Судья: Ретина М.Н. адм. дело № 33а-11502/2022
№ 2а-2412/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 ноября 2022 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Вачковой И.Г.,
судей Ромадановой И.А., Чемерисова О.В.,
при секретаре Брагиной Е.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Кривозубовой А.А. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 12 июля 2022 г. по административному делу № 2а-2412/2022 по иску Межрайонной ИФНС № 18 по Самарской области к Кривозубовой А.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А. доводы представителя административного ответчика Кривозубова А.П., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Административный истец Межрайонная ИФНС № 18 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кривозубовой А.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц.
В обоснование заявленных требований указал, что в 2019 Кривозубовой А.А. принадлежало следующее имущество: помещение, расположенное по адресу: <адрес> кадастровый №, кадастровой стоимостью 5 621 254 рублей, доля в праве – 1, налоговая ставка – 2%, помещение, расположенное по адресу: <адрес> кадастровый №, кадастровый № рублей, доля в праве – 1, налоговая ставка – 2 %; помещение, расположенное по адресу: <адрес> кадастровый №, кадастровая стоимость 69 852 руб., доля в праве – 1/2, налоговая ставка – 0,50%; помещение, расположенное по адресу: <адрес> кадастровый №, кадастровая стоимость 5 353 676 руб., доля в праве – 1, налоговая ставка- 0,5%. Также за административным ответчиком в 2018 году было зарегистрировано транспортное средство <данные изъяты> гос. Номер №, мощностью 78,90 л.с. В адрес административного ответчика направлялись налоговые уведомления от 25.07.2019 № и от 01.09.2020 №. В установленный в налоговых уведомлениях срок административный ответчик не исполнила обязанности по уплате налога. В адрес административного ответчика направлялось требование № по состоянию на 13.02.2020 об уплате указанных налогов в срок до07.04.2020 и № по состоянию на 03.02.2021 об уплате указанных налогов в срок до 30.03.2021 г. В добровольном порядке административный ответчик обязанность по уплате налога не исполнил. 25.08.2021 мировым судьей судебного участка № Ленинского судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ № о взыскании с Кривозубовой А.А. в пользу Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области задолженности по транспортному налогу а размере 631 руб. за 2018 год, задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 16 069 руб., пени в размере 143,42 руб. за 2019 год на общую сумму 16 843,42 руб., также о взыскании государственной пошлины в доход государства в размере 337 руб. Определением мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного рай она г.о. Самары Самарской области от 02.11.2021 судебный приказ № от 25.08.2021 отменен, в связи с поступившими возражениями Кривозубовой А.А. относительно исполнения судебного приказа.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, с учетом уточнения заявленных требований, административный истец просил суд взыскать с Кривозубовой А.А. недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2019 в размере 16 069 рублей и пени за просрочку его уплаты в размере 143 рубля 42 копейки.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 12 июля 2022 г. постановлено: «Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области к Кривозубовой А.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц удовлетворить.
Взыскать с Кривозубовой А.А. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>:
- по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 16 069 рублей, пени в размере 143 рубля 42 копейки.
Взыскать с Кривозубовой А.А. в бюджет г.о. Самара государственную пошлину в размере 648 рублей 50 копеек.» (л.д. 127-132).
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, как незаконное, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда, правомочном рассматривать дело (л.д. 134-135).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО6 доводы апелляционной жалобы подержал, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Указал, что адрес спорных помещений: <адрес>.
Представитель административного истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела, в том числе, о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В силу положений ст. 400 и ч. 1 ст. 401 НК РФ налогоплательщиками имущественного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В силу абз. 1 ст. 357 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
На основании статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 является плательщиком налога на имущество физических лиц в связи с наличием в её собственности в проверяемые налоговые периоды (2019 год) объектов налогообложения, в том числе: помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пом. 2, кадастровый №, кадастровой стоимостью 5 621 254 рублей, доля в праве – 1, налоговая ставка – 2%, помещение, расположенное по адресу: <адрес> кадастровый №, кадастровый № рублей, доля в праве – 1, налоговая ставка – 2 %, что подтверждается сведениями об имуществе налогоплательщика.
На основании сведений о зарегистрированных объектах налогообложения административному ответчику направлено налоговое уведомление № от 01.09.2020 о суммах налога за 2019 год.
В связи с неуплатой налога в установленный в налоговом уведомлении срок налоговым органом выставлено требование № по состоянию на 03.02.2021 г. с предложением в срок до 30.03.2021 г. погасить недоимку по налогам и начисленные пени, которое направлено посредством почтового уведомления.
В связи с тем, что в добровольном порядке начисленные суммы налога ответчиком в установленный срок уплачены не были, 25.08.2021 года МИФНС № 18 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка № Ленинского судебного района г. Самары Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа.
25.08.2021 г. мировым судьей судебного участка № Ленинского судебного района г. Самара Самарской области вынесен судебный приказ № о взыскании с Кривозубовой А.А. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 16 069 рублей и пени в размере 143 рубля 42 копейки.
02.11.2021 г. определением мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района г. Самара Самарской области указанный судебный приказ № от 25.08.2021 отменен в связи с поступившими возражениями ответчика относительно его исполнения.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что Кривозубовой А.А. не исполнено требование налогового органа об уплате налога и пени, вследствие чего имеется непогашенная задолженность. Предусмотренные законом основания для освобождения Кривозубовой А.А. от обязанности по уплате обязательных платежей и санкций отсутствуют. Расчет пени произведен, верно. Нарушений сроков на обращение в суд с административным иском, предусмотренных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации суд не установил.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, которым дана надлежащая оценка.
При этом, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы.
Так, доводы апелляционной жалобы Кривозубовой А.А. фактически сводятся к несогласию с позицией административного истца и суда в части применения коэффициента к расчету налога на имущество физических лиц.
Между тем, данная позиция суда доводами апелляционной жалобы не опровергаются.
Судебная коллегия полагает, что указанные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в виду следующего.
Так, согласно п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с п. 10 ст. 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно приказу Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 г. № 1608 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, находящихся Самарской области на 2019 г.» объект недвижимости с кадастровым номером № находится под порядковым номером № а объект недвижимости с кадастровым номером № находится под порядковым номером №, согласно которому к указанным помещениям применяется коэффициент 2 % от кадастровой стоимости объект налогообложения.
Таким образом, расчет суммы налога является арифметически верным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом принято к производству административное исковое заявление без подтверждения наличия высшего юридического образования у лица, подписавшего административное исковое заявление, не являются основанием для отмены решения суда, в связи с чем, подлежат отклонению судебной коллегией.
Также не могут быть приняты во внимание судебной коллегией доводы апелляционной жалобы о том, что в административном исковом заявлении и налоговых уведомлениях допущены математические ошибки. Указанные доводы являются, по мнению судебной коллегии, голословными.
Еще одним доводом апелляционной жалобы является то обстоятельство, что судом не обеспечено присутствие на судебном заседании представителя истца, а также представителей Управления Росреестра по Самарской области, Министерство имущественных и земельных отношений Самарской области, ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары.
Указанные доводы подлежат отклонению судебной коллегией в виду следующего.
Так, ст. 45 КАС РФ предусмотрены права и обязанности лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 121 КАС РФ к лицу, участие которого в судебном разбирательстве в соответствии с законом является обязательным или признано судом обязательным, при необходимости может быть применена мера процессуального принуждения в виде обязательства о явке.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд вправе признать обязательной явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, из анализа норм действующего законодательства следует, что личное участие лица в судебном разбирательстве является его правом, а не обязанностью.
В материалы дела представлено ходатайство административного истца Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области о рассмотрении настоящего административного дела в свое отсутствие (л.д. 32).
Из материалов дела не следует, что явка участников процесса была признана судом обязательной, в связи с чем, суд обоснованно счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что суд не дал правовую оценку представленным в деле документам.
Данные доводы подлежат отклонению судебной коллегией в виду следующего.
Так, статьей 180 КАС РФ предусмотрено, что должно содержать в себе решение суда.
Согласно частям 2, 3, 4, 6 статьи 180 КАС РФ в вводной части решения суда должны быть указаны: 1) номер административного дела; 2) дата и место принятия решения суда; 3) наименование суда, принявшего решение; 4) состав суда; 5) сведения о сторонах, других лицах, участвующих в деле, об их представителях, о помощнике судьи, секретаре судебного заседания, об иных участниках судебного процесса, о предмете административного иска.
Описательная часть решения суда должна содержать изложение требований административного истца, возражений административного ответчика, мнения других лиц, участвующих в деле.
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны: 1) обстоятельства административного дела, установленные судом; 2) доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; 3) доводы, в соответствии с которыми суд отвергает те или иные доказательства; 4) нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, а также обоснования по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи. В мотивировочной части решения суда могут содержаться ссылки на решения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденные Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики и законности.
Если настоящим Кодексом не предусмотрено иное, резолютивная часть решения суда должна содержать: 1) выводы суда об удовлетворении административного иска полностью или в части либо об отказе в удовлетворении административного иска; 2) выводы суда по вопросам, разрешенным судом исходя из обстоятельств административного дела, в том числе указание на порядок и срок исполнения решения суда, на немедленное исполнение решения суда, если оно обращено судом к немедленному исполнению, на дальнейшую судьбу вещественных доказательств, если этот вопрос не был разрешен до принятия решения суда, на сохранение или отмену действия примененных мер предварительной защиты по административному иску, на удовлетворение гражданского иска полностью или в части либо на отказ в его удовлетворении; 3) иные сведения, подлежащие указанию в соответствии с настоящим Кодексом при разрешении административных дел определенной категории; 4) указание на распределение судебных расходов; 5) порядок и срок обжалования решения суда.
В силу ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В соответствии с положениями ст. 60 и ч. 1 ст. 61 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела. Доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
В силу положений, закрепленных в ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Так, действующее законодательство не закрепляет за судом обязанности давать правовую оценку представленным в материалы дела письмам УФНС России по Самарской области, ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары, Министерства имущественных и земельных отношений Самарской области и иным документами.
Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судами доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости. Судебное постановление содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, которые являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Суд первой инстанций правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенный им судебный акт соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем, основания для его отмены отсутствуют.
Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Судебная коллегия приходит к выводу, что судом постановлено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Самары от 12 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кривозубовой А.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: