Дело № 2-251/2023
УИД № 02RS0010-01-2023-000257-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 апреля 2023 года с. Чоя
Чойский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Кыдыева А.В.,
при секретаре Мешкиновой А.Е.,
с участием помощника прокурора района Кыдырбаевой А.Д.
рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Чойского района Республики Алтай к МОУ «Ускучская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чойского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к МОУ "Ускучская основная общеобразовательная школа" о возложении обязанности произвести оборудование прикотельной территории, расположенной по адресу: <адрес>, местом складирования и накопления (хранения) золошлаковых отходов в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства. Требования мотивированы, тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в части законодательства об охране окружающей среды и природопользования, в ходе которой установлено, что Муниципальным общеобразовательным учреждением «Ускучская основная общеобразовательная школа» при эксплуатации котельной, осуществляется хранение золошлаков от сжигания каменного угля на почве на открытой площадке. Хранение золошлаков производится на не имеющей твердого покрытия площадке, не оборудованной навесом, ограждением, ливнестоками. Складирование отходов в местах, не оборудованных для этих целей, может повлечь загрязнение почв и грунтовых вод, возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней, т.е. оказать негативное влияние на состояние окружающей среды и благополучие человека. Таким образом, нарушениями требований в области охраны окружающей среды нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.ст. 42, 58 Конституции РФ, ст.ст. 11, 39 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей сред». Непринятие администрацией МОУ «Ускучская ООШ» мер по организации места для хранения золошлаков, соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, находящихся в образовательном учреждении на благоприятную окружающую среду, а также возможного причинения вреда здоровью граждан и окружающей природной среде.
В судебном заседании помощник прокурора района требования, изложенные в иске, поддержала.
Директор МОУ «Ускучская ООШ» Джамилханова Д.А. в судебном заседании пояснила, что требования указанные в иске будут исполнены в случае выделения администрацией района из бюджета денежных средств, поскольку у школы собственных средств для исполнения указанных требований законодательства, не предусмотрено.
Представитель третьего лица отдела образования администрации МО «Чойский район» в судебное заседание не явился.
Суд, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения истца, полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушениям.
В соответствие со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) установлены основополагающие принципы охраны окружающей среды, в числе которых принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности, оказывающей какое-либо воздействие на окружающую среду и принцип допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В соответствие с ч. 1 ст. 34 Закона № 7-ФЗ эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ч. 2 ст. 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. При этом Закон № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимает вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 11 Закона № 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) в образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по укреплению здоровья обучающихся и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно статье 22 Закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11, ч. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия.
Согласно ч. 2 ст. 21 Закона № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно п. 215 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (далее по тексту – СанПиН 2.1.3684-21), основные способы накопления и хранения отходов производства в зависимости от их физико-химических свойств: на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях); на производственных территориях предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях, площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений), а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах; вне производственной территории - на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения (хранения и захоронения) отходов (полигоны, шламохранилища, в том числе шламовые амбары, хвостохранилища, отвалы горных пород).
В силу п. 216 СанПиН 2.1.3684-21 накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.
В силу п. 220 СанПиН 2.1.3684-21 при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
В соответствии со ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Чойского района проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в части законодательства об охране окружающей среды и природопользования, в ходе которой установлено, что Муниципальным общеобразовательным учреждением «Ускучская основная общеобразовательная школа» при эксплуатации котельной по адресу: <адрес>, осуществляется хранение золошлаков от сжигания каменного угля на почве на открытой площадке. Хранение золошлаков производится на не имеющей твердого покрытия площадке, не оборудованной навесом, ограждением, ливнестоками. Складирование отходов в местах, не оборудованных для этих целей, может повлечь загрязнение почв и грунтовых вод, возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней, т.е. оказать негативное влияние на состояние окружающей среды и благополучие человека.
Таким образом, администрацией МОУ «Ускучская ООШ» нарушаются требования законодательства в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» и гарантированные государством.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В связи с вышеизложенным суд считает необходимым требования прокурора района в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Ускучская ООШ» о возложении обязанности произвести оборудование прикотельной территории в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды удовлетворить, с установлением трех месячного срока в силу положений ст. 206 ГПК РФ, в течении которого решение суда должно быть исполнено.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Чойского района Республики Алтай к МОУ «Ускучская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности произвести оборудование прикотельной территории в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды, удовлетворить.
Возложить на муниципальное общеобразовательное учреждение «Ускучская основная общеобразовательная школа» обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную произвести оборудование прикотельной территории, расположенной по адресу: <адрес>, местом складирования и накопления (хранения) золошлаковых отходов в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Чойский районный суд Республики Алтай.
Судья А.В. Кыдыев
Решение в окончательной форме изготовлено 14 апреля 2023 года.