Дело №
УИД: 91RS0№-41
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2023 года <адрес>
Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Камыниной В.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем – ФИО3,
с участием представителя истца – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по ФИО1 <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Республики Крым «Служба автомобильных работ Республики Крым» о признании незаконным бездействий, возложении обязанности совершить определенные действия, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – ОГИБДД ОМВД России по ФИО2 <адрес> Республики Крым, Министерства транспорта Республики Крым, –
у с т а н о в и л:
ФИО1 <адрес> Республики Крым обратился в суд с ФИО1 в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Республики Крым «Служба автомобильных работ Республики Крым» (далее- ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым», ответчик):
- о признании незаконными бездействий ответчика при содержании автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения «Таврида-Ударное» 35 ОП М3 35Н-125;
- возложении обязанности в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить тротуар с 0 км. + 000м по 5 км. + 000 м. автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения «Таврида-Ударное» 35 ОП М3 35Н-125 в границах населенного пункта <адрес> ФИО2 <адрес> Республики Крым (<адрес>) в соответствии с п.4.5.1 ФИО8 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой района по обращению ФИО5 проведена проверка исполнения ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и осуществления дорожной деятельности при содержании автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения. В ходе указанной проверки установлено, что в нарушение п.4.5.1 ФИО8 52766-2007 с 0 км. + 000 м. по 5 км. + 000 м. автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения «Таврида-Ударное» 35 ОП М3 35Н-125 в границах населенного пункта <адрес> ФИО2 <адрес> Республики Крым (<адрес>) отсутствует тротуар. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона в сфере дорожной деятельности. До настоящего времени указные в представлении нарушения не устранены, что послужило основанием для обращения с ФИО1 в суд.
Протокольным определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство транспорта Республики Крым.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика, представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены согласно ст. 113 ГПК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес суда поступили письменные возражения ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» на исковое заявление, в которых ответчик указывает, что прокуратурой района при внесении представления не учтено, что ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» не является производственным предприятием, свои уставные функции в осуществлении дорожной деятельности выполняет посредствам заключения Государственных контрактов на выполнение работ по ремонту и содержанию дорог на территории Республики Крым. Учреждение является бюджетной структурой и имеет возможность реализовывать свои непосредственные задачи только при условии проведения лимитов бюджетных ассигнований. Для приведения указной автомобильной дороги в соответствии с национальными стандартами между Учреждением и ГУП РК «Крымавтодор» заключен государственный контракт 257/23 от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог «Устранение повреждений покрытия тротуаров на автомобильных дорогах общего пользования». В перечень автомобильных дорог в рамках указанного контракта вошла и спорная дорога. Окончание работ по контракту декабрь 2023 года.
В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.2 ГПК РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
Согласно ст. 45 ГПК РФ ФИО1 вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано ФИО1 только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление ФИО1, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п.12 ст.3 Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российско Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под содержанием автомобильных дорог подразумевается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Все требования государственных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
ФИО8 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, утвержденный Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городских и сельских поселений, устанавливает общие требования к ним и правила их применения.
В соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № Служба автомобильных дорог РК осуществляет оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования Республики Крым отнесенных к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Крым.
Согласно п.2.2 Распоряжения Совета министров Республики Крым от 23.12. 2014 N1462-р «О создании Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» целью деятельности ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крыме является: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них; размещение заказов для обеспечения государственных нужд Республики Крым в сфере дорожной деятельности; обеспечение сохранности закрепленной сети автомобильных дорог; организация совершенствования и развития сети автомобильных дорог, повышение их технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния; обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам; обеспечение безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственным сооружениям на них, повышение их пропускной способности, благоустройства, экологической безопасности, безопасности дорожного движения; целевое и эффективное использование бюджетных средств, выделяемых для финансирования работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; участие в реализации государственной политики в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них.
По результатам изучения материалов дела установлено, что в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, автомобильная дорога общего пользования межмуниципального значения 35 ОП МЗ 35Н-125 «Таврида-Ударное» закреплена на праве оперативного управления за ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым».
В ходе проведения проверки по требованию прокуратуры должностными лицами ОГИБДД ОМВД России по ФИО2 <адрес> Республики Крым выявлено, что в нарушение п.4.5.1 ФИО8 52766-2007 с 0 км. + 000 м. по 5 км. + 000 м. автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения «Таврида-Ударное» 35 ОП М3 35Н-125 в границах населенного пункта <адрес> ФИО2 <адрес> Республики Крым (<адрес>) отсутствует тротуар.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» вынесено представление об устранении причин и условий, способствующих реализации угрозы безопасности дорожного движения.
В ходе рассмотрения дела по запросу суда ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по ФИО2 <адрес> капитаном полиции ФИО6 составлен протокол осмотра при проведении контрольного (надзорного) мероприятия при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что вышеуказанные нарушения ответчиком на момент рассмотрения дела не устранены.
Таким образом, доказательств устранения выявленных недостатков автомобильной дороги 35 ОП МЗ 35Н-125 «Таврида-Ударное», материалы дела не содержат, стороной ответчика такие доказательства в ходе рассмотрения дела представлены не были.
Статья 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность сторон предоставить доказательства, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела (статья 55 ГПК РФ).
Возражая против удовлетворения исковых требований, сторона ответчика ссылается на заключенный с ГУП РК «Крымавтодор» Государственный контракт содержания автомобильных дорог общего пользования Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог «Устранение повреждений покрытия тротуаров на автомобильных дорогах общего пользования», в перечень автомобильных дорог в рамках указанного контракта вошла и спорная дорога, окончание работ по контракту декабрь 2023 года.
Суд учитывает указанные доводы ответчика, однако они не могут быть приняты судом в качестве основания для отказа в удовлетворении ФИО1.
Так, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» и ГУП РК «Крымавтодор» заключен Государственный контракт № Содержание автомобильных дорог: «Устранение повреждений покрытия тротуаров на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Крым в 2023 году».
Согласно п.1.1 Контракта, Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по содержанию автомобильных дорог «Устранение повреждений покрытия тротуаров на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Крым в 2023 году», в соответствии с Техническим заданием и Сметой контракта, а заказчик берет на себя обязательства оплатить вышеуказанные работы, выполненные с надлежащим качеством в соответствии с условиями Контракта.
Согласно п.6 Перечня объектов по ремонту тротуаров (Приложение № к Контракту), автомобильная дорога 35 ОП МЗ 35Н-125 «Таврида-Ударное», включена в указный перечень.
В соответствии с п.5.2 указанного Контракта, сроки выполнения работ по содержанию автомобильный дороги указаны с даты заключения Контракта (ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, вышеуказанный контракт, на который ссылается ответчик, заключен после выявления нарушений.
Учитывая, что автомобильная дорога общего пользования межмуниципального значения 35 ОП МЗ 35Н-125 «Таврида-Ударное» в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, закреплена на праве оперативного управления за ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым», то непосредственно на ответчика возложена обязанность содержать указанный участок дороги лежит, что в данном случае сделано не было.
Иные доводы возражений ответчика суд находит несостоятельными.
Поскольку выявленные прокуратурой нарушения составляют угрозу не только безопасности дорожного движения на указанном участке дороги, но и жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе детей, а также принадлежащему им имуществу, в частности транспортным средствам, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и их удовлетворении.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Данное требование гражданского процессуального законодательства, направленно на исполнение решения суда, которое имеет значение для большого круга лиц.
Суд находит разумным и достаточным срок, указанный ФИО1, для совершения ответчиком действий по устранению выявленных нарушений.
В связи с удовлетворением ФИО1 с Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд,-
р е ш и л:
ФИО1 <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Республики Крым «Служба автомобильных работ Республики Крым» о признании незаконным бездействий, возложении обязанности совершить определенные действия, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – ОГИБДД ОМВД России по ФИО2 <адрес> Республики Крым, Министерства транспорта Республики Крым - удовлетворить.
Признать незаконными бездействия Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» при содержании автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения «Таврида-Ударное» 35 ОП М3 35Н-125.
Обязать Государственное казенное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить тротуар с 0 км. + 000м по 5 км. + 000 м. автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения «Таврида-Ударное» 35 ОП М3 35Н-125 в границах населенного пункта <адрес> ФИО2 <адрес> Республики Крым (<адрес>) в соответствии с п.4.5.1 ФИО8 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Взыскать с Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» в доход бюджета государственную пошлину в размере 6000,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья В. Ф. Камынина
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.