УИД 42RS0020-01-2023-000302-08
Дело № 2-469/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(Заочное)
Город Осинники 04 мая 2023 года
Осинниковский городской суд Кемеровской области
В составе председательствующего судьи Зверьковой А.М.
При секретаре Дубровиной Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Осинниковского городского округа к Аргокову Николаю Ивановичу о возложении обязанности по сносу жилого дома и хозяйственной постройки,
У С Т А Н О В И Л
Администрация Осинниковского городского округа обратилась в суд с исковым заявлением к Аргокову Н.И., в котором просит возложить на ответчика обязанность по осуществлению сноса жилого дома с кадастровым номером №, площадью № кв.м., деревянной хозяйственной постройки, находящимся по адресу: № вывоза строительного мусора за счет собственных средств.
Требования обосновывает тем, что ответчику на праве собственности принадлежит неэксплуатируемый полуразрушенный жилой дом, кадастровый номер №, площадью № кв.м., находящийся по адресу: № Согласно справки БТИ от 20.07.2022г. № № и договора купли - продажи (дома) части дома собственником данного жилого дома и хозяйственной постройки является Аргоков Н. И. Согласно акту осмотра индивидуального жилого дома с земельным участком от 07.09.2022 по данному адресу располагается дом, который имеет разрушенный и заброшенный вид. Кровля частично разрушена, окна выбиты. Внутри дома различный мусор в виде бытовых отходов, строительного мусора, штукатурки, досок, обломков стен и стекол. На участке также располагается деревянная хозяйственная постройка, расположенная в глубине участка. Участок зарос деревьями и кустарником, не огорожен, доступ не ограничен. Следов хозяйственной деятельности на участке не обнаружено. Объект находится в аварийном состоянии, представляет ежедневную опасность жизни и здоровью граждан. Хозяйственная постройка и дом не используются по назначению и не эксплуатируются, находятся в аварийном, в полуразрушенном состоянии. Хозяйственная постройка и дом достигли такого износа, что не является целесообразным проводить их капитальный ремонт для дальнейшей возможной эксплуатации. Мер к сохранности или ограждению хозяйственной постройки, дому собственник не принимает. К дому и постройке имеется несанкционированный доступ людей, что влечет за собой наличие угрозы их жизни и здоровья, поскольку данные строения могут обрушиться в любой момент, что наглядно подтверждается актом осмотра. Устранить опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан возможно только путем сноса данного дома и хозяйственной постройки ответчика. В адрес ответчика направлялось уведомление о принятии мер по устранению нарушений, ответчик мер не предпринял.
В ходе рассмотрения дела к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования привлечены БТИ г.Осинники, Управление Росреестра (Осинниковский отдел).
В судебное заседание представитель истца не явился. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Не возражает против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Ответчик Аргоков Н.И. в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела по месту регистрации.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования БТИ г.Осинники, в судебное заседание не явился, извещены, начальник филиала БТИ просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования Управление Росреестра (Осинниковский отдел) в судебное заседание не явился, извещены, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя. Дополнительно сообщили, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения об объекте - индивидуальный жилой дом с кадастровым номером №, назначение: жилое, общей площадью № кв.м., расположенный по адресу: № сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания. Суд, руководствуясь ст. 233 ГПК РФ, определил о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
Исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (абз. 2), соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (абз. 7).
На основании п. 2 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 62 Земельного Кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
В соответствии с пп.5 п.2 ст.8 Градостроительного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях.
Согласно п. 20 ч. 1, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципальных районов относится осмотр зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Согласно п. 11 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ в случае поступления в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения зданий, сооружений заявлений физических или юридических лиц о нарушении требований законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений, о возникновении аварийных ситуаций в зданиях, сооружениях или возникновении угрозы разрушения зданий, сооружений органы местного самоуправления, за исключением случаев, если при эксплуатации зданий, сооружений осуществляется государственный контроль (надзор) в соответствии с федеральными законами, проводят осмотр зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направляют лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Согласно ч. 5, ч. 6, ч. 7, ч. 8, ч. 9 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов (ч. 5 ).
В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений (ч. 6).
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации (ч. 7).
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (ч. 8).
Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения (ч. 9).
Судом установлено, что Аргоков Н.И. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: № с кадастровым номером №, что подтверждается выпиской ЕГРН (л.д. 11-13), справкой БТИ г.Осинники (л.д.14), копией договора купли-продажи (л.д.15).
Согласно акту осмотра индивидуального жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: № от 07.09.2022, составленному главными специалистами отдела аренды и учета, начальником отдела аренды и земельных отношений МКУ КУМИ Осинниковского городского округа, по данному адресу располагается дом, который имеет разрушенный и заброшенный вид. Кровля частично разрушена, окна выбиты. Внутри дома различный мусор в виде бытовых отходов, строительного мусора, штукатурки, досок, обломок стен и стекол. На участке также располагается деревянная хозяйственная постройка, расположенная в глубине участка. Участок зарос деревьями и кустарником, не огорожен, доступ не ограничен. Следов хозяйственной деятельности на участке не обнаружено. Объект находится в аварийном состоянии, представляет ежедневную опасность жизни и здоровью граждан. Осмотр проводился визуально, в ходе осмотра велась фотосъемка, составлена фототаблица (л.д.9,10).
Уведомлением от 10.11.2022 №№ МКУ КУМИ Осинниковского городского округа уведомила Аргокова Н.И. о необходимости обратиться в МКУ КУМИ для приведения в соответствие указанных в уведомлении параметров, либо произвести демонтаж объекта для предотвращения дальнейшего разрушения (л.д.7).
17.12.2020 администрация Осинниковского городского округа повторно направила ответчику Аргокову Н.И. уведомление № №/№ о необходимости в строгом порядке установить ограждение по всему периметру, прекратить свободный доступ к строению в срок до 23.12.2020 (л.д.24). Однако со стороны ответчика никаких действий не последовало.
Суд приходит к выводу, что хозяйственная постройка и дом не используются по назначению и не эксплуатируются, находятся в аварийном, в полуразрушенном состоянии, хозяйственная постройка и дом достигли такого износа, что не является целесообразным проводить их капитальный ремонт для дальнейшей возможной эксплуатации, с чем его эксплуатация в настоящем состоянии угрожает жизни и здоровью граждан, потенциально опасно.
При указанных обстоятельствах, поскольку восстановление нарушенных прав и охраняемых законом интересов невозможно иным способом, требования администрации Осинниковского городского округа о возложении на ответчика обязанности по осуществлению сноса жилого дома с кадастровым номером №, площадью № кв.м., деревянной хозяйственной постройки, находящимся по адресу: №, вывоза строительного мусора за счет собственных средств, подлежат удовлетворению.
Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
При таком положении, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 135 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ № ░░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: №, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, № ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░