89RS0004-01-2023-004298-12
№ 2-3603/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Новый Уренгой 13 декабря 2023 года
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе
Председательствующего судьи Литвинова В.Е.,
при секретаре Альмембетовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к МБОУ «Средняя школа № 7» о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства,
с участием прокурора Матяшовой Е.В., представителя третьего лица МКУ «Управление муниципального хозяйства» Сергеевой А.Г., представители ответчика, третьих лиц - ТОНД по МО г.Новый Уренгой УНД ГУ МЧС России по ЯНАО, департамента образования администрации г.Новый Уренгой в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом,
у с т а н о в и л:
Прокурор города Новый Уренгой обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с иском (с учетом уточнений) о возложении на ответчика обязанности устранить нарушения требований федерального законодательства о пожарной безопасности в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор Матяшова Е.В. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске.
Представитель третьего лица МКУ «Управление муниципального хозяйства» Сергеева А.Г. указала, что нарушения будут устранены в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с заключенным муниципальным контрактом. Поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Представители ответчика, третьих лиц - ТОНД по МО г.Новый Уренгой УНД ГУ МЧС России по ЯНАО, департамента образования администрации г.Новый Уренгой в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений п. 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – ФЗ № 35) одним из принципов, на котором основывается противодействие терроризму в Российской Федерации, является принцип приоритета мер его предотвращения.
Под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма) (статья 3 ФЗ № 35).
Согласно п.п. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ) целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе, осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ одним из приоритетных и основных принципов государственной политики в интересах детей является защита прав детей; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Аналогичные требования указаны в пп. 3 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
В соответствии с пп. 2 п. 6, п. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пп. 8, 9 п. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В соответствии со ст. 2 Закона № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности.
В силу ст. 37 Закона № 69-ФЗ руководители организаций, в числе прочего, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно ст. ст. 4, 6, 52 Закона № 123-ФЗ защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара обеспечиваются с помощью применения объемно-планировочных решений и средств, способствующих ограничению распространения пожара за пределы очага, устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В силу ст. 16 Закона № 69-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся разработка утверждаемого Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего противопожарный режим.
В соответствии со ст. 16 Закона № 69-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила), содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В ходе проведенной прокуратурой проверки образовательного учреждения установлено следующее:
- в нарушение п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, система противопожарной защиты не обеспечивает автоматическую разблокировку и (или) открывание ворот, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники;
- в нарушение ст. 6, ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты (системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) выполнены с применением не пожаростойких проводов;
- в нарушение ст. 4, 6, 58, 87 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 1.8, табл. 1 СНиП 2.01.02-85*; п. 10.1 МДС 21-1.98 не произведена обработка огнезащитным составом металлических конструкций лестничной клетки, расположенной в помещении «башни», ведущей к эвакуационному выходу;
- в нарушение п. 95 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 не обеспечена обработка огнезащитным составом штор, расположенных на сцене актового зала, с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Указанные нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности и правил противопожарной безопасности при возможном возникновении чрезвычайных ситуаций создают опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба и наступления иных тяжких последствий.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом внеплановой выездной проверки [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ, протоколам осмотра от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах требования прокурора об устранении нарушений действующего законодательства являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «Управление муниципального хозяйства» и ООО «Ямалремстрой» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации и капитальному ремонту объекта: МБОУ «СШ № 7», в ходе выполнения которого планируется проведение работ по устранению нарушений пожарной безопасности. Срок выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ.
В то же время, положения ст. 204 ГПК РФ предоставляют суду право выбрать способ достижения конечной цели процесса по конкретному спору.
Учитывая обстоятельства дела, количество выявленных нарушений, уровень сложности выполнения работ по их устранению, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда, испрашиваемый прокурором - до ДД.ММ.ГГГГ, полагая его достаточным и разумным для исполнения решения.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» устранить нарушения требований федерального законодательства на объекте, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: обеспечить систему противопожарной защиты автоматической разблокировкой и (или) открыванием ворот, установленных на проездах и подъездах, а также нахождением их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники; обеспечить оснащение кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты (системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) с применением пожаростойких проводов; провести обработку огнезащитным составом металлических конструкций лестничной клетки, расположенной в помещении «башни», ведущей к эвакуационному выходу; провести обработку огнезащитным составом штор, расположенных на сцене актового зала, с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Установить срок исполнения решения суда - до 01 сентября 2025 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Новоуренгойский городской суд.
Судья В.Е. Литвинов
СПРАВКА:
Мотивированное решение составлено 20 декабря 2023 года.
Судья В.Е. Литвинов