УИД: 16RS0012-01-2023-000202-24
Дело №2–248/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
село Верхний Услон 25 мая 2023 года
Республики Татарстан
Верхнеуслонский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Тюфтиной О.М.,
при секретаре судебного заседания Мардегалимовой А.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гусева А.В. к ООО "Альфа-М" о взыскании заработной платы, денежной компенсации морального вреда и судебных расходов,
у с т а н о в и л:
Гусев А.В. обратился в суд с исковым заявлением к ООО "Альфа-М" о взыскании пособия по временной нетрудоспособности, задолженности по заработной плате, денежной компенсации морального вреда и судебных расходов, в обосновании указав, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность в должности специалиста по предотвращению рисков магазина «Красное & Белое» ООО «АЛЬФА-М». Оформление работодателем истца в занимаемой должности происходило в нарушение процедуры норм Трудового кодекса - трудовой договор между ним и работодателем не был заключен с первого дня работы. В первый же рабочий день, с ведома и по поручению работодателя, он приступил к выполнению своих трудовых обязанностей, работодатель в свою очередь предоставил ему работу по обусловленной трудовой функции и обеспечил условия труда. Возложенные на него трудовые обязанности он исполнял в строгом соответствии с требованиями Трудового Кодекса РФ, должностной инструкцией и условиями, согласованными сторонами при приеме на работу. В период с ДД.ММ.ГГГГ он находился на больничном. О его состоянии здоровья работодатель был оповещен с первого дня его болезни. После закрытия листков нетрудоспособности он обратился к работодателю с просьбой их оплаты. При передаче листков нетрудоспособности за период с ДД.ММ.ГГГГ главным бухгалтером учреждения не были рассчитаны суммы пособия с последующим внесением в платежные ведомости, в результате чего денежные средства ему выплачены не были. ДД.ММ.ГГГГ им было принято решение расторгнуть заключенный трудовой договор, в связи с чем на имя руководителя ООО «АЛЬФА-М» им было представлено письменное заявление об увольнении по собственному желанию.
В нарушение действующего трудового законодательства при увольнении работодатель также не произвел выплату заработной платы за отработанное им время в размере 45 173 рубля. Данное решение работодатель ничем не мотивирует, уклоняется от ответа на вопросы о причинах невыплаты заработной платы и сроках погашения задолженности.
При неоднократных обращениях к работодателю, как посредствам телефонной связи, так и лично, с вопросом о сроках погашения всех причитающихся при увольнении выплат мотивированного ответа он не получил.
В случившемся прямо прослеживается грубое нарушение прав работника, что противоречит нормам Трудового кодекса РФ.
С действиями работодателя он категорически не согласен, считает их не законными, не обоснованными, ущемляющими его права и законные интересы.
В связи с чем просит взыскать с ответчика ООО «АЛЬФА-М» в его пользу сумму пособия по временной нетрудоспособности за период с ДД.ММ.ГГГГ, задолженность по заработной плате в размере 45 173 рубля, денежные средства в размере 10 000,00 рублей в счет компенсации морального вреда, денежные средства в размере 15 000,00 рублей в счет компенсации оплаченных юридических услуг.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части исковых требований Гусева А.В. к ООО "Альфа-М" о взыскании пособия по временной нетрудоспособности прекращено в связи с отказом представителя истца от исковых требований.
Представитель истца по доверенности Сафиуллин Р.И. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить, уточнив период взыскания заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика по доверенности Васильев А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 15 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее- ТК РФ) трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
В силу части 3 статьи 16 ТК РФ, трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Согласно статье 67 ТК РФ Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.
Согласно статье 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Согласно абзацу седьмому части 2 статьи 22 ТК РФ на работодателя возложена обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно части 1 статьи 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
В соответствии со статьей 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Из представленных суду документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Гусевым А.В. и ООО «Альфа-М» был заключен трудовой договор в должности специалиста по предотвращению потерь (л.д.65-67). Свою подпись в данном договоре истец не оспаривает.
Согласно п. 1.7. договора следует, что Работник приступает к работе с ДД.ММ.ГГГГ.
Из п. 4 договора следует, что работнику устанавливается тарифная ставка 40,00 рублей /час.
Из пояснений стороны истца установлено, что Гусев А.В. начал исполнять трудовые обязанности фактически с ДД.ММ.ГГГГ, при этом пописанная сторонами копия трудового договора ему выдана не была. С ДД.ММ.ГГГГ истец находился на больничном. После выхода с больничного истец к исполнению трудовых обязанностей не приступал. Место и время подписание истцом трудового договора не известно.
Из пояснений стороны ответчика следует, что истец был трудоустроен в ООО «Альфа-М» с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией трудового договора. Факт нахождения ответчика на больничном с ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не оспаривается. До настоящего времени истец значится трудоустроенным в организации, однако на рабочее место не является, что подтверждается табелем учета рабочего времени. Каких-либо заявлений от истца о расторжении трудового договора ответчику не поступало, истцом в адрес ответчика не направлялось., приказов о расторжении трудового договора не издавалось. С начала 2022 года в организации используются электронные трудовые книжки. При этом отметил, что приложенная к иску копия трудового договора истцу не выдавалась, оттиск печати на данной копии договора используется для оформления товарных накладных, а не для трудового договора.
В подтверждение своих доводов о начале трудоустройства с ДД.ММ.ГГГГ и в обоснование заявленных требований истец ссылается на представленные в материалы дела скриншоты переписки посредством мессенджера "WhatsApp" между ним и менеджером магазина «Юлией Олеговной», однако сторона ответчика оспаривала факт наличия в штатном расписании магазина должности менеджера, а также сотрудника с таким именем, доказательств обратного истцом не представлено. При этом сведения, содержащиеся в данной переписке, также не подтверждают факт нахождения истца на рабочем месте с ДД.ММ.ГГГГ и исполнения им трудовых обязанностей.
Также истцом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих наличие соглашения между истцом и ответчиком о начале трудоустройства с ДД.ММ.ГГГГ. При этом представленный истцом трудовой договор (л.д.44) не содержит дату, подписи сторон, размер оплаты труда, вследствие чего является недопустимым доказательством.
В ходе судебного разбирательства стороной истца каких-либо обоснований произведенного расчета взыскиваемых сумм заработной платы также не приведено. В отношении расчета подлежащей выплате заработной платы, содержащегося в исковом заявлении, представитель истца ничего пояснить не смог, в том числе об указанных в иске аббревиатурах МРМВО и ЛРМБО, сведениях об общем товарообороте и количестве часов всех сотрудников. Кроме того, истец использовал в своем расчете стоимость одного часа работы 167 рублей, тогда как в трудовом договоре речь идет о 40 рублях в час (л.д.66), исходя из которых ответчиком и был произведен окончательный расчет заработной платы.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу части 3 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Стороной истца в своих объяснениях было указано на то, что по месту работы имеются видеокамеры, записи с которых могут подтвердить фактическое начало работы истца. Однако в ходе судебного разбирательства представитель истца от истребования записей с видеокамер отказался.
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела, что фактически Гусев А.В. отработал в ООО «Альфа-М» лишь 1 день - ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается табелем учета рабочего времени, а также тем фактом, что трудовой договор между ООО «Альфа-М» и Гусевым А.В. был заключен лишь ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчиком произведен полный расчет с истцом за данный отработанный день, в соответствии с трудовым договором за вычетом НДФЛ, что подтверждается представленными суду расчётными листками, что стороной истца оспорено не было.
При этом в соответствии со ст. 22 и 191 ТК РФ выплата премий является правом, а не обязанностью работодателя. За период работы Гусеву А.В. работодатель принял решение выплатить премию в размере 658,64 рублей. Данная сумма за вычетом НДФЛ и была выплачена Гусеву А.В.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд находит их недостаточными для удовлетворения исковых требований Гусева А.В. к ООО «Альфа-М».
Иных доказательств того, что истец приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя с ДД.ММ.ГГГГ, суду не представлено.
При таких данных исковые требования Гусева А.В. о взыскании заработной платы, денежной компенсации морального вреда и судебных расходов подлежит отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гусева А.В. (паспорт № к ООО "Альфа-М" (ИНН №, ОГРН №) о взыскании заработной плате, денежной компенсации морального вреда и судебных расходов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан путем подачи апелляционной жалобы в Верхнеуслонский районный суд Республики Татарстан.
Решение в окончательной форме изготовлено 1 июня 2023 года.
Председательствующий: О.М. Тюфтина