79RS0002-01-2022-006426-79
Дело № 2-3446/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 декабря 2022 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Бобровой И.А. с участием:
представителя истица Бажан С.В.,
представителя ответчиков Виноградовой И.В.,
при секретаре Завьяловой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Онишко Сергея Витальевича к Департаменту социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области об обязании включить в список, правительству Еврейской автономной области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Онишко С.В. обратился в суд с иском к ДСЗН правительства ЕАО, правительству ЕАО об обязании включить в список, правительству Еврейской автономной области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Свои требования мотивировал тем, что он относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на меры государственной поддержки указанные в Федеральном Законе № 159-ФЗ от 21.12.1996г.
Приказом № № от 05.05.2011 Управления по опеке и попечительству ЕАО он был определен под надзор в областное государственное образовательное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как оставшийся без попечения.
Этим же приказом за ним закреплялось право пользования жилым помещением по адресу: ул. <адрес> г. Биробиджан. После признания данного многоквартирного дома аварийным и его последующем расселении он был включен в договор социального найма жилого помещения № № от 27.12.2019, как член семьи нанимателя, в жилое помещение по ул. <адрес> г. Биробиджан. Нанимателем жилого помещения является, лишенная в отношении него родительских прав, его мать - ФИО10.
Данное жилое помещение имеет площадь 46,6 кв.м. Здесь же зарегистрированы и проживают, помимо него и нанимателя: ФИО11, ФИО12, итого 4 человека. Соответственно на каждого проживающего приходиться 11,65 кв.м., что является менее учетной нормы.
Департаментом социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области ему отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, в связи с тем, что он достиг возраста 23 лет.
Данное решение считает незаконным, так как при закреплении за ним вышеуказанного жилого помещения не учитывалось количество проживающих в нем лиц, а так же то, что там проживает лишенная в отношении него родительских прав ФИО13.
Учитывая изложенное, просил суд обязать ДСЗН правительства ЕАО включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Обязать правительство Еврейской автономной области предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам в черте муниципального образования «город Биробиджан» Еврейской автономной области.
В судебное заседание истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, от него в суд поступило заявление о рассмотрении дела без его участия.
Представитель истца Бажан С.В. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков Виноградова И.В. с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что истец достиг возраста 23 лет, в связи с чем он не может быть в настоящее время включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, кроме того, площадь предоставленного житного помещения по договору социального найма матери истца и ему как члену семьи, даже с учетом иных лиц зарегистрированных в жилом помещении превышает установленную норму. В связи с чем, в удовлетворении иска просила отказать к обоим ответчикам.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно преамбуле Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 25.11.2013) им определяются общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 1 указанного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст. 8 указанного Федерального закона Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона ЕАО от 28.03.2014 N 488-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Еврейской автономной области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях в порядке, установленном настоящим законом, признается невозможным, однократно предоставляются за счет средств областного бюджета благоустроенные жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда (далее - жилые помещения) по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - договор найма) на территории области в порядке, установленном настоящим законом, если местом жительства указанных в настоящей статье лиц является область. Договор найма заключается сроком на 5 лет.В соответствии с ч. 5 вышеуказанной статьи Орган опеки и попечительства формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 12 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи (далее - список). Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Согласно ч. 6 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
В соответствии с ч. 8 вышеуказанной статьи проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Факт невозможности проживания лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, в жилых помещениях по основаниям, указанным в абзаце первом настоящей части (далее - факт невозможности проживания), устанавливается органом опеки и попечительства после получения заявления в письменной форме данных лиц или их законных представителей об установлении факта невозможности проживания на основании документов, подтверждающих наличие обстоятельств, указанных в абзаце первом настоящей части, и акта обследования жилищно-бытовых условий. Перечень необходимых документов по каждому основанию, порядок их представления и форма акта обследования жилищно-бытовых условий устанавливаются правительством области.
Решение об установлении факта невозможности проживания принимается в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления, о чем заявитель письменно уведомляется не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения.
В соответствии с п. 1.1 решения городской Думы муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО от 31.03.2005 N 195 (ред. от 24.02.2011) «Об установлении учетной нормы жилой площади и нормы предоставления гражданам жилой площади в муниципальном жилищном фонде муниципального образования "Город Биробиджан» Еврейской автономной области» в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена учетная норма общей площади жилого помещения в размере 11 кв. метров на одного члена семьи.
Согласно решению Биробиджанского городского суда ЕАО от 14.04.2011г. ФИО14. лишена родительских прав в отношении Онишко С.В.
Приказом Управления по опеке и попечительству ЕАО № № от 05.05.2011г. Онишко С.В. определен под надзор в образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
За ним закреплено право пользования жилым помещением по адресу: ЕАО, г. Биробиджан, <адрес>
Согласно договору социального найма жилого помещения № № от 27.12.2019г. мэрией города МО «Город Биробиджан» ФИО16 предоставлено благоустроенное жилое помещение по адресу: ЕАО, г. Биробиджан, <адрес>. Согласно п. 3 указанного договора в жилое помещение совместно с нанимателем вселяются: Онишко С.В. –сын, ФИО17. –сын.
Согласно дополнительному соглашению № № от 31.03.2022г. в п. 3 вышеуказанного договора внесены изменения, указано, что вместе с нанимателем в качестве члена семьи в вышеуказанное жилое помещение вселяется ФИО18 –брат.
Онишко С.В. другого жилого помещения в собственности не имеет, что подтверждается сведениями из ОГБУ «Облкадастр», от 21.11.2022г., а также выпиской из ЕРПНИ от 21.11.2022г.
Вместе с тем, истцом не представлено суду достоверных доказательств того, что проживание с его матерью, лишенной в отношении него родительских прав является невозможным. Само по себе обстоятельство проживания с родителями лишенными родительских прав в совершеннолетнем возрасте без учета положений ч. 8 ст. 6 Закона ЕАО от 28.03.2014 N 488-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Еврейской автономной области» не является безусловным основанием для включения таких лиц в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений и как следствие обязанности правительства ЕАО обеспечения указанных лиц благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, доказательств того, что будучи в совершеннолетнем возрасте, то есть с 18 лет и до достижения возраста 23 лет, у истца имелись обстоятельства, объективно препятствующие обратиться в ДСЗ правительства ЕАО о включении его в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, последним суду не представлено.
Общая площадь жилого помещения по адресу: г. Биробиджан, ул. <адрес> составляет 46, 6 кв. м. что составляет более чем 11 кв. м на одного человека. Кроме того, ФИО19. был вселен в жилое помещение 31.03.2022г., то есть уже в тот период, когда истец был совершеннолетним.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца при указных выше обстоятельствах, суд не усматривает, в связи с чем в удовлетворении заявленных исковых требований считает необходимым отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, -
РЕШИЛ:
Исковые требования Онишко Сергея Витальевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, паспорт № к Департаменту социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области ОГРН 1027900511726 ИНН 7901008992 о включении в список, правительству Еврейской автономной области ОГРН 1027900512606 ИНН 7900001056 о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.А. Боброва
Мотивированное решение изготовлено 27.12.2022г.