Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-209/2023 ~ М-204/2023 от 12.05.2023

Дело № 2-209/2023

УИД: 11RS0014-01-2023-000270-33

    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 августа 2023 года                     с. Корткерос

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Федотовой М.В., при секретаре Ларуковой Е.И., с участием прокурора Филипповой Е.Г., представителя ООО «Корткеросская управляющая компания» Залюбовской А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Корткеросская управляющая компания» о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ООО «Корткеросская управляющая компания» (далее ООО «КУК») о возложении обязанности в срок до 01.10.2023 осуществить для многоквартирных домов, расположенных в с. Корткерос по следующим адресам: <адрес>, следующие действия:

- организовать для потребителей ртутьсодержащих ламп являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в указанных многоквартирных домах, места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в местах, являющихся общим имуществом собственников указанных многоквартирных домов;

- организовать сбор от потребителей, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в указанных многоквартирных домах, отработанных ртутьсодержащих ламп операторами по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами из мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп. В обоснование указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено нарушение законодательства об отходах производства и потребления в части накопления отходов от осветительных устройств и электрических ламп, вследствие чего создается угроза бесконтрольного накапливания ртутьсодержащих отходов в общих контейнерах для сбора твердых бытовых отходов, что, в свою очередь, может повлечь причинение вреда неопределенному кругу лиц.

В судебном заседании прокурор Филиппова Е.Г. исковые требования поддержала.

Представители ответчика ООО «КУК» Залюбовская А.Е., а ранее Старцева С.В. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просили отказать, поддержали доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Суду пояснили, что в помещении управляющей компании имеется место сбора ртутьсодержащих ламп, о местонахождении данного места управляющая компания извещала жильцов посредством размещения соответствующего объявления в подъездах многоквартирных домов. В случае размещения места накопления ртутьсодержащих ламп на межэтажных клетках это будет противоречить правилам противопожарной безопасности, в подъездах многоквартирных домов отдельные помещения отсутствуют. Территория, на которых размещены контейнерные площадки, расположенные возле домов, не относится к придомовой территории. Полагали, что у общества отсутствует возможность установить соответствующие контейнеры как внутри многоквартирных домов, так и снаружи. Считают, что обязанность по совершению указанных в иске действий необходимо возложить на администрацию муниципального района. Кроме того, отметили, что общество не сможет обеспечить контроль над данными объектами, поскольку объект повышенной опасности должен исключать бесконтрольный доступ к этим местам.

Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав прокурора, представителей ответчика, оценив в совокупности представленные доказательства, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно ч. 1 ст. 39 Закона № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В силу чч. 1, 3 ст. 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Положениями ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены классы опасности отходов, согласно которым отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства имеют код 4 71 101 01 52 1. Принимая во внимание, что одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, определенный п. 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, соответственно указанный вид отходов относится к I классу опасности, а именно к чрезвычайно опасным отходам.

Ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком дом.

При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

В соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее Правила № 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Из пп. «д(1) п. 11 Правил № 491 следует, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя, помимо прочего, организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности. В силу п. 12 Правил № 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпунктах "д(1)" и "л" п. 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

В соответствии с п. 26(2) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, организация накопления отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов входит в минимальный перечень работ по содержанию общего имущества.

Установлено, что на основании заключенных договоров в управлении ООО «КУК» находятся многоквартирные дома, расположенные в с. Корткерос по следующим адресам: <адрес>.

В ходе проведенной Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой проверки установлено, что места для накопления отходов от осветительных устройств и электрических ламп в обслуживаемых ответчиком многоквартирных домах не организованы, и соответственно, не организован сбор таких ламп операторами по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами из мест их накопления

31.01.2023 Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой в адрес ООО «КУК» внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, которое ответчиком не исполнено.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском.

В ходе рассмотрения иска указанные обстоятельства ответчиком в ходе судебного разбирательства не опровергнуты, доказательства обратного не представлены.

Доводы ответчика о том, что не может быть возложена обязанность по созданию мест для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в каждом многоквартирном доме, а также, что обязанность по совершению указанных в иске действий следует возложить на органы местного самоуправления, не основаны на обстоятельствах дела и законе.

В силу пп. 4, 6, 7, 11 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314 (далее – Правила № 2314), места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяются указанными лицами или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления многоквартирным домом или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, которые организуют такие места накопления в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов, в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", и уведомляют о таких местах накопления оператора на основании договора об обращении с отходами. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют операторы в местах накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, информация о которых должна быть отражена в территориальной схеме обращения с отходами субъекта Российской Федерации.

При этом, согласно п. 2 Правил №2314 оператором по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами является юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению отработанных ртутьсодержащих ламп на основании полученной в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности;

В силу п. 5 Правил № 2314 органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления.

Вместе с тем управляющей организацией не представлено допустимых доказательств невозможности организации мест накопления на территории многоквартирных домов. Приведенные доводы ответчика основаны на предположениях. Из представленных в материалы дела документов следует, что все многоквартирные дома имеют лестничные клетки, тамбуры, придомовые земельные участки. При этом, отсутствие кадастрового учета в отношении придомовых территорий не влечет невозможность их использования в целях осуществления деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами.

Не являются обоснованными и доводы ответчика о нарушении при размещении мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на лестничных клетках правил противопожарной безопасности, из информации ОНДПР Корткеросского района ГУ МЧС России по Республике Коми от 24.07.2023 данное обстоятельство не следует. Согласно п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, на объектах защиты запрещается: хранить и применять на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, отходы любых классов опасности и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы; использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.

Между тем, место накопления отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями ртутьсодержащих ламп в целях последующей их передачи оператору для транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, хранения не идентично понятию "хранение отходов".

На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.

При этом, суд полагает необходимым уточнить формулировку в резолютивной части решения в соответствии с приведенными положениями Правил № 491, возложив на ответчика обязанность организовать для потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в указанных многоквартирных домах: места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в местах, являющихся общим имуществом собственников указанных многоквартирных домов и передачу отработанных ртутьсодержащих ламп из мест накопления операторам по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает, что испрашиваемый в иске срок устранения нарушения (до 01.10.2023) является не достаточным и, с учетом установленных ГПК РФ сроков вступления решения в законную силу, права на его обжалование, а также с учетом объема необходимых действий, и считает возможным определить срок исполнения решения в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу. В связи с чем иск подлежит удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

заявление удовлетворить частично.

Обязать ООО «Корткеросская управляющая компания» в течение трех месяцев с момента вступления в силу настоящего решения для многоквартирных домов, расположенных в с. Корткерос по адресам: <адрес>, для потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в указанных многоквартирных домах:

- организовать места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в местах, являющихся общим имуществом собственников указанных многоквартирных домов,

- организовать передачу отработанных ртутьсодержащих ламп из мест накопления операторам по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Корткеросский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                 М.В. Федотова

В окончательной форме решение изготовлено 11.08.2023.

2-209/2023 ~ М-204/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сыктывкарская природоохранная межрайонная прокуратура
Ответчики
ООО "Корткеросская управляющая компания"
Другие
Администрация МР "Корткеросский"
Суд
Корткеросский районный суд Республики Коми
Судья
Федотова Марина Владимировна
Дело на странице суда
kortsud--komi.sudrf.ru
12.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2023Передача материалов судье
17.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.07.2023Предварительное судебное заседание
09.08.2023Судебное заседание
11.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2023Дело оформлено
06.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее