознакомлении стоит подпись Шарифуллиной Н.К. (л.д. 3).
Таким образом, деяние Шарифуллиной Н.К. квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и подлежащего применению законодательства.
Административное наказание в виде штрафа в размере одной тысячи рублей Шарифуллиной Н.К. назначено в соответствии с правилами
статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ в пределах санкции части 1 статьи 20.6.1 названного кодекса для граждан с учетом характера административного правонарушения, совершенного в условиях сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановки, продолжающейся длительное время, при возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, отвечает целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.
Оснований для изменения судебного акта путем замены административного штрафа на предупреждение не имеется, поскольку такой вид наказания не будет отвечать целям административного наказания, указанным в статье 3.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В рассматриваемом случае оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку совершенное деяние малозначительным не является.
Порядок и срок давности привлечения Шарифуллиной Н.К. к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда, в том числе по доводам поданной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики
Марий Эл от 22 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шарифуллиной Н.К. оставить без изменения, жалобу Шарифуллиной Н.К. и ее защитника Одинцова В.И. - без удовлетворения.
Судья Э.И. Салихова