Судья: Морозова Л.Н. № 21-693/2020
РЕШЕНИЕ
г. Самара 9 апреля 2020 г.
Судья Самарского областного суда Самарина Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела социальных программ и контроля жилищного фонда управления по жилищным вопросам Департамента управления имуществом г.о. Самара Толмачевой С.Е. - представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности на решение Ленинского районного суда г.Самары от 24.01.2020 г., которым оставлено без изменения постановление начальника отдела МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по Самарской области № 63045/19/ 78271 от 07.11.2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Департамента управления имуществом г.о. Самара
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по Самарской области № 63045/19/78271 от 07.11.2019 г. Департамент управления имуществом г.о.Самара признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Решением Ленинского районного суда г.Самары от 24.01.2020 г. постановление должностного лица от 19.11.2019 г. оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Самарский областной суд, начальник отдела социальных программ и контроля жилищного фонда управления по жилищным вопросам Департамента управления имуществом г.о. Самара Толмачева С.Е. – представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности указывает, что в настоящее время в муниципальной собственности свободные жилые помещения социального использования, соответствующие решению суда и отвечающие требованиям законодательства РФ, отсутствуют, однако Департамент, действуя в рамках своей компетенции, добросовестно и в полном объеме проводит работу по подбору соответствующего жилого помещения, проводятся закупки, в ходе которых приобретаются квартиры, ведутся процедуры по оформлению приобретенных квартир в муниципальную собственность г.о. Самара, планируется дополнительное финансирование г.о. Самара для обеспечения судебных решений ; ссылается, что Департамент управления имуществом г.о.Самары не был извещен о дате, времени и месте вынесения постановления от 07.11.2019 г. о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ; просит решение районного суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований юридического лица.
Участники процесса о времени и месте судебного заседания извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие, предоставив заявления.
Проверив представленные материалы дела, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Федеральный закон N 118-ФЗ), Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Статьей 5 данного Федерального закона предусмотрено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В своей деятельности судебный пристав-исполнитель исходит из целей и задач исполнительного производства, которыми являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2).
Согласно статье 6 Федерального закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Частью 1 ст. 105 ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав - исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему данным законом (часть 2 статьи 105 Закона об исполнительном производстве).
В силу ст. 113 указанного Закона, в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст.17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП и ИОИП и розыску УФССП по Самарской области от 06.05.2019г, на основании исполнительного листа серии ФС № 025913725 от 29.04.2019 года, выданного Ленинским районным судом г.Самары в отношении должника – Департамента управления имуществом городского округа Самара, возбуждено исполнительное производство № 16424/19/63045-ИП, предмет исполнения - предоставление ФИО3 по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, и предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области вынесено постановление от 22.05.2019 о взыскании исполнительского сбора.
16.09.2019г. постановлением заместителя начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Департаменту управления имуществом г.о. Самара установлен новый срок для исполнения судебного решения – до 23.09.2019 г.
В связи с неисполнением указанного выше требования, 28.10.2019 г. в отношении Департамента управления имуществом г.о. Самара составлен об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, с последующим привлечением постановлением от 07.11.2019 г. к административной ответственности.
Факт совершения Департаментом управления имуществом г.о. Самара административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 28.10.2019г.; постановлением от 16.09.2019 г. о назначении Департаменту управления имуществом г.о. Самара нового срока исполнения требований исполнительного документа; постановлением о взыскании исполнительского сбора по исполнительному документу неимущественного характера и установлении нового срока исполнения до 23.09.2019 г.; постановлением о возбуждении исполнительского производства от 06.05.2019 г.; исполнительным листом по гражданскому делу, а также другими материалами дела.Приведенные выше доказательства согласуются между собой и с фактическими данными, являются достаточными, достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, обоснованно приняты судьей районного суда и положены в основу обжалуемого решения, которое мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
В соответствии со ст.22 Устава городского округа Самара Самарской области (в редакции решения Думы г.о. Самара от 17.11.2014 г.) в структуру органов местного самоуправления г.о. Самара входят: Дума г.о. Самара - представительный орган г.о. Самара; председатель Думы г.о. Самара - глава городского округа Самара, избираемый Думой городского округа Самара из своего состава; Администрация г.о. Самара – исполнительно-распорядительный орган г.о.Самара; Контрольно-счетная палата городского округа Самара - постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля; Департамент управления имуществом г.о.Самара и Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара.
В соответствии с Уставом г.о.Самара Самарской области органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией.
При разрешении вопроса о предоставлении жилья из средств бюджета Самарской области задействованы в пределах своей компетенции Администрация г.о.Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара.
Таким образом, органы государственной власти субъекта в пределах своей компетенции являются органами, контролирующими использование финансовых средств и материальных ресурсов, выделенных для исполнения указанной обязанности органов местного самоуправления.
Согласно ст.27 Устава г.о.Самара Самарской области Департамент управления имуществом г.о. Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
В силу ч. 4 ст. 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
Отсутствие достаточных финансовых средств, выделяемых из бюджета на приобретение жилья, не является основанием для освобождения органов местного самоуправления от исполнения возложенных на них государством обязанностей, поскольку действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению граждан, нуждающихся в их получении жилыми помещениями, и данная обязанность не ставиться в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.
Невыполнение требований действующего законодательства РФ не является основанием исключающим вину Департамента управления имуществом г.о.Самара в совершении инкриминируемого правонарушения.
Таким образом, в силу приведенных положений закона Департамент управления имуществом г.о.Самара, наделенный полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, нуждающихся в их получении, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, чем нарушило требования ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 г. 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", и совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
При исследовании вопроса о наличии вины Департамента управления имуществом г.о. Самара в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, установлено, что доказательства, свидетельствующие о том, что учреждение приняло все зависящие от него меры к исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, а также доказательства наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность исполнения юридическим лицом требований, содержащихся в исполнительном документе, либо свидетельствующие о том, что юридическое лицо осуществило все зависящие от него меры по недопущению нарушений, в материалах дела отсутствуют.
Судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица принято во внимание непринятие юридическим лицом своевременных, необходимых и достаточных мер по исполнению решения суда, а также требований судебного пристава-исполнителя в установленный срок и аргументирован вывод о том, что у юридического лица имелась возможность для выполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, но им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований ФЗ "Об исполнительном производстве".
Также судьей районного суда учтено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа не вызвано чрезвычайными препятствиями, находящимися вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в целях надлежащего исполнения.
Таким образом, наличие события и состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, подтверждены материалами дела об административном правонарушении, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено, в связи с чем Департамент управления имуществом г.о. Самара правомерно привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Действия Департамента управления имуществом г.о. Самара квалифицированы по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, регулирующего исполнительное производство.
Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Длительное неисполнение судебного решения противоречит интересам взыскателя и приводит к нарушению его права на эффективную судебную защиту и судопроизводство в разумные сроки, что с учетом социальной значимости защищаемых в судебном порядке прав лиц, которые относятся к наиболее уязвимому слою населения, является достаточным основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по соответствующей статье КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы о рассмотрении 07.11.2019 г. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, Департамент управления имуществом г.о. Самара извещен надлежащим образом, что подтверждается извещением о вызове на прием к судебному приставу-исполнителю, полученным юридическим лицом согласно входящего штампа 30.10.2019 г..
Однако, учитывая надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, на рассмотрение ДД.ММ.ГГГГ настоящего дела представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара не явился, распорядившись предоставленными правами по своему усмотрению, что свидетельствует о том, что право юридического лица на защиту в данном случае не нарушено.
Иные доводы, на которые ссылается заявитель жалобы, направлены на переоценку доказательств, ранее исследованных в рамках производства по делу должностным лицом и судьей районного суда, и не могут повлечь отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Несогласие с правовой оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного решения, поскольку новых доводов, которые могли бы повлиять на законность оспариваемых постановления должностного лица и судебного решения, настоящая жалоба не содержит.
Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности не нарушены.
При назначении Департаменту управления имуществом г.о.Самара административного наказания должностным лицом требования ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ соблюдены.
Назначая Департаменту управления имуществом г.о.Самара административное наказание на основе всесторонней оценки содеянного, тяжести совершенного правонарушения, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о возможности назначения наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.17.15 КоАП РФ для юридического лица.
Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь признание состоявшихся по делу решения суда и постановления должностного лица незаконными и необоснованными, не допущено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение Ленинского районного суда г.Самары от 14.01.2020 г. и постановление начальника отдела МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по Самарской области № 63045/19/78271 от 07.11.2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Департамента управления имуществом г.о. Самара, оставить без изменения, а жалобу начальника отдела социальных программ и контроля жилищного фонда управления по жилищным вопросам Департамента управления имуществом г.о. Самара Толмачевой С.Е. - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 30.13 КоАП РФ решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Самарского областного суда Самарина Е.Г.