Дело №2-1622/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2019 года г.Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Тигиной С.Н., при секретаре судебного заседания Валеевой Э.Х., с участием представителя истца – администрации г.Чебоксары Ивановой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дома юстиции гражданское дело по исковому заявлению администрации г.Чебоксары к Тимофееву С.А. о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Администрация г.Чебоксары обратилась в суд с иском к Тимофееву С.А. о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, находящуюся в районе <адрес> (кадастровый квартал №) в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на земельном участке, расположенном по <адрес> в районе опор высоковольтных линий электропередач (опоры № кВ Чебоксарской ГС – Чебоксарская ТЭЦ-2 цепь 1, опоры № № кВ <данные изъяты>) южнее территории ГК «<данные изъяты>» (кадастровый квартал №) произведен сброс и ведется хранение боя кирпича, железобетонных изделий, керамзитобетонных блоков. Организатором данной несанкционированной свалки является ответчик Тимофеев С.А., который в своих заявления в адрес органа местного самоуправления обязался очистить территорию от строительного мусора. Однако, до настоящего времени вышеуказанная территория от мусора не очищена, в связи с чем администрация г.Чебоксары со ссылкой на положения ст. ст. 206, 264, 304, 305 ГК РФ и ст. ст. 11, 60, 62 ЗК РФ, ст. ст. 11, 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» обратилась в суд с вышеназванными исковыми требованиями.
Представитель истца – администрации г.Чебоксары Иванова Н.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, вновь привела их суду.
Ответчик Тимофеев С.А. в судебное заседание не явился, своевременно направленное в его адрес (по месту регистрации и по месту фактического жительства) извещение о дате, времени и месте разбирательства дела возвращено в суд с отметкой почтовой организации «истек срок хранения».
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Калининского района г.Чебоксары и ОАО «Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств» в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду сообщено не было.
В порядке ст. ст. 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с согласия представителя истца судом разрешен вопрос о рассмотрении дела в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, а также в отсутствие представителей третьих лиц.
Рассмотрев исковые требования, выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п. п. 3, 19 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии п. п. 11, 25 ст. 16 Федерального закона к вопросам местного значения городского округа отнесены в том числе: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлен запрет размещения отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
На основании абз. 1, 4, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.В соответствии с актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на земельном участке, расположенном по <адрес>, в районе опор высоковольтных линий электропередач (опоры <данные изъяты>) южнее территории ГК «<данные изъяты>» (кадастровый квартал №) произведен сброс и ведется хранение боя кирпича, железобетонных изделий, керамзитобетонных блоков.
Несанкционированная свалка размещена на землях, находящихся в ведении администрации г.Чебоксары, не прошедших государственный кадастровый учет.
Организатором данной несанкционированной свалки является ответчик Тимофеев С.А., что подтверждается копиями заявлений (гарантийных писем) Тимофеева С.А., в которых он указал на то, что в личных целях завез по вышеуказанному адресу бой кирпича, бетона, отходы пиломатериалов, полученные в результате благоустройства внутриквартальных дорог на территории ГК «Транспортник» возле принадлежащего ему гаражного бокса. В соответствии с представленными гарантийными письмами ответчик обязался очистить территорию сначала в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а затем до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно положениям ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.
Из пояснений представителя истца Ивановой Н.М., данных ею в ходе судебного заседания, следует, что территория до настоящего времени не очищена, сам Тимофеев С.А. с заявлением об организации свалки и хранения отходов и о предоставлении земельного участка для сброса мусора в орган местного самоуправления не обращался. За пользование земельным участком плата ответчиком не вносилась.
Доказательств ликвидации несанкционированной свалки на вышеуказанной территории ответчиком в нарушение положений ст. ст. 56-57 ГПК РФ суду не представлено.
Таким образом, судом установлено, что ответчик Тимофеев С.А. в нарушение вышеуказанных норм права, без законных на то оснований несанкционированно использует, находящийся в ведении органа местного самоуправления земельный участок, не предназначенный для сброса и хранения мусора.
В соответствии со ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях, в том числе и самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем в том числе: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч. 2 ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет исковые требования истца администрации <адрес> о возложении на ответчика Тимофеева С.А. обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, находящуюся в районе <адрес> (кадастровый квартал №).
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
При таких обстоятельствах, суд считает разумным предложенный стороной истца для ликвидации свалки срок в 10 дней.
Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты госпошлины.
Исходя из п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию в доход муниципального бюджета г.Чебоксары Чувашской Республики госпошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 235-237, 320-321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковые требования администрации г.Чебоксары удовлетворить.
Возложить на Тимофеева С.А. обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, находящуюся в районе <адрес> (кадастровый квартал №), в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Тимофеева С.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г.Чебоксары в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления о его отмене, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение суда составлено 03 июня 2019 года.
Судья С.Н. Тигина