Дело № 2-359/2023 УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 ноября 2023 года город Кириллов
Кирилловский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующий судья Макарова В.А.,
при секретаре Николаевой О.В.,
с участием представителя истца Морозовой Н.Е., Лысачева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации сельского поселения Алешинское Кирилловского муниципального района к судебному приставу- исполнителю ОСП по Кирилловскому и Вашкинскому районам Горевой П.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация сельского поселения Алешинское Кирилловского муниципального района обратилась в суд с исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по Кирилловскому и Вашкинскому районам Горевой П.А., в котором просит освободить её от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, установленных постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указано, что в ОСП по Кирилловскому и Вашкинскому районам в отношении него было возбуждено исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ по делу №2-281/2020 об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований противопожарной безопасности, имеющиеся на территории муниципального образования, оборудовать источники наружного противопожарного водоснабжения <адрес>.
Судебным приставом-исполнителем ОСП по Кирилловскому и Вашкинскому районам ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения решения суда. Администрация сельского поселения не отказывается от исполнения решения, оно исполнено в части, остаются не выполненными следующие работы:
- в <адрес> обустроить водоем по <адрес> невозможно по причине текучести грунта (песок-плаун) (требуется приобретение емкости); не обустроен источник водоснабжения по <адрес> (выполнение работ запланировано на ДД.ММ.ГГГГ).
- в <адрес> не обустроен источник наружного противопожарного водоснабжения в районе домов № (работы перенесены на ДД.ММ.ГГГГ).
- в д. Васькино не обустроен источник наружного противопожарного водоснабжения в районе домов <адрес>; домов с <адрес> <адрес> (требуется приобретение емкости).
- в <адрес> не оборудован источник наружного противопожарного водоснабжения по <адрес> от <адрес> до <адрес> по четной стороне, от <адрес> до <адрес> по не четной стороне (в октябре текущего года будет повторно подана заявка на проведение работ в рамках проекта Губернатора «Народный бюджет»; не обустроен пожарный водоем <адрес> (работы перенесены на ДД.ММ.ГГГГ).
Все перечисленные работы не исполнены вследствие отсутствия денежных средств в бюджете. На ДД.ММ.ГГГГ в бюджете сельского поселения размер средств на пожарную безопасность составил 372 000,000 рублей. Во втором полугодии проведены работы по обустройству пожарных водоемов и обустройству пирса на сумму 254000,00 рублей, оставшиеся средства израсходованы на приобретение заборного рукава для мотопомпы и на проведение работ по планировке пирса у водоема. В связи с отсутствием финансирования часть работ по исполнению решения суда не исполнена.
Просит учесть, то обстоятельство, что со стороны администрации поселения предпринимаются все меры для исполнения решения суда. За истекший период ДД.ММ.ГГГГ увеличено финансирование на его исполнение с 72000 рублей до 370000,00 рублей.
В судебном заседании представитель истца – администрации сельского поселения Алешинское Кирилловского муниципального района Морозова Н.Е., Лысачев А.В. на удовлетворении заявленных требований настаивали, дополнительно пояснили, что администрация поселения по объективным причинам (при отсутствии финансирования) не имеет возможности в полном объеме исполнить решение суда, при этом администрацией предприняты все меры для надлежащего исполнения обязательств. Кроме того, при выполнении обустройства четырех пожарных водоемов в <адрес>, а также пожарных водоемов в <адрес> обнаружилась текучесть грунта, в связи с чем возникла необходимость в приобретении емкостей для водоема. Стоимость одной емкости составила около 1 млн. рублей.
Судебный пристав-исполнитель Горева П.А. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие, в представленном отзыве на исковое заявление считает спорное постановление законным и обоснованным, вопрос об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора оставила на усмотрение суда.
Проверив материалы дела, заслушав доводы представителей истца, суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Исходя из части 6 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства; причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Таким образом, необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником обязанности, к исполнению которой должник может быть понужден, если не исполнил ее добровольно в установленный судебным приставом-исполнителем или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.
В силу части 3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника - организации - пятидесяти тысяч рублей.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ в ОСП по Кирилловскому и Вашкинскому районам в отношении администрации сельского поселения Алешинское Кирилловского муниципального района было возбуждено исполнительное производство №-ИП об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> произвести следующие работы: источник наружного противопожарного водоснабжения (подъезд к Северо-Двинскому каналу с <адрес>, близ <адрес> оборудовать подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года; источник наружного противопожарного водоснабжения (подъезд к «старому» каналу с <адрес> близ домов № и №) оборудовать подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года; оборудовать источники наружного противопожарного водоснабжения по <адрес> переулка в сторону <адрес> (от <адрес>. В <адрес> произвести следующие работы: источник наружного противопожарного водоснабжения (пруд у котельной) оборудовать подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года. Источник наружного противопожарного водоснабжения (пруд у дороги близ <адрес>) оборудовать подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года; очистить его от растительности у берегов; предусмотреть источники наружного противопожарного водоснабжения в районе домов №. В <адрес> <адрес> произвести следующие работы: единственный источник наружного противопожарного водоснабжения (пруд вблизи <адрес>) оборудовать подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года; предусмотреть источники наружного противопожарного водоснабжения в районе домов <адрес> произвести следующие работы: единственный источник наружного противопожарного водоснабжения (пруд вблизи <адрес>) оборудовать подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года; предусмотреть источники наружного противопожарного водоснабжения в районе домов <адрес>; домов с <адрес>. В <адрес> произвести следующие работы: источник наружного противопожарного водоснабжения (подъезд к <адрес> с <адрес>) оборудовать подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года; источник наружного противопожарного водоснабжения (подъезд к <адрес> у моста) оборудовать подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года; предусмотреть источники наружного противопожарного водоснабжения в районе улиц Набережной от <адрес> до <адрес> по четной стороне, от <адрес> до <адрес> по не четной стороне; домов <адрес>. Для исполнения решения суда должнику неоднократно предоставлялись отсрочки исполнения решения.
Требование исполнительного документа должником не исполнено.
В связи с неисполнением исполнительного документа в добровольном порядке ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Горевой П.А. вынесено постановление о взыскании с администрации сельского поселения Алешинское Кирилловского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ установлен новый срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Как усматривается из заявленных требований, администрация не оспаривает постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, обратилась в суд с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора, возникшего в результате исполнения решения суда по гражданскому делу.
При вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель исходил из того, что решение суда не исполнено в течение добровольного срока для его исполнения.
Основанием для взыскания исполнительского сбора является одновременное наличие двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
При этом к таким уважительным причинам отнесены чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с пунктом 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств не только уменьшить размер исполнительского сбора, но и освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
При этом, положения пункта 7 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предоставляют суду наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Согласно пояснениям представителя истца, для выполнения решения суда необходимо дополнительное финансирование как для проведения оставшихся работ по обустройству пожарных водоемов, так и для приобретения емкостей в тех местах, где обустройство наружного пожарного водоема стало невозможным по независящим от администрации поселения причинам.
При вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора данные обстоятельства, которые, по мнению суда, являются уважительными, судебным приставом исполнителем учтены не были.
В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" указано, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.
Отсутствие признака противоправности в поведении должника, не исполнившего требование исполнительного документа, исключает возможность его привлечения к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в виде взыскания исполнительского сбора (п. 47 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации сельского поселения Алешинское Кирилловского муниципального района к судебному приставу-исполнителю ОСП по Кирилловскому и Вашкинскому районам Горевой П.А. об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить администрацию сельского поселения Алешинское Кирилловского муниципального района от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Кирилловскому району Горевой П.А. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 50000 рублей.
На настоящее решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Кирилловский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня получения решения суда в окончательной форме.
Судья: В.А.Макарова
Копия верна.
Судья В.А.Макарова