Дело №
решение
Именем Российской Федерации
<адрес> 19 января 2024 года
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - Шеди А.В.,
при секретаре судебного заседания Гордановой М.М.,
с участием истца (ответчика по встречному исковому заявлению) Оздоевой М.М., её представителей Бондаренко О.В., Гулоевой Э., Мерчанской Т.Ч., ответчика (истца по встречному исковому заявлению) Зязикова И.М., его представителя Хаутиевой З.О., представителя органа опеки и попечительства <адрес> Плиевой З.Т., представителя органа опеки и попечительства по Промышленному МО <адрес> Джанаевой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Оздоевой М. М. к Зязикову И. М. об определении места жительства детей и возложении обязанности передаче детей, и встречному исковому заявлению Зязикова И. М. к Оздоевой М. М. об определении места жительства детей,
установиЛ:
Оздоева М.М. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указала, что состояла с ответчиком в зарегистрированном браке с 2010 года. На основании решения мирового судьи судебного участка № <адрес> брак расторгнут. От данного брака имеет детей: Зязикову Д. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Зязикова М. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Зязикову М. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С учетом уточненных требований, просит суд определить место жительства детей с ней и обязать Зязикова И.М. передать ей несовершеннолетних детей; обратить решение суда к немедленному исполнению.
Зязиков И.М. обратился в суд со встречным исковым заявлением к Оздоевой М.М., в обоснование которого указал, что совместное проживание детей с матерью негативно влияет на психологическое состояние детей, в настоящее время дети проживают с ним и не хотят возвращаться к матери. Просит суд определить место жительства детей с ним.
В судебном заседании истец (ответчик по встречному исковому заявлению) Оздоева М.М., её представители Бондаренко О.В., Гулоева Э., Мерчанская Т.Ч. поддержали исковые требования, с учетом их уточнений, просили их удовлетворить; возражали против удовлетворения встречных исковых требований.
Ответчик (истец по встречному исковому заявлению) Зязиков И.М., его представитель Хаутиева З.О. просили отказать в удовлетворении исковых требований; встречные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Выслушав участников процесса, заслушав заключение представителей органов опеки и попечительства, мнение несовершеннолетнего ребенка, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 3 Конвенции о правах ребёнка провозглашено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка.
В силу пункта 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
Статьёй 65 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Все вопросы, касающиеся воспитания детей, должны решаться исходя из интересов детей.
Пунктом 3 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что при раздельном проживании родителей место жительства несовершеннолетних детей определяется соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения спор между родителями о месте жительства детей может быть разрешен судом по требованию любого из них.
В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей", решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), необходимо иметь в виду, что место жительства ребёнка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребёнка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 СК РФ).
В соответствии с приведенными нормативными положениями при разрешении спора между родителями об определении места жительства несовершеннолетних детей суд должен учитывать в первую очередь интересы ребенка, а также исходить из равенства прав и обязанностей отца и матери в отношении своих детей, отсутствия при разрешении таких споров преимущества одного родителя перед другим, объективно оценивать все обстоятельства и возможности каждого родителя по созданию наиболее комфортных условий для содержания и воспитания ребенка.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Оздоева М.М. состояла с Зязиковым И.М. в зарегистрированном браке с 2010 года. Решением мирового судьи судебного участка № <адрес> РСО-Алания брак между ними расторгнут.
От данного брака имеют детей: Зязикову Д. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Зязикова М. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Зязикову М. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Соглашение об определении места жительства детей между истцом и ответчиком не достигнуто. В настоящее время дети проживают с отцом.
Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий Зязикова И.М., составленному начальником отдела опеки, попечительства и охраны детства администрации Назрановского муниципального района Парижевой Р.Б. и ведущим специалистом отдела опеки, попечительства и охраны детства администрации Назрановского муниципального района Плиевой З.Т., от ДД.ММ.ГГГГ, Зязиков И.М. проживает по адресу: <адрес>, с.<адрес>, ул. Зязикова, 16. Во дворе находятся 2 дома. В 1 <адрес> комнат, из них: 2 спальни, 1 зал, 1 комната отдыха, 1 гардеробная, 1 коридор, 1 санузел. Во 2 <адрес> комнаты: 1 спальня, 1 кухня, 1 кладовая. Во дворе отдельно находится ванная. Комнаты сухие, светлые, проходные. Имеется водопровод, отопление, газ, ванная. Санитарно-гигиеническое состояние жилой площади хорошее. Имеется отдельная комната для детей, угол для сна, игр и занятий. Всем необходимым дети обеспечиваются. Собственником является мать Зязикова И.М. – Зязикова Л.А. Отец создал благоприятные условия для проживания и воспитания детей, взаимоотношения в семье доброжелательные, угроза жизни детей отсутствует.
Представитель отдела опеки, попечительства и охраны детства администрации Назрановского муниципального района в своем заключении на основании обследования жилищно-бытовых условий Зязикова И.М. указала, что целесообразно определить место жительство детей с отцом Зязиковым И.М.
Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий Оздоевой М.М., составленному Отделом по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству УСЗН по Промышленному МО <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ Одзоева М.М., проживает по адресу: РСО-Алания, <адрес>. На момент проведения проверки Оздоева М.М. находилась дома совместно со своей матерью Оздоевой Ф.Х., 1958 г.<адрес> вышеуказанного жилого помещения являются: Оздоева Ф. Х., Оздоева М. М., Оздоева М. М., Оздоева Т. М.. Домовладение, общей площадью 75 кв.м., состоит из прихожей, 4-х комнат, совмещенного санузла и кухни. В комнатах и на кухне имеется вся необходимая мебель и бытовая техника. В доме созданы все условия для пребывания, развития и проживания детей, в том числе имеются детские спальные места, игрушки, детские книги, одежда, продукты питания. Оздоева М.М. имеет удовлетворительные жилищно-бытовые условия.
Представитель Отделом по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству УСЗН по Промышленному МО <адрес> в своем заключении на основании обследования жилищно-бытовых условий Оздоевой М.М. указали, что, принимая во внимание возраст несовершеннолетних детей и учитывая, что дети продолжительное время проживали с матерью, определение места жительства несовершеннолетних: Зязиковой Д. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Зязикова М. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Зязиковой М. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с матерью Оздоевой М.М. будет отвечать интересам детей.
Учитывая необходимость установления фактически сложившихся эмоционально-психологических связей между несовершеннолетними детьми и их родителями, поскольку установление указанных обстоятельств имеет существенное значение для разрешения спора и требует специальных познаний, с целью диагностики внутрисемейных отношений и взаимоотношений детей с каждым из родителей, выявления психологических особенностей каждого из родителей и детей, для психологического анализа ситуации в целом (семейного конфликта), для определения наличия или отсутствия психологического влияния на детей со стороны одного из родителей, по ходатайству Оздоевой М.М. суд назначил по делу судебную психологическую экспертизу детско-родительских отношений, проведение которой было поручено экспертам Регионального центра независимых экспертиз по Северо-<адрес>.
Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ № психологическое отношение детей по отношению к матери обуславливается ярко выраженным чувством обиды. Старшие дети подробно рассказывают, как мама кричала, оскорбляла, била их, наказывала за уроки. Младший ребенок - М., также рассказывает о том, что мама и бабушка наказывали - Дали и М. за ошибки в уроках. Жестокое обращение со стороны матери и бабушки к себе отрицает. Отношение к отцу - Зязикову И.М. у всех детей характеризуется авторитетом данного человека, способного защитить их от неприятностей. Выявлена ярко выраженная обида на мать за ее поступки: за то, что она встречалась с Алимом, плавала с мужчинами в бассейне, а также наказывала, ругала, оскорбляла их, оставляла часто одних дома. Дали не отрицает возможность общения с матерью, если она изменится и не станет бить их и кричать на них. М. и М. категорически отказываются встречаться с матерью, так как считают, что она их украдет и увезет к себе. По отношению к отцу дети испытывают большую психологическую привязанность, чем к матери. Дети поясняют, что папа их не бьет и не кричит. Дети выражают желание проживать с отцом в связи с пережитыми событиями, а именно отношением матери к ним, которое подробно, эмоционально поясняются 3-мя детьми. Основным обстоятельством, влияющим на мнение детей, является проявленное негативное отношение к детям со стороны матери. М. и М. категорически отказываются от встреч с матерью, поясняя, что она плохая, а бабушка (со стороны матери) такая же. К бабушке со стороны матери они испытывают обиду, рассказывая о том, что она тоже их ругала, Дали тянула за волосы, материла, наказывала за уроки. Только Дали согласна на встречи с матерью, если она изменится. Мнения относительно порядка и частоты встреч с матерью не высказывают. У детей не выявлено признаков повышенной внушаемости, избыточного фантазирования не соответствующего нормам возрастного развития. По отношению к отцу все 3 детей проявляют высокую степень привязанности, определяют как значимого человека в их жизни. О матери дети рассказывают только в негативном контексте, на рисунках семьи не изображают, что указывает на снижение степени психологической привязанности, нежелание общаться с ней. Отношение матери необходимо охарактеризовать как участливое, мать пытается определить место проживание детей с ней, а значит они представляют для нее ценность. Вместе с тем воспитательная позиция ее с наказанием, характеризуется как негативная, психотравмирующая для детей. Отношение отца необходимо охарактеризовать как теплое, эмоциональное, заботливое, которое характеризуется заботой о сохранении психического здоровья детей, ограждении их от психотравмирующих событий и ситуаций. Состояние Зязикова М.И. вызывает опасение в связи с тем, что ребенок ориентирован на социальное окружение, имеет высокий уровень тревожности, низкий уровень самооценки, высокий уровень нервно-психического напряжения, которое находит свое проявление в постоянных манипуляциях с предметами, руками, скрыванию лица, избеганию зрительного контакта, чрезмерных мнемических проявлениях, снижении быстроты реакции, что способно привести к снижению интеллектуального развития и социальной адаптации. По данному поводу отцу и тете ребенка были даны рекомендации для получения консультативного заключения детского невролога с целью установления причин такого поведения и медикаментозного лечения (при необходимости). Уровень психологического и интеллектуального развития, социальной адаптации у сестер Зязиковых соответствует возрастной норме и характеризуется как средний. В ходе исследования установлено наличие длительного деструктивного конфликта между родителями, который оказывает воздействие на детей. Вместе с тем у детей не выявлено состояний страха (подавленности, угнетенности). Дети дают ответы, выражают свое мнение на основе своего прошлого опыта, эмоциональных переживаний, подробно описывая ситуации, действующих лиц. Признаки психологического давления отсутствуют. Все дети подробно описывают поведение матери (как именно, куда наносились удары, чем), которая наказывала их, кричала, оскорбляла за неверное выполнение домашнего задания, что следует относить к проявлению психологического насилия. Данные объяснения оценены экспертом как психологически достоверные сведения. Дети не проявляют желания проживать совместно с матерью и принудительное навязывание встреч, как воспоминания об излишней строгости, оскорблениях, наказаниях способно привести к негативным психоэмоциональным проявлениям: стрессу, тревожности, страху, недоверию к миру в связи с игнорированием интересов и желаний детей. Однако, полное ограничение общения с матерью приведет к материнской депривации, которая способна стать причиной патологических изменений, в связи с чем общение с детьми необходимо начинать в присутствии отца с целью преодоления сильного чувства обиды, характеризующего нынешнее отношение детей к матери.
Суд находит заключение эксперта соответствующим требованиям ст. 86 ГПК РФ, оно содержит полное описание проведенного исследования, эксперты обладают соответствующей квалификацией, предупреждались об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, в полном объеме ими даны ответы по поставленным вопросам, оснований ставить под сомнение указанное экспертное заключение, у суда не имеется, в связи с чем, вопреки доводам стороны истца, в силу ст.ст. 55, 59, 60 ГПК РФ является относимым и допустимым доказательством по делу.
В судебном заседании, при участии педагога-психолога, была опрошена несовершеннолетняя Зязикова Д.И. В ходе опроса ребенок сообщил, что хочет проживать с отцом вместе с сестрой и братом; с мамой проживать не хочет.
В ходе судебного разбирательства, судом исследованы представленные сторонами аудио и видеоматериалы, в частности из протокола осмотра доказательств от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>3 нотариуса Магасского нотариального округа Республики Ингушетия и приложенных к нему аудио и видеофайлов, усматривается жестокое, пренебрежительное и грубое обращение Оздоевой М.М. с детьми. Из аудиозаписей и видеозаписей видно, как Оздоева М.М. использует в общении с детьми нецензурную лексику, бьет и угрожает, оказывает психологическое давление, что является недопустимым поведением родителя по отношению к детям, что может причинить вред их физическому и психическому здоровью, нравственному развитию.
Все доводы и пояснения стороны истца (в том числе, оспаривание заключения судебной экспертизы, заключения представителей органа опеки, а также ссылки на необходимость передачи детей на воспитание матери на основании сюжетов сказок) не подлежат принятию во внимание, направлены на формальное оспаривание доказательств и не влияют на установленные судом юридически значимые обстоятельства по делу.
В интересах детей решение спорного вопроса об определении места жительства между родными для них людьми должно носить только конструктивный и неконфликтный характер, основанный на взаимных договоренностях обоих спорящих сторон, где во главу угла ставится сохранение психологического здоровья детей и их дальнейшее гармоничное развитие.
При этом, определение места жительства детей с отцом не означает, что мать или ее родители (бабушка или дедушка) должны быть отстранены от участия в их воспитании, содержании, обучении и лечении. Закон признает полное равенство прав и обязанностей родителей, в том числе и при раздельном проживании.
Обстоятельств, которые препятствовали бы проживанию детей вместе с отцом и свидетельствующих о том, что проживание их с отцом может причинить вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, суду не представлено и в материалах дела не имеется.
Анализируя исследованные по делу доказательства, учитывая однозначное мнение несовершеннолетнего ребенка, выраженное при его опросе в ходе рассмотрения дела о желании проживать с отцом, результаты психологического заключения от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому дети выражают желание проживать с отцом в связи с пережитыми событиями, а именно отношением матери к ним, принимая во внимание, что в настоящее время дети проживают совместно с отцом, который характеризуется исключительно с положительной стороны, полностью исполняет свои родительские обязанности в отношении детей, создал детям все необходимые условия для полноценного развития, суд приходит к выводу, что исковые требования Зязикова И.М. об определении места жительства детей с ним подлежат удовлетворению, тогда как исковое заявление Оздоевой М.М. суд находит необоснованным и подлежащим оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Решил:
исковое заявление Оздоевой М. М. к Зязикову И. М. об определении места жительства детей и возложении обязанности передаче детей оставить без удовлетворения.
Встречное исковое заявление Зязикова И. М. к Оздоевой М. М. об определении места жительства детей удовлетворить.
Определить место жительства несовершеннолетних детей: Зязиковой Д. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Зязикова М. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Зязиковой М. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с отцом - Зязиковым И. М. по месту его жительства: <адрес>, с.<адрес>, ул. Зязикова, 16.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий
Копия верна:
Судья А.В. Шеди
*Решение изготовлено в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ