№2-248/2023
УИД 10RS0008-01-2023-000262-12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2023 года г.Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Свинкиной М.Л.,
при секретаре Кудашкиной К.Н.,
с участием представителя истца Дерибина О.В. по доверенности Пронина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дерибина Олега Владимировича к Администрации Повенецкого городского поселения о признании права собственности на объект недвижимости,
у с т а н о в и л :
Дерибин О.В. обратился в суд по тем основаниям, что в 2003 году в с.Сосновка на земельном участке, отведенном ему постановлением Повенецкого территориального управления Медвежьегорского района от 28.05.2022 №23а, построил объект капитального строительства - лодочный гараж, открыто, добросовестно и непрерывно пользовался им более 20 лет, однако не может оформить свои права на него ввиду того, что земельный участок под гаражом не сформирован, государственный кадастровый учет не прошел, права истца на него не зарегистрированы. Ссылаясь на положения статей 12, 218, 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, просил суд признать за ним право собственности с последующей постановкой на кадастровый учет на объект недвижимости – лодочный гараж, общей площадью 74,5 кв.м., расположенный в кадастровом квартале №, по адресу Медвежьегорский район, с.Сосновка, в порядке приобретательной давности.
С учетом характера спорного правоотношения судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Невско-Ладожское бассейновое управление.
В судебное заседание истец ФИО2 не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в деле участвует его представитель по доверенности Пронин А.В., который поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить. Изменил предмет иска, окончательно просил признать право Дерибина О.В. на спорный лодочный гараж в порядке статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации как на созданную истцом для себя новую вещь. Дополнительно пояснил, что лодочный гараж имеет ленточный фундамент, согласно информации, предоставленной кадастровым инженером Елисеевым И.А., изготовившим технический план на лодочный гараж, находится на расстоянии 2-3 метра от уреза воды, за все время эксплуатации лодочного гаража претензий со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к Дерибину О.В. не было.
Изменение предмета иска судом принято.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации Повенецкого городского поселения не явился, о времени и месте судебного разбирательства ответчик извещен надлежащим образом.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Филиал ППК «Роскадастр», Управление Росреестра по Республике Карелия, Невско-Ладожское бассейновое управление, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании не направили.
С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается при имеющейся явке.
Выслушав представителя истца, приняв во внимание показания свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219).
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014, при рассмотрении споров о признании права собственности на самовольную постройку необходимо учитывать, что действующее законодательство разграничивает основания возникновения права собственности в силу приобретательной давности (статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации) и в связи с осуществлением самовольного строительства (статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Приобретательная давность не может распространяться на случаи, когда в качестве объекта владения и пользования выступает самовольно возведенное строение, в том числе расположенное на неправомерно занимаемом земельном участке, поскольку в подобной ситуации отсутствует такое необходимое условие, как добросовестность застройщика, так как, осуществляя самовольное строительство, лицо должно было осознавать отсутствие у него оснований для возникновения права собственности. Тогда как лишь совокупность всех перечисленных в статье 234 Гражданского кодекса Российской Федерации условий (добросовестность, открытость и непрерывность владения как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет) является основанием для приобретения права собственности на это имущество в силу приобретательной давности.
Как установлено судом, в 2003 году Дерибин О.В. своими силами и за свой счет возвел в с.Сосновка Медвежьегорского района в кадастровом квартале № на расстоянии не более трех метров от уреза воды оз.Онежское капитальное строение - лодочный гараж общей площадью 74,5 кв.м.
Основанием для возведения лодочного гаража в вышеуказанном месте явилось постановление Повенецкого территориального управления Медвежьегорского района от 28.05.2002 №23а «О выделении земельного участка под строительство гаража», согласно которому Дерибину О.В. выделен земельный участок площадью 81 кв.м. под строительство лодочного гаража.
Постановление Повенецкого территориального управления Медвежьегорского района от 28.05.2002 №23а «О выделении земельного участка под строительство гаража» указания о месте расположения выделяемого Дерибину О.В. земельного участка, а также о виде права, на котором он предоставлен, не содержит.
Место возведения лодочного гаража на брегу оз.Онежское фактически определено Дерибиным О.В. по своему усмотрению.
Указанное подтверждается представителем истца, а также свидетелями Д.А.А. и Т.С.А. показания которых являются последовательными и непротиворечивыми, оснований не доверять им или ставить их под сомнение у суда не имеется, они согласуются между собой и материалами дела.
Данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче Дерибину О.В., в вышеуказанном постановлении отсутствуют.
В силу пункта 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Земельный участок, на котором Дерибиным О.В. был возведен лодочный гараж, не сформирован, на кадастровый учет не поставлен, следовательно, земельный участок площадью 81 кв.м., на котором расположен лодочный гараж, как объект земельных отношений отсутствует.
Статьей 27 Земельного кодекса установлены случаи ограничения оборотоспособности земельных участков. Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон. Аналогичная норма содержится в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Таким образом, земельный участок, на котором расположен лодочный гараж, не мог быть предоставлен Дерибину О.В. в собственность.
Оснований полагать, что земельный участок, занятый лодочным гаражом, предоставлен Дерибину О.В. в аренду у суда также не имеется, поскольку в отсутствие данных, позволяющих определенно установить земельный участок, в силу пункта 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации условие об объекте аренды не может считаться согласованным, а договор аренды - заключенным.
Следовательно, правовых оснований для использования Дерибиным О.В. земельного участка площадью 81 кв.м., в том числе посредством размещения на нем лодочного гаража, не имеется.
Ввиду отсутствия у истца какой-либо разрешительной документации на возведение спорной постройки на конкретном земельном участке, а также подтверждения правомерности использования занятого Дерибиным О.В. земельного участка для её строительства, спорная постройка (лодочный гараж) является самовольной.
Поскольку в силу указанных выше норм Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности, а приобретательная давность не может распространяться на случаи, когда в качестве объекта владения и пользования выступает самовольно возведенное строение, в отсутствие доказательств, подтверждающих предоставление земельного участка в установленном законом порядке для этих целей, оснований для признания за истцом права собственности на спорную хозяйственную постройку суд не усматривает.
Более того, согласно части 1 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 2 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации).
Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров (часть 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации).
В силу части 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств.
Понятие водных объектов общего пользования было предусмотрено и ранее, а именно Водным кодексом Российской Федерации от 16.11.1995 №167-ФЗ, который предусматривал существование полосы суши шириной не более 20 метров вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник) для общего пользования, которой был вправе пользоваться каждый (без использования транспорта) для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств.
Лодочный гараж возведен Дерибиным О.В. в пределах береговой полосы оз.Онежское в непосредственной близости от уреза воды, что нарушает предусмотренные частью 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц на пребывание и передвижение по береговой полосе оз.Онежское и пользование водным объектом.
Отсутствие претензий к Дерибину О.В. со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления в связи со строительством и эксплуатацией лодочного гаража, открытость и непрерывность пользования им основанием для удовлетворения иска являться не может.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные требования на законе не основаны и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Л. Свинкина
Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2023 года